Женщина в алтаре

Итак, женщина, с точки зрения Церкви, вовсе не является чем-то нечистым

Как это подозревают некие либерально настроенные личности. Иначе не превозносила бы Церковь так Пречистую Богородицу! Не чтила бы сонм святых жен и дев.

Более того, в понятии Нравственного богословия нет существенной разницы между мужчиной и женщиной, мирянином и священником. Богословие видит в нас людей! Людей, которые идут ко спасению, или людей, которые обрекают себя на гибель. Только такое деление.

Толкуя 15-е Правило Халкидонского собора, Вальсамон пишет: «То, о чем говорится в настоящем правиле, совершенно вышло из употребления; ибо ныне не рукополагают диаконис, хотя некоторые подвижницы не в собственном смысле и называются диаконисами; потому что есть правило, определяющее, чтобы женщины не входили во святый алтарь. Итак, та, которая не может входить во святый алтарь, каким образом будет исполнять обязанности диаконов?» Вот мы и споткнулись! Оказывается, есть правило, определяющее, чтобы женщины в алтарь не входили… Вот, кажется, и начинается дискриминация…

Поищем такое правило, чтобы понять, почему же женщинам не подобает входить в священный алтарь

Обратимся к Синтагме и посмотрим главу 22 «О том, что женщинам не должно входить в святой алтарь». Читаем: «44-е правило собора Лаодикийского считает неуместным, чтобы для женщин был доступен святой алтарь, хотя прежде было допущено и им. Ибо если мирянам-мужчинам сие запрещено (69-м правилом VI Вселенского Собора), то тем более должно (быть запрещено) женщинам. А не допущены (женщины в святой алтарь), как говорят некоторые, по причинам непроизвольного месячного течения».

Так вот, в чем дело! Оказывается, точно так же и мужчинам-мирянам запрещено входить в алтарь! Вот как говорит об этом 69-е Правило Шестого Вселенского собора: «Никому из всех принадлежащих к разряду мирян да не будет позволено входити внутрь священного алтаря. Но по некоему древнейшему преданию, отнюдь не возбраняется сие власти и достоинству царскому, когда восхощет принести дары Творцу».

Итак, позволительно только царю входить из мирян и потому, что он — помазанник, и только тогда, когда он приносит дар, т.е. царский ритуальный подарок на церковь.

Давайте постараемся понять: почему мирян не пускает Правило в алтарь

Думаю, что и искать поясняющих правил не надо: и так ясно! Святилище необходимо для того, чтобы в нем священнодействовали. Его отделили от пространства храма для того, чтобы это место было не только особо свято, но и чтобы не допускать в нем бесчиние и толчею, какая бывает в случае большого количества людей в церкви, особенно на праздники.

В алтаре должно быть сосредоточие молитвы и исключительный порядок. Это особенно важно в виду того, что на святой трапезе Чаша с Божественной Кровью! На трапезе — Агнец Божий в виде Хлеба! Никто никого не должен подтолкнуть по неосторожности, но во всем внимание и благоговение.

Если же в алтарь станут входить миряне, то алтарь станет местом проходным, и вскоре начнется беспорядок и неудобство при священнодействии!

И сегодня можно видеть, как досаждают подчас миряне священникам, вышедшим по какому-либо делу из алтаря. Каждому надо что-то сказать, спросить, какую-то записку сунуть с множеством объяснений, а то и подарок всучить, а порой замечание или жалобу с возмущением высказать. Некоторые пытаются свои обычаи заводить на месте своего стояния… И все это может войти в алтарь!

Потому вполне мудрое решение было Святых отцов о том, что в алтаре должны находиться только служащие Святым Тайнам!

Впрочем, время внесло правки в Соборные постановления, и сегодня мы можем видеть некоторых мирян в алтаре. Но с какой целью они там?

Разве праздношатающихся? Нет — прислуживающих. Поскольку в Кормчей книге написано, что священник не смеет приступать к служению Литургии, если нет у него прислуживающего пономаря…

И тут мы вдруг сталкиваемся с еще одной странностью. В женских монастырях можно видеть монахинь в алтаре! И именно с той же целью им позволено входить в алтарь — они прислуживают во время службы!

Так значит, женщин Церковь все-таки не считает ниже мужчин!

Просто, во всем должна быть мера, и во всем должен быть смысл и порядок в Церкви Божией.

И если женщина по случайности вошла в алтарь, то это не значит, что она его осквернила. Нет. Но, это значить что она нарушила церковный порядок и согрешила против Церкви. И это — повод покаяться и, осознав свою вину, больше так не делать, но быть скромной и знать свое место и роль. Как знают свой инструмент и партию музыканты, чтобы симфонический оркестр звучал слаженно и достойно того произведения, которое вознамерились исполнить. А иначе — какофония!

Отвечает иеромонах Иов (Гумеров):

О вхождении в алтарь существуют правила, принятые древними соборами. Согласно им никто (ни мужчина, ни женщина) в алтарь входить не может. Только священнослужители. Шестой Вселенский (Трулльский) собор определил: Никому из всех, принадлежащих к разряду мирян, да не будет позволено входити внутрь священнаго олтаря, но, по некоему древнейшему преданию, отнюдь не возбраняется сие власти и достоинству царскому, когда восхощет принести дары Творцу (правило 69). Епископ Никодим (Милош) дает этому постановлению такой комментарий: «В виду таинственности приносимой в алтаре бескровной жертвы, воспрещено было, с древнейших времен церкви, входить в алтарь всякому, кто не принадлежал к клиру. «Алтарь предназначен только для священных лиц», – вот общее правило церкви, как восточной, так и западной. Трулльские отцы теперь это лишь узаконяют. В XII веке поднят был вопрос о том, может ли монах (конечно, не принадлежащий еще к клиру) войти в алтарь, причем патриарх константинопольский Николай, в первом своем каноническом ответе, высказывает мнение, что монаху не следует возбранять вход в алтарь, в виду чести монашеского чина, однако только тогда, когда надлежит зажигать свечи и лампады. Из этого видно, как строго соблюдалось предписание этого правила; это и поучительно в том отношении, как следовало бы обращать на это внимание и ныне, и вообще всегда. Исключение допускает правило только для царской особы, притом на основании какого-то древнего предания, когда император пожелает принести Богу дар. Что этот обычай существовал гораздо раньше этого собора и что, следовательно, был действительно древний, – свидетельствуют следующие слова императора Феодосия Младшего, содержащиеся в актах III Вселенского Собора: «Мы, которые всегда нужным числом государственных оруженосцев окружены, и которым не приличествует быть без оруженосцев, когда однако входим в храм Божий, оставляем вне храма оружие и даже снимаем с головы диадему императорского величества; когда же приносим дары, вступаем в св. алтарь, причем по принесении оставляем его и занимаем принадлежащее нам место». То же самое повествует Феодорит о Феодосии Великом, который, по выдержании публичного покаяния, наложенного на него св. Амвросием, вошел в храм и затем, когда наступил час приношения, вошел в св. алтарь, чтобы и ему, по обычаю, принести Богу дары. Подобное свидетельство находим и у Созомена. Этот обычай соблюдался в православной церкви во все последующие века, так что царям всегда дозволено было входить в алтарь, и в алтаре как Божиим помазанникам причащаться, наравне со священнослужителями» (Правила Православной Церкви, т.1).

Как видим, правила не дозволяют входить в священный алтарь и оставаться там никому, кроме тех, кто совершает службу. Даже цари после принесения дара Богу должны оставлять алтарь. К сожалению, это правило сейчас не соблюдается. В результате в алтарь привносится много суеты. Исчезло благоговейно-трепетное сознание присутствия в месте, где совершается величайшее таинство – Евхаристия.

Ранее Лаодикийский собор принял 44-е правило: Не подобает женщине в алтарь входить. Епископ Никодим (Милош) пишет: «Напоминая в толковании этого правила о воспрещении входить в алтарь всякому мирянину вообще, Зонара прибавляет, что тем более это должно быть воспрещено женщинам, у которых, независимо от их воли, бывает и течение месячных кровей». В женских монастырях по благословению правящего архиерея разрешается пожилым монахиням или инокиням нести послушание в алтаре.

У алтарников свои обязанности и правила

  • Перед входом в алтарь необходимо поцеловать икону на воротах.
  • Затем поклониться три раза с крестным знамением. В будни – земные поклоны, в праздники – поясные.
  • Далее попросить благословения у находящегося священника.
  • Проходя рядом с горним местом, нужно перекреститься.
  • Ни в коем случае нельзя громко разговаривать и смеяться.
  • Во время Евангелия, прочтения канона и херувимской песни нельзя допускать шума. Должна слышаться лишь молитва.
  • Строго запрещено прикасаться к престолу и жертвеннику.
  • Необходимо стараться как можно меньше ходить перед Престолом.
  • Нельзя проносить с собой какую-либо еду.
  • Запрещено проходить через Царские ворота.
  • Недопустимо проносить с собой технические средства.
  • Отвлекать священнослужителя вопросами также нежелательно.
  • При любом наружном кровотечении алтарник обязан удалиться.

В некоторых женских монастырях в эту часть допускают женщин – монахинь в преклонном возрасте. И еще реже к алтарю допускается кто-то из прихожан.

Попытаемся понять, почему настолько строги рамки нахождения у алтаря для мирян.

По словам архимандрита Алипия Светличного, недопущение этой категории прихожан происходит по объективным причинам:

  • Женщин – из-за «ежемесячного непроизвольного течения».
  • Простых прихожан – потому что алтарь – это святилище.

Алтарь – это средоточие молитвы, там должен царить порядок. Потому он и отделен от остальной территории храма, дабы сохранить святость этого места. Исключить суету, шум и толкотню, что неизбежно при большом скоплении людей.

Если разрешить вход в алтарь всем мирянам, он перестанет быть священным местом, а станет проходным. А отсюда – вполне объяснимый беспорядок и, соответственно, помехи для совершения священнодействий.

Итак, мы постарались дать ответы на интересующие вас вопросы, один из которых «Почему женщинам нельзя заходить в алтарь?».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *