Женский инфантилизм

Женский инфантилизм современного социума

(Редакция вторая)
Многие слыхали о так называемом синдроме Питера Пэна, когда некоторые мужчины, не желая взрослеть, плывут по течению судьбы. Они не учатся, не работают, не служат в армии, не исповедуют религии, ведя гедонистический образ жизни. Чем вызывают порицание индустриального стада общества, требующего от каждого выполнения жесткой социальной роли, направленной на воспроизводство и поддержание популяции. При этом мало кто из читателей, знаком с другой стороной медали, а именно женским инфантилизмом, эпидемия которого накрыла Беларусь, Украину, Россию и частично Прибалтику.
У этих двух расстройств, имеются общие черты. Во-первых, нежелание взрослеть. Индивид остается подростком, со всеми вытекающими отсюда последствиями. Во-вторых, проявляется полное безволие, как в социальной, так и личной жизни. Главная задача индивида в такой ситуации, поиск человека, на которого можно перекинуть финансовые и бытовые проблемы, вызванные жизнью в человеческом стаде индустриального улья. В-третьих, бытовая неприспособленность, перемежающаяся паническими атаками на данной почве. В-четвертых, социальные действия, подмененные мечтаниями. Например, о некоем мифическом идеале, “настоящем мужчине” или “легких деньгах”.
Причины женского и мужского инфантилизма, кроются в сексуальной и социальной революции конца восьмидесятых, начала девяностых годов 20 столетия. Когда статичные роли классической советской нуклеарной семьи, были заменены новыми половыми ритуалами. Но если на Западе, данный процесс привел к эмансипации женщин и высвобождения их для участия в политической жизни, то у нас он вызвал абсолютно другой эффект. Молодые женщины, обретя долгожданную социальную сексуальную свободу, приняли идеи полового равноправия по-своему. И на отголосках, западного культа потребления, выстроили новую паразитическую модель существования. В основе, которой лежит приспособленчество, глянец и нежелание решать или делать что – либо. Именно поэтому песни подобные “Она хотела бы жить на Манхеттене” Бандэрос, превратились, чуть ли не в гимн целого поколения.
Ведь, например, в той же Швеции считается дурным тоном, открывать перед женщиной дверь, либо предложить поднести сумку. Так как это является унижением. Женщина не инвалид и все может сделать сама. Но в наших широтах приняты другие роли и ритуалы. Именно, поэтому многие мужчины начали называть брак не иначе, как ИП “Семья”, где один из учредителей, вкладывает все, а другой ничего. А в случае неудачного завершения бизнес проекта еще и теряет.
При этом следует отметить, что инфантилизм большинства женщин в нашем обществе, порожден именно отрицанием классической советской нуклеарной семьи. Не для кого не секрет, что по опросам большинство, девушек не хочет прожить свою жизнь так, как прожили ее родители, постоянно боровшиеся за выживание. Массовый алкоголизм, безотцовщина, и прочие социальные бичи на фоне постоянного вливания массмедиа гламурных историй, лишь укрепили это мышление.
Например, деревенские инфантильные барышни, стремятся в столицу, чтобы найти как минимум коренного жителя с отдельной квартирой. Чтобы, родить ЕМУ. Почему? Потому что, наше законадательство, не смотря на заявленное равноправие в конституции, всегда на стороне женщины. Можно написать много текста, но я хочу привести, классический сценарий женского инфантилизма.
Приезжаяя самка, находит себе самца в крупном центре человеческого социума, владеющего наследством, доставшемся ему от родителей. После энного количества половых актов, самка беременяет, не факт что от данного самца, и требует оформить законные отношения. После чего, предлагает разменять/построить/взять кредит, нужное подчеркнуть, на жилье. Самец разрывается, на двух, трех работах, чтобы самка воспитывала детеныша. Но после нескольких лет, та подает на развод, из-за того что ей уделяли мало внимания и проче, прочее, прочее. Суть этого маневра в том, что жилье некода принадлежавшее самцу и размененное им, уже перестает быть его собственностью. Так нехитрым способом, самка получает солидную сумму плюс алименты.
Здесь следует отметить. Что ребенок в подобных случаях, служит лишь средством извлечения выгоды наперед. Недавно, интернет потрясли обсуждения на одном из популярных женских форумов, о том, как заберемянеть от нужного богатого самца. Варианты были самые разные, от прокалывания контрацептива до вдавливания мужского семени внутрь из отработаного презерватива. Задача, в этом как и предыдущем случае, законно поставить самца на счетчик, выражаясь емким блатным сленгом.
Именно в таких ситуациях, многие попадают в топи нашего законодательства. Так, в Беларуси: “Декларируемого равенства между мужчинами и женщинами …. в семейно-правовом поле не существует. Отцы бесправны, так как во всех семейных вопросах судебная практика – на стороне женщины. Особенно это видно, если вопрос о месте жительства детей определяется в благополучной семье”. Пишет портал TUT.BY.
Самец не только лишается собственности, капиталов, детей, но еще и не имеет права контролировать расходование алиментов. Потому что общество считает, что самке виднее, куда требуется употреблять средства. Достоянием СМИ стал не один скандал, вызванный, инфантильными мамашами, тратившими деньги, предназначенные ребенку исключительно для своих утех.
Почему же так происходит? Ведь, существует множество порядочных и серьезных мужчин. И, тем не менее, государство в лице женщин — судей лишает отцов прав на детей после развода. Все дело в том, что женский инфантилизм это не просто расстройство одной конкретной личности, это коллективная социальная установка, созданная гедонистическими СМИ.
Вся проблема в том, что не смотря на заявленное равноправие женщин, в том числе и судьи, априори считают, что их дочери нуждаются в поддержке. И не для кого не секрет, что целью таких индивидуумов является беззаботное паразитическое существование за счет других. И именно, в этом и законодательной сфере я вижу корень проблемы рождаемости. Отсутствие заявленного равноправия, фактически мародерство в пользу инфантильных особ, не способствует росту населения.
Равноправия полов законодательно не существует. Более того, когда инфантильная самка сталкивается с настоящим альфа — самцом, она не всегда ментально готова принять такую модель реальности. Ведь все что она видела у себя в семье, в школе, все, о чем она читала в журналах, расходится с тем, что происходит на практике. Контуры нервной системы, запечатлевшие в биохимических отпечатках автоматизированные рефлекторные модели поведения, не могут адекватно реагировать на доминирующего мужчину.
Инфантильная самка не осознает себя и своего поведения. Для нее все происходящее данность. Именно об этом говорит женский сленг:
1. Мудак, подлец — мужчина, владеющий теми же психологическими приемами, что и женщина и способный в своих действиях руководствоваться собственными интересами.
2. Козел — мужчина, который успешно использует женщин. “Женщины называют козлом того, кого не удалось сделать бараном”.
3. Любимый – мужчина, который пока не перешел в какую-либо из предыдущих категорий.
4. Зануда — мужчина способный анализировать отношения с женщинами.
5. Агрессор – мужчина, который адекватно реагирует на женское хамство.
6. Настоящий мужчина – мифический собирательный образ, который объединяет все инфантильные женские фантазии и мечты.
7. Обиженный – мужчина которому навредили женщины навредили, и он это понял.
8. Женоненавистник — мужчина, которому навредили, он это заметил, и ему не понравилось.
9. Маменькин сынок- мужчина любящий свою мать.
Не зря Тимоти Лири в своих работах, указывал на то, что женщина в свое время была лишь прирученным домашним биороботом для удовлетворения бытовых и сексуальных прихотей. Но время изменилось, технический прогресс ушел вперед. И вот многие самцы задаются вопросом. А что же делает их любимая? Ведь она питается только творожками и йогуртами. Не готовит никакой пищи. Не потому что на диете, а потому что ей лень. На просьбу состряпать что-нибудь обычно устраивает истерику/паническую атаку вскрикивая, что не будет борщи выготавливать, как ее/его мать.
Вообще, дом — отдельная тема. Не смотря на полную автоматизацию всех процессов: стирает стиральная машина, готовит мультиварка или микроволновка, пол убирает пылесос, посуду моет посудомоечная машина, пыль предотвращает увлажнитель воздуха, инфантильная самка и это считает чрезмерной нагрузкой для себя. Хотя любой здравый человек, прекрасно понимает, что в этом нет ничего сверхъестественного.
Просто инфантильные женщины, слишком зациклены на себе, своих желаниях и капризах, не замечая проблем вокруг. Так им можно повторять несколько раз не делать чего – либо, но они все равно будут механически повторять некое действие. Например, включать два обогревателя в один удлинитель. Хотя они прекрасно понимают, что это может вызвать пожар. Обычный ответ на критику в таком случае прозвучит так: “Я же девушка, я не должна. Я этого не делала, оно само. Я этого не понимаю. Но ты же мужчина” и так далее. Думается, многие из читателей сталкивались с подобными биороботическими сущностями. И во многих случаях они оказывались причиной технических проблем, неполадок, либо пожаров.
Инфантильных женщин легко отличить от других не только по манере поведения, но и по сленгу. Их речь довольно бедна, но при этом показательно пафосная, в связи с низким уровнем интеллекта и высоким чувством собственной исключительности.
Унизительные для любого культурного человека фразы – клише, лишь подчеркивают скудоумие (не путать с приспособляемостью) и предсказуемость, инфантильных женщин:
1. Фразы общения:
Поговори со мной.
Что ты делаешь?
Расскажи о чем думаешь?
Расскажи мне что-нибудь интересное.
М-м-м-м-м. Ясно.
Короче, мне все ясно. Пока!
2. Фразы нравоучения:
Делай что хочешь!
Об этом у девушки неприлично спрашивать.
Хватит уже. Пора взрослеть!
Ты всегда думаешь только о себе.
Вот и общайся со своим компьютером.
На друзей у тебя всегда время есть.
Ты уже не тот, кого я знала раньше.
Правильно мне про тебя моя мама говорила.
В то время была глупая, а теперь поумнела.
Ну, естественно, ты никогда не в чем не виноват!
Главное не то, что ты сказал, а как ты это сказал.
Иди гуляй со своими друзьями алкашами, с ними же интереснее.
3. Фразы настроения:
Вот у Ани Сашка машину купил.
Мы с тобой вообще никуда не ходим.
Ты давно не дарил мне цветов!
Ты даже не заметил, что я покрасилась!
Тебе никогда нет до меня дела!
Ну, и встречался бы тогда с это своей одноклассницей!
Рано вставать? Конечно, тебе бы поскорее сбежать от меня.
За год отношений ты так и не понял, что мне нужно.
Подумай сам почему я обиделась?
У меня нормальное настроение.
Я не обижаюсь, я делаю выводы.
Между прочим, я из-за тебя плакала.
Я умру и все у тебя наладится.
Нет, я не обижаюсь!
Извинись на коленях.
После этого ты мне никто.
Сотру тебя из Мемори.
Я села в маршрутку, а ты даже не помахал.
4. Фразы жизнедеятельности:
Нет, ты первый положи трубку.
Я ничего не трогала, оно само!
Ладно, сама всё сделаю!
Ноготь сломала.
5. Фразы с общим вопросом:
Ты точно вчера домой пошел?
Скажи мне, я толстая?
Расскажи, за что ты меня полюбил?
Скажи честно, я тебе еще не надоела?
Ты забыл сегодня 3 месяца, как мы познакомились?
Посмотри на меня. Ты ничего нового не замечаешь?
Чтобы ты сделал, если бы я сказала, что беременна?
6. Фразы «Я»:
Дай я выдавлю тебе прыщ.
Я видела как ты смотрел.
Я не такая как все. Я особенная.
Я буду перекрашиваться в свой цвет.
Не смотри как я одеваюсь, я стесняюсь.
Когда ты меня держишь за руку, я не чувствую любви.
Что-то по тебе не видно, что я для тебя единственная.
Подари мне свою футболку. Я буду в ней спать.
7. Фразы «нужно»:
Мне нужна романтика.
Мне нужно твое внимание.
Таким ты мне не нужен.
8. Фразы «взаимоотношений»:
Что это за баба появилась у тебя в друзьях?
Когда ты меня держишь за руку, я не чувствую любви.
Ну, где этот козел? О, мой котик пришел.
Почему ты мне не звонишь, у тебя другая?
Фу-у-у-у! Ты такой пошлый!
Выпил пива, можешь ко мне не подходить.
Ты пользовался мной как игрушкой.
Лучше меня ты никого не найдешь.
Представленные выше цитаты, лучше любых психологических теорий описывают модель реальности инфантильной женщины. Поэтому я всегда настаивал, и буду настаивать на том, что нужно уметь слушать. Ведь вышеупомянутые фразы, являют собой загрузочную лингвистическую программу для вашего мозга. И если вовремя не распознать их, можно угодить в неприятности, будь вы мужчина или женщина. Ведь подобные индивиды сядут вам на шею, ровно настолько, на сколько вы это позволите. Думайте своей головой, не играйте в чужие игры!

ДЕТАЛЬНЫЙ ТЕСТ НА ИНФАНТИЛЬНОСТЬ – DIT

1. Введение

В обществе лавинообразно увеличивается количество инфантильных молодых и не очень молодых людей, которые предъявляют поведение, не соответствующее их биологическому возрасту. Они не могут нормально жить в нормальном обществе, потому что они не могут (иногда – не хотят) брать на себя ответственность за себя и тем более за других, даже наиболее близких им людей, не могут (или не хотят) принимать ответственные решения, не могут (или не хотят) нести ответственность за свои действия, за свое поведение. Несколько сгущая краски, можно говорить о том, что тенденция нарастания слоя таких инфантильных людей начинает угрожать обществу, начинает разрушать его социальную ткань. В таких условиях существенно повышается актуальность своевременного диагностирования состояния инфантильности, и такая диагностика позволит как оценить масштаб проблемы и наметить общие, в первую очередь социальные, общественные и воспитательные способы ее решения в обществе, так и более подробно, чем это определено сегодня, оказывать индивидуальную помощь в решении, облегчении, иногда лечении этого состояния у конкретных людей.

2. Виды инфантильности

Начнем с определений. Термин «инфантильность» происходит от слова «инфант». Из Википедии: Инфа́нт, женская форма инфа́нта (исп. infante, порт. infant) – титул всех принцев и принцесс королевского дома в Испании и Португалии.
Оттуда же: Инфантилизм (от лат. infantilis – детский) – это незрелость в развитии, сохранение в поведении черт, присущих предшествующим возрастным этапам.

Обычно при оценке инфантильного мышления, инфантильного поведения даются очень немногие и общие определения этого естественного для ребенка психического явления, психического состояния, которое перестает быть нормальным для детей более старших возрастов и тем более для подростков, молодых людей и взрослых. Приведем одно из них, из Большого Медицинского Словаря на сайте “Академик” ():

“Мышление инфантильное (синонимы: мышление прелогическое, мышление синкретическое) – мышление, при котором объединяются несовместимые звенья, не проводится различий между субъективными представлениями и объективным познанием действительности; свойственно детям раннего возраста, наблюдается также при некоторых патологических состояниях психики”.

Иногда добавляют про “детское поведение”, про наивность и пассивность (однако, пассивность у детей часто бывает очень избирательной), про избегание ответственности.

Важность проблемы подчеркивает Кирилл Елисеев (К. Елисеев, 2013): ” Умы миллионов обывателей (в особенности – Западного мира) оказались законсервированными в подростково-детском состоянии, с подростково-детскими интересами, взглядами на жизнь и пониманием (точнее, не-пониманием) своего места в мире.

В Штатах, например, уже вполне обыденным, распространенным явлением стали так называемые кидалты (сокращение от англ. kid — ребёнок и англ. adult — взрослый). Кидалт — взрослый человек, сохраняющий свои детские и юношеские увлечения. Впервые слово (кидалт) появилось в 1985 году в газете The New York Times для описания мужчин 30 лет и старше, которые увлекаются мультфильмами, фэнтези, компьютерными играми и бесполезными, но красивыми и часто дорогими гаджетами. В психологии для обозначения этого склада личности используется термин «синдром Питера Пэна». Психологи объясняют «синдром Питера Пэна» как относительно мягкую, поверхностную форму эскапизма – стремления уйти от реальности в мир иллюзий”.

Еще одну оценку инфантильности вводят (в пределах своей теории) последователи Зигмунда Фрейда (З. Фрейд, 2014), описывая инфантильность взрослых либо как застревание, фиксация на определенной стадии развития, непреодоление соответствующего конфликта в детстве, либо как тип индивидуальной защиты, называемый регрессией. Хотя иногда этот тип поведения предъявляется взрослым нормально развитым и психически здоровым человеком с целью избежать ответственности.

С первой частью мнения З. Фрейда не очень согласен Карл Густав Юнг (К. Юнг, 1997), указывающий, что такое поведение во взрослости может указывать на следствия изнеженности, халатности, пассивности, алчности, злобы и прочих видов эгоизма. Но он же указывает на возможную зависимость человека, предъявляющего элементы инфантильности мышления и поведения.

Но если для ребенка такое мышление и соответствующее ему поведение является естественным, то относительно постоянное сохранение этих свойств и/или их частое использование в более старших возрастах и, особенно, во взрослости является заметным психическим отклонением недостаточного развития психических свойств.

Возможны самые разнообразные классификации инфантилизма с той или иной подробностью его разделения на виды и подвиды. Мы выделим несколько видов инфантилизма, которые представляются нам основными:

  • Инфантилизм социальный (общественный);
  • Инфантилизм воспитательный;
  • Инфантилизм соматический;
  • Инфантилизм психический;

Хотя инфантилизм всегда проявляется в психической сфере, его этиология при внимательном изучении оказывается намного более сложной. Первопричинами инфантилизма могут оказаться не только психические отклонения или травмы ЦНС. Эмиль Крепелин (Э.Крепелин, 2009) и ряд других психиатров (Михаил Осипович Гуревич (М.О. Гуревич, 1932), Василий Алексеевич Гиляровский (В.А. Гиляровский, 1954)) рассматривали некоторые варианты инфантилизма как атипичную форму олигофрении. Возможными причинами инфантилизма в литературе также называются и наследственные причины (наркомания, алкоголизм), причины, приобретенные в силу собственного девиантного поведения и проблемы физических и соматических отклонений (эндокринные, недоразвитие тех или иных органов и систем организма, включая органические проблемы мозга и проч.).

Можно предположить, что инфантильность мышления и поведения при психической форме инфантилизма, хотя и указывает в отдельных случаях на латентную форму олигофрении в ее высокой части измеряемого IQ (легкие формы дебилизма (IQ 65—69), который во всех его стадиях (лёгкая форма – IQ 65—69, умеренно выраженная форма – IQ 60—64 и тяжёлая форма – IQ 50—59) по МКБ-10 называется «умственная отсталость лёгкой степени» или «лёгкая умственная отсталость» F70), но чаще может свидетельствовать о минимальной мозговой дисфункции (ММД) или (синоним) минимальной церебральной дисфункции (МЦД) – IQ 70—85.

Инфантилизму соответствует ряд рубрик МКБ-10: F 89; F 60.8; F 07.8. Диагностике и лечению инфантилизма посвящен длинный ряд работ (Макушкин Е.В. и др., 2015 и другие работы).

3. Общие признаки инфантилизма

Приведем самые общие признаки инфантилизма, которые могут навести нас на мысль о необходимости более глубокой и точной диагностики этого состояния. Как правило, детский инфантилизм хорошо заметен явным отставанием развития и поведения от возрастной нормы. Гораздо труднее выявить инфантилизм у взрослых, хотя многие аспекты поведения вызывают вопросы о несоответствии естественных ожиданий и предъявляемого поведения. Выделим ряд общих, часто неспецифических признаков “взрослого” инфантилизма (по материалам статьи “что такое инфантильность”):

  • эгоцентризм – все должно вращаться вокруг него, без усилий с его стороны;
  • иждивенчество – социальная позиция;
  • совершает поступки, не задумываясь о последствиях, а лишь ориентируясь на свои потребности;
  • нет цели в жизни, кроме собственного комфорта;
  • нет адекватной оценки себя;
  • не стремится к самопознанию и саморазвитию;
  • не умеет решать проблемы, ждет когда кто-то решит за него.
  • боязнь ответственности;
  • застревание в детских переживаниях обидах;
  • склонность обвинять весь мир в своих неудачах;
  • не стремятся к развитию и новым знаниям;
  • неумение ставить цели и реализовывать их;
  • сложно воспринимается чей-либо отказ в чем-то, инфантилы считают, что им все должны, а они никому;
  • сильная привязанность к родителям;
  • в работе стремятся переложить свои обязанности на других.

Детский инфантилизм выглядит совсем по-другому. Для типичной характеристики ребенка-инфантила воспользуемся характеристиками этого состояния, почерпнутыми из статьи “Инфантильный ребенок в школе”. По мнению авторов статьи, инфантилизм ребенка проявляется в следующих признаках:

  • в слабой способности ребенка подчинять свое поведение требованиям ситуации;
  • неумении сдерживать свои желания и эмоции;
  • детской непосредственности;
  • преобладании игровых интересов в школьном возрасте,
  • в беспечности;
  • повышенном фоне настроения;
  • недоразвитии чувства долга;
  • неспособности к волевому напряжению и преодолению трудностей;
  • в повышенной подражаемости и внушаемости;
  • относительной слабости абстрактно – логического мышления, словесно-смысловой памяти;
  • дефицита познавательной активности при обучении;
  • в отсутствии школьных интересов, несформированности “роли ученика”
  • быстрой пресыщаемости в любой деятельности, требующей активного внимания и интеллектуального напряжения;
  • в стремлении быть в обществе детей младшего возраста или тех, кто им покровительствует;
  • недостаточной дифференциации межличностных отношений;
  • более медленным усвоением воспитываемых навыков и знаний об окружающем мире.

Однако отметим, что приведенные как взрослые, так и детские признаки инфантилизма в большей мере описывают картину социального и воспитательного инфантилизма и заметно слабее соответствуют картине гораздо более тяжелого в диагностике и коррекции психического инфантилизма.

Как важный источник по вопросу диагностике и лечению детского психического инфантилизма отметим уже цитированную выше работу коллектива психиатров Исследовательского центра психиатрии им. В.П. Сербского (Макушкин Е.В. и др., 2015), однако использование рекомендаций данной работы требует достаточно высокого уровня специальных (профессиональных) познаний психиатра или патопсихолога.

4. Предлагаемый “детальный тест для диагностирования инфантилизма”(DIT – DetailedInfantilismTest)

Для выявления инфантильного поведения, в первую очередь, подростков, мы попытались выявить и перечислить гораздо большее число симптомов такого поведения, но отдавали предпочтение именно тем из них, которые легче выявляются внешним продолжительным наблюдением:

№№

п/п

Описание симптома

Симптом присутст-вует

(1 балл)

Симптом присутствует частично (0,5 балла)

Симптом отсутствует

(0 баллов)

Большое влияние на решения и планы оказывают изначальные представления, эмоции и сиюминутные желания
Заметный эгоцентризм (свойственный обычно ранним детским стадиям психического развития)
В анализе ситуации учитываются не все влияющие на ситуацию факторы
В анализе взаимодействия уже взятых в учет факторов рассматриваются не все связи и взаимодействия между факторами
Используется упрощенный и сокращенный анализ уже принятых для анализа факторов и их взаимосвязей
Те факторы и их связи, которые соответствуют начальной установке или сиюминутному эмоциональному состоянию, приобретают неоправданно завышенное влияние на конечное решение или выводы, а факторы и их связи, противоречащие начальной установке или сиюминутному эмоциональному состоянию, получают неоправданно заниженное влияние на конечное решение или выводы
Слабый и неполный учет предыдущего опыта, как своего, так и опыта других людей
Не воспринимается или понижена личная ответственность за принимаемые решения, за результаты своих действий или за действия, продиктованные другим
Заметная надежда на “в этот раз, авось, пронесет”
Живет во многом сегодняшним днем, затрудняется в отдаленном планировании. Планирование будущего представлено фантазиями и туманными планами без учета реальности
Объединяются несовместимые звенья как в планировании, так и в оценке ситуации
Даже при малых проблемах (например, медицинских) требует повышенного и неотступного внимания от окружающих и немедленного занятия этой проблемой
Непредсказуемость решений и поведения
Не проводятся различия между объективным познанием действительности и субъективными представлениями или ослаблено восприятие и осознание таких различий.
Строго следует заданным, даже не очень логичным инструкциям и понятным, посильным требованиям
Предпочитает однообразную монотонную, хорошо освоенную деятельность
При обсуждениях старается пассивно и некритично примкнуть к намечающемуся большинству или к мнению руководства
Избегает принимать на себя руководство чем-либо (людьми или действиями) из-за нежелания нести ответственность за результаты даже своих действий и тем более за деятельность людей.
Максимально возможное избегание риска
Часто не видит существующей (или надвигающейся) опасности
При коллективных действиях старается выбрать более пассивные и более легкие части общей работы
Затрудняется построить межличностные взаимоотношения не только для взаимовыгодной деятельности, но и даже в случае возможности получения личной выгоды
Ослаблено чувство обстановки, не замечает изменений обстановки или моральной атмосферы в коллективе при обсуждении или при выполнении действий
Ригидность, негибкость мышления при изменяющихся обстоятельствах, при появлении новой информации
Произвольное отбрасывание факторов и аргументов, которые могут привести к выводам, не соответствующим или даже противоречащим начальной установке или сиюминутному эмоциональному состоянию
Отсутствие вопросов для прояснения изначально непонятных вещей и для планирования необходимых действий для достижения поставленных целей. Отсутствие осознания, что ряд вещей остались непонятыми
Незавершенность планов, обилие пропусков действий в планировании
Значительные ошибки в планировании времени, необходимого, для выполнения тех или иных действий
Ошибки в необходимой последовательности и взаимозависимости элементов плана
Завышенная самооценка в возможностях решения той или иной проблемы, в реальном планировании, в своей возможности реализовать планируемое
Низкая самокритичность и низкая объективность в оценке своего поведения и своих решений
Недооценка реальных свойств партнеров и иных окружающих людей
Постоянные или частые попытки не принимать решений, откладывать решения на потом, “решил пока не решать”
Неуверенность в своих силах, трудности в начинании новых, особенно длительных действий, боязнь “перейти Рубикон”
Откладывание начала новых, не совсем стандартных и привычных дел “в долгий ящик”
Некритическое доверие к получаемой, в первую очередь от взрослых, информации, советам и указаниям
Интересы, не соответствующие биологическому возрасту (соответствующие более младшим возрастам)
Сохранение интереса к играм (компьютерным, азартным, монотонным) в возрасте за пределами безответственных периодов жизни
Малое сочувствие другим людям, относительное равнодушие к окружающим, особенно к тем, кто не входит в первый тесный круг общения
Мало фантазий (или они примитивно-простые, часто вульгарные) и сложных умственных построений, произвольных аналогий. Отсутствие оригинальных идей
Трудность нахождения общих свойств достаточно далеких предметов и явлений. Трудность создания аналогий
Трудности обобщения
Предпочитает рассказы и книги, не подразумевающие сложность чувств и тяжелых моральных переживаний
С энтузиазмом начав новое дело, но убедившись, что оно требует затрат существенных умственных или физических (не монотонных) усилий и затрат, а то еще и требует преодоления препятствий, оставляет дело незаконченным
Трудности со сбором информации даже для хорошей готовности к неизбежному делу в ближайшем будущем
При попытке окружающих направить такого человека к необходимым действиям или хотя бы к сбору информации, он отвечает дисфорической реакцией (“… сочетание аффективных расстройств гипостенического (тоска, тревога, страх) и гиперстенического (злоба, гнев) полюсов… Характерно приступообразное или пароксизмальное течение”. – Первый В.С. и др. 2013, с. 214, статья “Дисфория”)
Подчеркнутый индивидуализм и независимость даже при предложении бескорыстной помощи близкими людьми, что часто маскирует неотработанность правильных реакций на помощь и из-за боязни (нежелания) принимать на себя моральные обязательства в связи с получением помощи
Наличие симптомов психастении:

  1. Склонность к сомнениям и тревожным сомнениям (П.Б. Ганнушкин, 1933)
  1. Изначальная (базальная) тревога
  1. Дефензи́вность — (от defensio — оборонять, защищать) — склонность человека при встрече с жизненными трудностями занимать избегающую или пассивно-оборонительную позицию.
  1. Периодически застревает в том или ином эмоциональном состоянии (эмоциональная вязкость, инертность, тугоподвижность, вялость)
  1. Ранимое самолюбие
  1. Чувство неполноценности

5. Использование теста DIT

Изначально понятно, что часть указанных симптомов входят также в клиническую картину явной олигофрении, но она диагностируется несколько иными тестами.

Мы не включили в перечень симптомы, которые хотя и могут указывать на инфантильность мышления и поведения, но чаще эти симптомы входят в симптомокомплексы и синдромы других психических или психологических отклонений. Например, трудности обучения, хотя и характерны для инфантилизма, но сами по себе являются синдромом, включающем много частных симптомов. Также не включен признак общей пассивности, что может быть просто признаком типа характера, темперамента, эмоционального фона.

Отметим, что основной особенностью теста (в отличие от многих типов известных и использующихся тестов) является невозможность ни заполнения теста самим исследуемым, ни человеком, наблюдающим исследуемого короткое время, например, при психологическом/психическом обследовании. Заполнять приведенную анкету и, тем более, делать по ней выводы может только достаточно объективный человек, наблюдающий пациента долгое время в многочисленных ситуациях и обладающий некоторым уровнем специальных познаний (заполнять должен чаще всего учитель, а делать диагностические выводы – психолог (клинический психолог, патопсихолог) или психиатр). Редкий родитель обладает необходимым уровнем объективности оценки своего ребенка и необходимым пониманием значения данной проверки. В силу этого трудно заполнять такую анкету, например, психологу по рассказам и оценкам родителей при своих весьма кратких наблюдениях ребенка, не проявляющих большое количество ситуаций, во множественности которых только и можно увидеть те или иные признаки инфантилизма или, наоборот, признаки его отсутствия.

Понятно, что у одного пациента практически никогда не встретятся не только все перечисленные симптомы, но и даже их большинство. Также изначально понятно, что каждому возрастному периоду адекватны только часть вопросов. Например, вопрос 39 более адекватен старшим возрастам, а вопрос 32 – младшим. Можно предположить, что для каждого возраста хорошо адекватными будут 30-32 вопроса. Поэтому нами предположено относительно малое количество баллов, которые нужно набрать для диагностики инфантильности.

Обилие предложенных параметров позволяет проводить более дифференцированное диагностирование, чем просто установление наличия или отсутствие факта инфантилизма. Полагаем, что можно предложить следующие границы оценок:

Пограничное состояние – 9-17 баллов;

Инфантильность I степени (наиболее легкая степень) – 18-26 баллов;

Инфантильность II степени (средняя степень) – 27-35 баллов;

Инфантильность III степени (весьма яркое выражение инфантильности) – 36 и более баллов.

6. Испытания теста DIT. Его дальнейшее использование

Испытания теста DIT проведены на весьма небольшой, нерепрезентативной группе подростков. Эти испытания показали достаточно высокие как валидность, так и надежность теста. Но испытания ни в коем случае нельзя считать завершенными в связи с малостью группы, на которой эти испытания проводились. Поэтому первой задачей по продвижению теста и его использованию является продолжение его использования в испытательном, проверочном режиме со сравнением результатов диагностики при использовании теста DIT с экспертными заключениями о состоянии и уровне инфантильности проверяемых этим тестом.

Заметим также, что при испытании теста мы столкнулись с заметным количеством случаев, когда основной признак, выпирающий во всех других классификациях признаков инфантилизма – эгоцентризм – не был не только ведущей характеристикой испытуемого, но и даже иногда не был сколь-нибудь заметной характеристикой человека. В этих случаях диагноз инфантилизма скорее следовал из недостаточных умений анализа обстановки и недостаточных возможностей принятия решений испытуемым при неплохих показателях обучаемости, что скорее подтверждает взгляд исследователей о том, что часто инфантилизм чаще, чем можно было бы предположить, следует из скрытой формы олигофрении или из диагноза ММД.

Поделиться в соц. сетях

Библиографический список

  1. Ганнушкин П. Б. Клиника психопатий, их статика, динамика, система­тика. М.: «Север», 1933.
  2. Гиляровский В.А. Психатрия. М.: Медгиз, 1954
  3. Гуревич М.О. Психопатология детского возраста. М.: Госмедиздат, 1932.
  4. Елисеев К. Инфантильность: тропинка в детство или путь в могулу. 23.06.2013. . URL: (дата обращения: 23.12.2018)
  5. Инфантильный ребенок в школе. . URL (дата обращения: 23.12.2018)
  6. Крепелин Э. Введение в психиатрическую клинику. М.: “Бином. Лаборатория знаний”, 2009.
  7. Макушкин Е.В. и др., Клинические рекомендации по диагностике и лечению инфантилизма у несовершеннолетних. М.: 2015 . URL (дата обращения: 23.12.2018)
  8. Первый В.С. и др. Психиатрический словарь. Ростов-на-Дону, “Феникс”, 2013
  9. Фрейд З. Очерки по психологии сексуальности. М.: «Азбука», 2014.
  10. Что такое инфантильность – признаки, виды, что такое инфантилизм у мужчин, женщин? . URL: (дата обращения: 23.12.2018)
  11. Юнг К. Конфликты детской души. М.: “КАНОН +”, 1997.

Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Исраэль (Владимир Модестович) Дацковский»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *