Женский монастырь в гродно

ГРОДНЕНСКИЙ БОГОРОДИЦЕ-РОЖДЕСТВЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Гродненский Богородице-Рождественский монастырь. Фотография с сайта piligrim.by

Женский монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы в городе Гродно, ставропигия Белорусской Православной Церкви в черте Гродненской епархии

  • Адрес: Белоруссия, 230023, г. Гродно, ул. Новозамковая, д. 3
  • Тел.: +375 (152) 72-34-30
  • Официальный сайт:
  • На карте: Яндекс.Карта, Google-карта

Базилианский монастырь

Монастырь основан на месте Пречистенского собора XII века. В 1633 году при соборе был основан женский базилианский монастырь. В 1654 году древний храм вместе со строениями сгорел. Тогда на месте пожарища построили деревянную церковь с монастырскими постройками. Но еще один пожар вновь все уничтожил.

В 1720 – 1726 годах Киевским митрополитом Львом Кишкою на месте соборной Пречистенской церкви по проекту итальянского архитектора Иосифа Фонтаны III был построен каменный храм Рождества Богородицы и жилой корпус монастыря (1726 — 1751 годы).

В 1753 году новый пожар значительно повредил монастырские строения. После надлежащих ремонтных работ в 1756 году настоятель гродненского Коложского монастыря Самуил (Яновский) освятил восстановленный храм.

Православный монастырь

В 1843 году после воссоединения униатов с Церковью все помещения монастыря и церковь были переданы во владения Православной Церкви.

К 1848 году на пожертвования прихожан интерьеры церкви были отремонтированы по православным канонам.

В 1866 году на средства, выделенные генерал-губернатором М.Н. Муравьевым, с восточной стороны жилого корпуса была построена теплая монастырская церковь в честь преподобного Сергия Радонежского, а также хозяйственные корпуса. 4 октября этого же года построенный храм был освящен епископом Брестским Игнатием (Железовским).

Монастырь в XX веке

В 1900 году Священный Синод постановил перенести Рождество-Богородичный Гродненский монастырь в урочище Красносток, что вблизи города Гродно, с целью расширения и благоустройства монастыря. Таким образом, древний монастырь в Гродно стал подворьем процветающего Красностоцкого Рождество-Богородичного женского монастыря.

Подворья монастыря также были открыты в Санкт-Петербурге и Дрогичине. Красностоцкий монастырь стал одним из самых образцовых в империи. При монастыре действовали сельскохозяйственное училище, аптека, амбулатория, больница, имелись производственные мастерские.

При монастыре существовала церковная школа для девочек, а также богадельня для престарелых одиноких женщин. Здесь находили приют иудеи и магометане, которые готовились принять православную веру. Монастырь владел двумя имениями в деревнях Грандичи и Русота, двумя земельными участками в деревнях Каплица и Ольшанка, имелись также мельница на реке Лососянка и рыболовецкое озеро на границе Слонимского и Пинского уездов — Вадотуническое. Рядом с монастырем находился богатый на урожай фруктовый сад.

В связи с приближением фронта монастырь был эвакуирован в 1914 году в Москву, где сестры во главе с игуменией пережили революцию, гражданскую войну и начало большевистских гонений на Церковь.

Во время военных действий в 1915 года храм был поврежден, монастырский корпус и хозяйственные постройки пострадали меньше. Значительная часть внутреннего убранства храма сгорела или была повреждена. Но уже через несколько месяцев в кое-как отремонтированном храме проходили богослужения.

В 1921 году сестры во главе с игуменьей Еленой (Коноваловой) приняли решение о возвращении в Гродно. В это время Гродно был в составе Польской республики, и польские власти передали Красностоцкий монастырь католической церкви. Поэтому сестры вернулись в стены древней Гродненской обители, которая в годы расцвета была подворьем Красностоцкого монастыря.

Во время второй мировой войны монастырь продолжал действовать, пусть и со значительными ограничениями. Во время освобождения Гродно в 1944 году здания и имущество практически не пострадали.

В 1953 году в монастыре был построен настоятельский корпус, открыты приют для детей-сирот, золотошвейная мастерская и свечной цех.

Закрытие монастыря

В послевоенное советское время земля с огородами была отобрана под парк. Летом 1960 года была экспроприирована и собственность монастыря. Все его насельницы были переведены в Жировичскую обитель. В здании монастырского храма разметилось местное ДОСААФ. В нем чинили спортивные мотоциклы, в монастырском дворе выгуливали собак члены клуба служебного собаководства.

В 1977 году здания монастыря передали Республиканскому музею атеизма и религии. В самом Рождество-Богородичном храме стали проводиться концерты (в алтаре стоял рояль), а в Свято-Сергиевской церкви проводились выставки художников и выставлялись экспозиции самого музея.

Возрождение обители

10 мая 1992 года Гродненский Рождество-Богородичный женский монастырь был возрожден, в обитель возвращена мироточивая Владимирская икона Божией Матери. 1 июля этого же года в монастыре состоялось первое богослужение, которое возглавил митрополит Минский и Слуцкий Филарет (Вахромеев), патриарший экзарх всея Белоруссии

14 января 1993 года был освящен восстановленный зимний храм Сергия Радонежского. 1 июля 1993 года монастырю возвращён соборный храм Рождества Пресвятой Богородицы. В последующие годы собор был расписан, обители были возвращены монастырские корпуса. При монастыре открылась воскресная школа.

Решением Священного Синода Белорусской Православной Церкви от 13 декабря 2002 года монастырь был выведен из состава Гродненской епархии и обращен в ставропигию Белорусской Церкви .

Архитектура

В настоящее время монастырский комплекс включает церковь Рождества Пресвятой Богородицы, церковь во имя преподобного Сергия Радонежского, жилой и хозяйственный корпуса, часовню.

Комплекс монастыря представляет собой образец позднего барокко. Церковь Рождества Богородицы — это крестово-купольный трехнефный храм с двумя четвериковыми колокольнями по бокам. Мощный купол венчает головка на барабане. К прямоугольной алтарной части примыкали низкие объемы ризниц (в 1984 году ризница южного фасада перестроена в двухэтажный объем). Главный фасад завершен треугольным фронтоном. Стены декорированы пилястрами, в месте соединения объемов — сдвоенными. По периметру в верхней части стен — широкий профилированный карниз. Внутри крылья трансепта перекрыты цилиндрическими сводами. В северном крыле трансепта хоры, связанные с келейным корпусом. Келейный корпус — двухэтажное «Г»-образное в форме строение, примыкающее с севера к храму. Окна прямоугольные размещенные нерегулярно. Стены гладко оштукатурены. Теплая (зимняя) церковь зального типа с реминисценциями декора фасадов к древнерусскому стилю.

>Святыни

  • мироточивый список Владимирской иконы Божией Матери
  • мироточивый образ Сергия Радонежского

>Храмы

  • Рождества Пресвятой Богородицы
  • Сергия Радонежского

Настоятельницы

  • Афанасия (1843 — 1861)
  • Анастасия (Успенская) (1867 — 1876)
  • Никодима (1876 — 1901)
  • Елена (Коновалова) (1901 — 1923)
  • Онуфрия (Арцукевич) (1923 — 1931)
  • Серафима (Фельдман) (1931 — 1947)
  • София (Порали) (1947 — 1948)
  • Онуфрия (Арцукевич) (1948 — 1953)
  • Гавриила (Рисицкая) (5 февраля 1953 — 12 июня 1976)
  • Евфросиния (Максимчук) (1976 — 1991)
  • Гавриила (Глухова) (с 10 мая 1992)

Использованные материалы

  • Официальный монастырский сайт:
    • — «Монастырь — история обители»
    • — «Настоятельницы»
  • «Гродно. Свято-Рождество-Богородицкий женский монастырь» // Официальный сайт Паломнического отдела Белорусской Православной Церкви:

«Заседание Синода Белорусского Экзархата 12-13 декабря 2002 года» // Официальный портал Белорусской Православной Церкви —

Церковь Рождества Богородицы
Оставить отзыв

Рождество-Богородичный монастырь в Гродно — православный храм. При нем находится женский Рождество-Богородичный монастырь.

Первые летописные упоминания о нём датированы 1506 годом. Тогда на его месте стоял деревянный храм — Пречистенская церковь. Позднее она была перестроена в каменную, а в начале 17 века стала униатским монастырём. Сюда переселились 4 монахини. Им были переданы земли западной территории храма.

Пречистенский собор погиб в пожаре 1654 года. На его месте монахини возвели небольшую деревянную церковь — Рождества Богородицы. Жилой корпус был отстроен рядом. Постройку не щадили пожары, однако упорные монахини каждый раз восстанавливали разрушенное строение.

В 1843 году храм получил статут Рождество-Богордичного монастыря 2 класса. Сюда привезли ещё 11 монахинь и послушниц. На территории храма был открыт сиротский приют, а рядом с ним появилась церковь Сергия Радонежского. В скором времени здесь побывал император Александр II.

Весной 1877 года произошёл удивительный случай — икона Владимирской Божьей Матери начала источать миро. После этого монастырь стал широко известен на территории всей Российской империи.

В годы войны обитель не пострадала, многие реликвии были вывезены за пределы страны. Их в сохранности возвратили в монастырь в 1953 году.
Решением властей СССР монахинь выселили с территории монастыря, а сам комплекс был закрыт. Обитель вернули православной церкви только в 1992 году, а
через некоторое время её посетил Патриарх Алексий II.

Церковь Рождества Богородицы в Гродно, 1992 г.

В монастырской книге почётных гостей свою запись сделал и президент Беларуси Александр Лукашенко, посетивший храм в 1998 году.

Сейчас монастырь является действующим, при нём открыта воскресная школа. Попасть на территорию храма можно лишь в дни совершения богослужений.

ГРОДНЕНСКИЙ В ЧЕСТЬ РОЖДЕСТВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

(ставропигиальный Белорусскому Экзархату РПЦ), в г. Гродно (Белоруссия). Учрежден в 1843 г. в корпусах бывш. базилианского мон-ря, основанного в 1635 г. при Пречистенской ц., построенной на Подоле, согласно исследованиям археолога И. М. Чернявского, в кон. XII в. (см.: Пречистенская ц. XII в. в Гродно // Древнерус. гос-во и славяне: Мат-лы симп., посвящ. 1500-летию Киева. Минск, 1983).

Гродненский в честь Рождества Пресв. Богородицы мон-рь. Фотография. 2006 г.
Гродненский в честь Рождества Пресв. Богородицы мон-рь. Фотография. 2006 г.

Вероятно, именно Пречистенский храм упоминается в королевской грамоте (29 апр. 1506) кн. Михаилу Глинскому, к-рый, будучи душеприказчиком киевского воеводы Димитрия Путяты, пожертвовал по воле покойного воеводы на нужды храма 10 коп литов. грошей (АЗР. Т. 1. С. 369-371). В XVI в. вместе с др. гродненскими храмами Пречистенская ц. получила 190 дес. 900 кв. сажен земли в Ольшанском урочище. Пречистенская ц. упоминается в реестре уволочного измерения Гродно, составленном в 1558 г. королевскими ревизорами Лаврином Войной и Себастианом Дыбовским (Писцовая книга Гродненской экономии / Изд. Виленской комис. для разбора древних актов. Вильна, 1882. Ч. 2. С. 87-88). С 1565 г. при храме существовал госпиталь и богадельня, на содержание к-рой кор. Сигизмунд II Август (1565) и кор. Стефан Баторий (1581) учредили постоянный доход из королевских имений.

Первоначально Пречистенский храм, как и др. приходы Гродно, подчинялся Туровским епископам, с рубежа XIV и XV вв.- непосредственно Киевским митрополитам. После принятия большинством западнорус. архиереев во главе с Киевским митрополитом Брестской унии 1596 г. Пречистенская ц. в 1609 г. перешла униатам. В 1633 г. польск. кор. Владислав IV Ваза передал униат. Смоленскому архиеп. Льву Кревзе «гродненскую протопопию при церкви соборной Рождества Пресвятой Богородицы с домом и подданными, до церкви соборной належачими» (АВАК. Т. 1. С. 57-59).

В 1635 г. по благословению униат. митр. Иосифа Вельямина Рутского при мон-ре поселились 4 монахини-базилианки, прибывшие из Вильно. Согласно актовой записи 1641 г., в общине было 5 насельниц. Посетивший Гродно в 1642 г. униат. Киевский митр. Антоний (Селява) решил, что мон-рь находится «на слишком стиснутой» территории, и распорядился передать василианам незаселенные земли к западу от церкви «до королевского замка». Решение митр. Антония утвердил привилей польск. кор. Владислава IV от 27 июня 1646 г.; началось строительство деревянного мон-ря.

Постройки обители неск. раз горели, в 1654/55 г. сгорела Пречистенская ц. XII в. На старом фундаменте был возведен новый деревянный Пречистенский храм, к-рый в 1660 г. вновь сгорел вместе с келейными корпусами. В 1720 г. мон-рь частично сгорел, в 1720-1751 гг. на средства Киевского митр. Льва Кишки по проекту архит. Иосифа Фонтаны был построен каменный комплекс мон-ря с собором (остатки Пречистенской ц. были разобраны). Во время пожара 20 мая 1753 г. собор и др. постройки были частично повреждены. В 1756 г. настоятель гродненского Коложского во имя мучеников Бориса и Глеба монастыря Самуил (Яновский) освятил восстановленный храм.

В 1795 г., после 3-го раздела Речи Посполитой, Гродно вошел в состав Российской империи, в 1799 г. стал частью Минской и Литовской епархии, в 1840 г.- Литовской и Виленской епархии. Униат. мон-рь был упразднен, однако при соборе проживало неск. монахинь-базилианок. В 1843 г. решением Свящ. Синода РПЦ в бывш. корпусах базилианского мон-ря был учрежден правосл. второклассный жен. мон-рь. 2 насельницы-базилианки были переведены в Вольнянский мон-рь под Новогрудком. По просьбе архиеп. Литовского и Виленского Иосифа (Семашко) архиеп. Могилёвский Исидор (Никольский) направил в Г. м. 6 монахинь и 4 послушниц из правосл. мон-рей — оршанского в честь Успения Пресвятой Богородицы, буйничского в честь Сошествия Святого Духа на апостолов и др. Настоятельницей назначена бывш. насельница оршанского мон-ря игум. Афанасия (1843-1861), затем — игум. Анастасия (Успенская; 1861-1876). Опеку над новообразованной обителью осуществлял архим. гродненского Борисоглебского мон-ря Игнатий (Железовский). Духовником мон-ря был свящ. Иоанн Теодорович, автор «Историко-статистического описания Волынской епархии» и др. публикаций о волынских древностях.

При открытии Г. м. в 1843 г. было назначено ежегодное пособие 2155 р. серебром. Имп. указом от 17 февр. 1845 г. Г. м. был передан «земельный плац и здание упраздненного католического монастыря бонифратеров». К 1865 г. мон-рь владел 2 земельными участками размером 360 дес., имениями Грандзичи (Грандичи) и Русота, фруктовым садом, мельницей, рыбным озером. В 1874 г. Г. м. была передана часть суммы (2500 р.) упраздненных мон-рей Литовской епархии. Осенью 1864 г. по инициативе ген.-губернатора края М. Н. Муравьёва при Г. м. был создан приют для девушек-сирот из семей священнослужителей и дочерей бедного чиновничества, открыта б-ка.

По ходатайству еп. Гродненского Иоакима (Левицкого) определением Синода от 25 июля 1900 г. Г. м. был переведен в урочище Красносток Гродненской губ. (ныне Ружанысток, Польша), в помещения бывш. доминиканской обители (упразднена в 1846). В 1912 г. издан «Устав Свято-Богородицкого Красностокского женского общежительного монастыря». Мон-рь в Красностоке стал основным, а в Гродно — приписным. Красносток был известен благодаря древней чудотворной Красностокской иконе Божией Матери, подаренной, по преданию, в XVI в. кн. Урусовым семье подляшского воеводы Василия Тышкевича. Им был возведен правосл. храм, где, вероятно, и находилась чудотворная икона. В 1663 г. икона перенесена в католич. костел, построенный на месте правосл. храма. Со времени возобновления в Красностоке правосл. прихода (1866) чудотворная икона находилась в местной церкви, а с 1901 г. стала главной святыней перенесенной из Гродно жен. обители. 7-8 сент. 1901 г. крестным ходом, в к-ром участвовало до 20 тыс. чел., икона была перенесена в Г. м.

Пасхальное яйцо. 20–30-е гг. ХХ в. Работа монахинь гродненского в честь Рождества Пресв. Богородицы мон-ря (Белорусский гос. музей истории религии, Гродно)
Пасхальное яйцо. 20–30-е гг. ХХ в. Работа монахинь гродненского в честь Рождества Пресв. Богородицы мон-ря (Белорусский гос. музей истории религии, Гродно)

Здания в Красностоке были капитально отремонтированы и приспособлены для нужд православных. В 1901 г. под рук. игум. Елены (Коноваловой; 1912-1923) при мон-ре была открыта 2-летняя школа для девушек; в 1903 г.- церковное братство, объединившее представителей духовенства и мирян с целью диаконической и социальной деятельности; в 1907 г.- 3-годичная учительская семинария (Алексеевская школа) для подготовки учителей церковноприходских школ Литовской, Минской, Варшавской, Волынской и Гродненской епархий. При Г. м. действовали приют для сирот и девушек из бедных семей, сельскохозяйственная школа, аптека, амбулатория, госпиталь, ткацкая, золотошвейная, иконописная и др. мастерские. Сестры опекали 7 окрестных школ. Благодаря хозяйственной деятельности мон-рь мог содержать 250 насельниц, до 600 детей. За 10 лет пребывания в Красностоке количество сестер возросло с 30 до 200.

С началом первой мировой войны насельницы, проживавшие в Красностоке и Гродно, клир красностокского прихода вместе с чудотворными иконами — Красностокской (оригиналом и копией) и Владимирской — эвакуировались сначала в Москву, а с 1918 г. во главе с игум. Еленой размещались в Екатерины великомученицы монастыре в Подмосковье. В 20-30-х гг. XX в. священнослужители были репрессированы и приняли мученическую кончину. Сестры пребывали в Екатерининской обители на условиях трудовой артели до 1931 г., после чего ок. 100 чел. вернулись в Гродно (в красностокских строениях к тому времени разместился мон-рь католич. ордена салезиан), остальные рассеялись по окрестным селениям. Игум. Елена скончалась в 1937 г. в Малоярославце.

Постройки мон-ря в Гродно были повреждены во время первой мировой войны, в результате прямого попадания снаряда пострадала ц. в честь Рождества Пресв. Богородицы. В 1921 г. в Гродно вернулась Владимирская икона Божией Матери. В 1923-1929 гг. стараниями игум. Онуфрии (Арцукевич; 1923-1931 и 1948-1953) собор Г. м. был восстановлен.

Во время Великой Отечественной войны Гродно был оккупирован нем. войсками, действующий мон-рь возглавляла игум. Серафима (Фельдман; 1931-1947). В 1944 г. после освобождения города Красной Армией был незаконно арестован и осужден на 20 лет ИТЛ свящ. мон-ря Никита Томчук (реабилитирован в 1992). В 1947-1948 гг. Г. м. возглавляла игум. София (Порали), затем игум. Гавриила (Рисицкая), трудами к-рой в 1953 г. в Г. м. был построен настоятельский корпус, открыты приют для детей-сирот, золотошвейная мастерская и свечной цех. К 1 нояб. 1959 г. в мон-ре проживало 58 насельниц (3 игум., 25 монахинь, 27 инокинь и 3 послушницы). До 1959 г. мон-рь имел участок земли в 2 га, 3 жилых дома для насельниц. В ходе нового этапа гонений на Церковь в кон. 50-х гг. у Г. м. изъяли землю с огородами, в 1960 г. постановлением Гродненского облисполкома мон-рь был закрыт. Игум. Гавриила и 43 насельницы переселились в Жировицкий монастырь, вместе с ними были перенесены чудотворные иконы Божией Матери — Красностокская и список Владимирской. В 1990 г. в возобновленном Евфросиниевом полоцком женском монастыре поселилось 6 оставшихся в живых гродненских монахинь. До 1977 г. в монастырских зданиях в Гродно располагались разные учреждения, в 1977-1992 гг. после реставрации разместился Белорусский гос. музей атеизма, переименованный в 1991 г. в Музей истории религии.

В июне 1992 г. Г. м. был возвращен РПЦ, 1 июля того же года состоялось первое богослужение. 14 янв. 1993 г. освящен восстановленный храм во имя прп. Сергия Радонежского, 1 июля того же года мон-рю возвращен собор в честь Рождества Пресв. Богородицы. 23-25 июля 1995 г. Г. м. посетил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. 14 дек. 2002 г. постановлением Синода Белорусской Церкви мон-рь получил статус ставропигиального и переведен под упр. Патриаршего экзарха. К июлю 2006 г. в Г. м. проживали игуменья, схимонахиня, 4 монахини, 5 инокинь, 6 послушниц; настоятельница с 10 мая 1992 г.- игум. Гавриила (Глухова). С 1992 г. при Г. м. действует сестричество во имя вел. кнг. Елисаветы, окормляющее Гродненский детский дом и кардиологический диспансер. Молодежная группа, созданная в 2001 г., ведет миссионерскую и просветительскую работу. В воскресной школе при мон-ре обучается ок. 80 чел.

Монастырские церкви

Интерьер собора в честь Рождества Пресв. Богородицы. Фотография. 2006 г.
Интерьер собора в честь Рождества Пресв. Богородицы. Фотография. 2006 г. Храм в честь Рождества Пресв. Богородицы (1726-1751, архит. И. Фонтана) — купольный, бесстолпный, с планом в форме лат. креста (первоначально ориентирован на запад; в 90-х гг. ХХ в. алтарь перенесен на восток), рукава к-рого перекрыты цилиндрическими сводами. Увенчан куполом с луковичной главкой на барабане над средокрестием, двумя 4-угольными башенками с 2-ступенчатыми главками над боковыми рукавами планового креста. Вдоль вост. рукава храма пристроены 2 пониженных придела. Главный фасад декорирован плоскими пилястрами с развитым антаблементом и треугольным фронтоном; в стенах боковых крыльев прорезаны окна различной формы и размера. Внутри храма над сев. крылом трансепта расположены хоры. В 1848 г. на пожертвования горожан собор был капитально отремонтирован, сооружена каменная ограда. В 1997-2000 гг. произведена внутренняя роспись храма.

На средства ген.-губернатора края Муравьёва была построена и 4 окт. 1866 г. еп. Брестским Игнатием (Железовским) освящена теплая ц. во имя прп. Сергия Радонежского. Это прямоугольная в плане, зального типа, без выраженной снаружи алтарной апсиды церковь. Выдержана в формах классицизма: углы здания отмечены рустом, фасады расчленены плоскими пилястрами и завершены антаблементами, окна оформлены наличниками с треугольными фронтонами. В 1891 г. в Г. м. был построен 2-этажный хозяйственный корпус, к 2006 г. монастырский комплекс включает также неск. келейных корпусов и дом игумении.

Святыни

Владимирская икона Божией Матери (собор в честь Рождества Пресв. Богородицы)
Владимирская икона Божией Матери (собор в честь Рождества Пресв. Богородицы) Согласно монастырской летописи, составленной игум. Никодимой (1876-1912), во 2-й пол. XIX в. в Г. м. была принесена небольшая Владимирская икона Божией Матери, с 1877 г. прославившаяся чудом мироточения. С 1901 г. икона находилась в Красностоке, затем в Москве и полоцком Евфросиниевом мон-ре. 20 сент. 1992 г. образ был возвращен в Г. м. В 1998 г. Патриарх Алексий II передал на эту икону золотой крест с дарственной надписью. Постоянно на полуночнице прочитывается акафист Владимирской мироточивой иконе, составленный схиигум. Гавриилой (Рисицкой). Частица мощей свт. Николая Чудотворца была принесена из г. Бари (Италия), икона прп. Сергия Радонежского в 1892 г. подарена братией Троице-Сергиевой лавры. В 2000 г. в эту икону помещена частица мощей прп. Сергия, подаренная Г. м. Патриархом Алексием II. В 2002 г. в Г. м. возвращена икона вмч. Пантелеимона с частицей мощей, написанная на Афоне и привезенная афонской братией в 1905 г. Патриарх Алексий II благословил передачу обители иконы Покрова Пресв. Богородицы (1993), «Утоли моя печали» (1995). С 2000 г. в Г. м. находятся ковчег-мощевик с частицами Древа Креста Господня, камня от Гроба Господня из Иерусалима, а также иконы с частицами мощей прп. Серафима Саровского, свт. Тихона (Белавина), Патриарха Московского, мч. Гавриила Белостокского, вмц. Варвары и прав. Софии Слуцкой, св. праведных Феодора Томского и Иоанна Кормянского. Арх.: НИАБ. Гр. Ф. 1. Оп. 5. Д. 368, 447; Ф. 2. Оп. 34. Д. 600, 718; Ф. 31. Оп. 1. Д. 72; Ф. 97. Оп. 1. Д. 113, 656; Архив Белорусского Экзархата. Годовые отчеты Г. м.

Ист.: АВАК. Т. 1: Акты Гродненского земского суда. 1865. С. 25, 52-54; Акты, относящиеся к истории Западно-Русской Церкви. Вильна, 1908. С. 179-180.

Лит.: Памятная кн. Гродненской губ. на 1867 г. // Адрес-календарь и справ. кн. Гродненской губ. Гродно, 1866; Освящение теплой церкви в Гродненском жен. мон-ре // Литовские ЕВ. 1866. № 20. С. 824; Сведения об иконе Владимирской Божией Матери, находящейся в Гродненском жен. Богородичном мон-ре // Там же. 1885. № 50. С. 437; Корчинский И. Торжество перенесения Рождества-Богородичного жен. мон-ря из г. Гродны в урочище Красносток Сокольского у. // Гродненские ЕВ. 1901. № 37. С. 291-293; № 38. С. 299-301; Семеняко М. Святыни Красностокского мон-ря. Гродно, 1901. С. 6-7; Орловский Е. Ф. Гродненская старина. Гродно, 1910. Ч. 1; он же. Судьбы Православия в связи с историей латинства и унии в Гродненской губ. в XIX ст. (1794-1900). Гродно, 1903; Антоний (Мельников), архиеп. Ист. очерк Гродненского правосл. жен. мон-ря. Минск, 1972; Strzelecki S. Kto malowal pierwszy obraz Matki Bozej Rozanstokskiej // Wiadomosci Koscielne. 1980. N 2; Гродненский Св.-Рождество-Богородицкий жен. мон-рь. М., 1999; Черепица В. И. Очерки истории Православной Церкви на Гродненщине. Гродно, 2000. С. 231-246; Православный Гродно / Авт.-сост.: Н. Дорош. Гродно, 2000. С. 52-61; Troc A. Męczenicy z Krasnostockiego monasteru // Przegląd Prawosławny. 2000. № 9. S. 13-14; Sosna G. Swięte miejsca i cudowne ikony. Białystok, 2001. S. 242-273; Surynowicz H. Zycie monastyczne na Grodzieńszyżnie w XIX w. // Zycie monastyczne w Rzeczypospolitej. Białystok, 2001. S. 220-225; Sosna G., Troc-Sosna. A. Monografia zeńskiego monasteru Narodzenia Przenajświętszej Bogorodzicy. Białystok, 2003.

Игум. Гавриила (Глухова), Л. Е. Кулаженко

Гродно. Рождество-Богородичный женский монастырь.

Рождество-Богородичный монастырь (Гродно) — женский православный монастырь в Гродно. Некогда на этом месте стояла Пречистенская церковь, сначала деревянная, с XII века каменная. Е. Ф. Орловский на основании «Актов Западной России» утверждает, что Пречистенский храм стоял уже в 1506 и его фундатором был князь Михаил Глинский. В 1506 году он как душеприказчик киевского воеводы Дмитрия Путяты передал церкви 10 коп литовских грошей. Тогда же при храме существовала богадельня, которой по распоряжению Сигизмунда II Августа периодически отчислялись деньги с королевских имений. Также церковь владела землями в Ольшанском урочище. В 1614 году Пречистенская соборная церковь упоминается в связи с завещанием ей хорунжим Кунцевичем «большого плаца» в Гродно. В XVII веке собор превращён в униатский храм. В 1633 году при нём поселились четыре монахини во главе с Василисой Сапегой из Вильно — и в 1642 году униатский митрополит Антоний Селява передал базилианкам территорию к западу от Пречистенской церкви. Пожары 1647 и 1654 годов уничтожили древний Пречистенский собор. Чуть позже базилианки построили деревянный храм Рождества Богородицы и жилые помещения, которые несколько раз погибали от пожаров и заново восстанавливались (1720, 1728 годах). В 1843 году монастырь базилианок был преобразован в православный Рождество-Богородичный женский монастырь 2 класса. Из Оршанского монастыря сюда переехали игуменья Афанасия, шесть монахинь и четыре послушницы. Осенью 1864 года в монастыре организован приют для воспитания сирот лиц духовного ведомства и дочерей бедных чиновников. В 1866 года в монастыре выстроена церковь Сергия Радонежского. Вскоре после постройки церкви монастырь посетил император Александр II. 7 (20) октября 1877 года в обители зафиксировано мироточение чудотворного списка Владимирской иконы Божией Матери, которое продолжалось полгода. Миро было собрано в крестообразный ковчежец, который до наших дней хранится в монастыре. В 1900 году Священный Синод официально перевёл монастырь в урочище Красносток (ныне — Ружаносток, en:Różanystok, Польша) недалеко от Гродно. Там стояли строения бывшего доминиканского монастыря (закрыт в 1866 году) и выстроенная в 1867 году церковь Иоанна Богослова. В 1901 году монастырь был торжественно перенесен на новое место. Рождество-Богородичный монастырь в Красностоке стал основным, а гродненская обитель получила статус приписной. В начале XX века у монастыря имелись также подворья в Санкт-Петербурге и Дрогичине. В годы Первой мировой войны Красностокский Рождество-Богородичный монастырь эвакуирован в Москву, куда увезены и иконы Божией Матери — Красностокская (позже оказавшаяся в Петрограде на территории монастырского подворья) и Владимирская. В 1914 году сгорела Рождественская церковь гродненской обители. В 1918 году монахиням из Красностока был передана территория Екатерининская пустынь; в красностокском монастыре, оказавшемся на территории Польши, поселились католические монахи. Гродненская обитель (также на территории Польши) осталась православной, в неё возвратилась группа сестер, привезя с собой чудотворную Владимирскую икону. В 1927 году гродненская Рождественская церковь была восстановлена. В 1953 году на территории гродненского монастыря выстроен монашеский корпус. В 1954 году в монастырь возвратилась Красностокская икона Божией Матери. На 1 ноября 1959 в монастыре проживало 58 человек, в их числе 3 игуменьи, 25 монахинь, 27 инокинь и 3 послушницы. По времени пребывания в обители находились в 1846-1955 гг. — 8 человек, в 1941-1945 гг. — 1, в 1920-1941 — 19, в 1900-1917 — 27, и до 1900 — 3 человека. В 1960 году насельницы Рождество-Богородичного монастыря были выселены из занимаемых ими помещений и перебрались в Жировицкий монастырь. Чудотворные иконы Божьей Матери были поставлены в Богоявленском храме монастыря. Владимирская икона позже попала в Россию и доныне находится в подмосковном храме в селе Ермолино. В 1992 году Гродненский Рождество-Богородичный женский монастырь был возрожден, в обитель возвращена мироточивая икона Владимирской Божией Матери. В 1993 году освящен зимний храм Сергия Радонежского, а главный храм Рождества Пресвятой Богородицы снова возвращён церкви. В 1995 г. монастырь посетил Патриарх Алексий II. В последующие годы возвращены монастырские корпуса, расписан Рождество-Богородичный собор. При монастыре работает воскресная школа. Будучи в марте 1998 в монастыре, президент РБ А. Г. Лукашенко оставил в книге почетных гостей запись: «Восхищаюсь вашим мужеством и преданности великим ценностям человечества. Дай Господь вам добра, мира и счастья». Настоятельница Свято-Рождество-Богородичного монастыря, Ее Высокопреподобие Игумения Гавриила с 90-х годов ХХ века верно служит Святой Матери Марии и Ее Сыну Господу нашему Иисусу.
Адрес: 230023, Беларусь, г. Гродно, ул. Новозамковая, 3.

Церковь Рождества Богородицы Гродно (Монастырь Базилианок)

В историческом центре, недалеко от Старого и Нового замков находится одна из старейших достопримечательностей города – Церковь Рождества Богородицы Гродно.

Монастырь Базилианок был построен еще в первой половине 17 века и принадлежал Пречистенской церкви (датируется 12 веком), развалины которой можно наблюдать и сегодня. Историки утверждают, что в монастыре изначально проживало только 5 монахинь. В 1647 году в городе происходит пожар, который разрушил множество зданий. Огонь разрушил также и монастырь.

Через несколько десятилетий стараниями базилианок был построен храм Рождества Богородицы, который также уничтожил пожар. В 1720 году было принято решение о возведении каменной сооружения, в котором расположился храм и жилые помещения. Определить стиль сооружения проблематично. Он вобрал в себя особенности как барокко, так и классицизма. Также привлекает внимание и форма храма. Сооружение не похоже на храмы, построенные в 18 веке. Доминанты храма построены по оси север-юг, а не запад-восток, как это было принято. Сам монастырь – это продолговатое двухэтажное здание. На восточной стороне находится каплица.

1843 год стал переломным – монастырь стал принадлежать православной церкви. Пол десятилетия было потрачено на реставрацию внутреннего и внешнего убранства церкви. По канонам православной церкви алтарь был перенесен в восточную часть храма.

Во второй половине 20 века монастырь претерпел изменения: в его стенах был создан приют для сирот, цех по производству свечей. И в 1960 году монахини были выселены в Жировичский монастырь. Долгое время на территории комплекса располагался музей атеизма и истории религии. В 1992 году монастырь вернул свое значение. И по сей день здесь расположился Свято-Рождество-Богородичный женский монастырь и воскресная школа. Также действует и Республиканский музей религии. Вход в музей платный.

Посетив Гродненский монастырь базилианок и церковь Рождества Богородицы, советуем посмотреть и другие достопримечательности Гродно: Борисоглебовскую (Коложскую) церковь и Фарный Костел.

ул. Давида Городенского 3, г. Гродно

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

У этого термина существуют и другие значения, см. Рождество-Богородичный монастырь.

Монастырь
Рождество-Богородичный монастырь
Страна Белоруссия
Город Гродно
Конфессия Православие
Тип Женский
Состояние Действующий монастырь

Рождество-Богородичный монастырь — женский православный монастырь в Гродно.

На месте монастыря некогда стоял Свято-Пречистенский собор — вначале деревянный, с XII века — каменный. В XVII веке собор превращён в униатский храм. В 1633 году при нём поселились четыре монахини во главе с Василисой Сапегой из Вильно — и в 1642 году униатский митрополит Антоний Селява передал базилианкам территорию к западу от Пречистенской церкви.

Пожары 1647 и 1654 годов уничтожили древний Пречистенский собор. Чуть позже базилианки построили деревянный храм Рождества Богородицы и жилые помещения, которая несколько раз погибала от пожаров и заново восстанавливалась (1720, 1728).

В 1843 году монастырь базилианок был преобразован в православный Рождество-Богородичный женский монастырь 2 класса. Из Оршанского монастыря сюда переехали игуменья Афанасия, шесть монахинь и четыре послушницы.

Осенью 1864 года в монастыре организован приют для воспитания сирот лиц духовного ведомства и дочерей бедных чиновников.

В 1866 года в монастыре выстроена церковь Сергия Радонежского. Вскоре после постройки церкви монастырь посетил император Александр II.

7/20 октября 1877 года в обители зафиксировано мироточение чудотворного списка Владимирской иконы Божией Матери, которое продолжалось полгода. Миро было собрано в крестообразный ковчежец, который до наших дней хранится в монастыре.

В 1900 году Священного Синода официально перевёл монастырь в урочище Красносток (ныне — Ружаносток, en:Różanystok) близ Гродно, где стояли строения бывшего доминиканского монастыря (закрыт в 1866 году и выстроенная в 1867 году церковь Иоанна Богослова. В 1901 году монастырь был торжественно перенесен на новое место. Рождество-Богородичный монастырь в Красностоке стал основным, а гродненская обитель получила статус приписной. В начале XX века у монастыря имелись также подворья в Санкт-Петербурге и Дрогичине.

В годы Первой мировой войны Красностокский Рождество-Богородичный монастырь эвакуирован в Москву, куда увезены и иконы Божией Матери — Красностокская (позже оказавшаяся в Петрограде на территории монастырского подворья) и Владимирская. В 1914 году сгорела Рождественская церковь гродненской обители.

В 1918 году монахиням из Красностока был передана территория Екатерининская пустынь; в красностокском монастыре, оказавшемся на территории Польши, поселились католические монахи. Гродненская обитель (также на территории Польши) осталась православной, в неё возвратилась группа сестер, привезя с собой чудотворную Владимирскую икону.

В 1927 году гродненская Рождественская церковь была восстановлена. В 1953 году на территории гродненского монастыря выстроен монашеский корпус. В 1954 году в монастырь возвратилась Красностокская икона Божией Матери.

В 1960 году насельницы Рождество-Богородичного монастыря были выселены из занимаемых ими помещений и перебрались в Жировицкий монастырь. Чудотворные иконы Божией Матери были поставлены в Богоявленском храме монастыря. Владимирская икона позже попала в Россию и доныне находится в подмосковном храме в селе Ермолино.

В 1992 году Гродненский Свято-Рождество-Богородичный женский монастырь был возрожден, в обитель возвращена мироточивая икона Владимирской Божией Матери. В 1993 году освящен зимний храм Сергия Радонежского, а главный храм Рождества Пресвятой Богородицы снова возвращён церкви. В последующие годы возвращены монастырские корпуса, расписан Рождество-Богородичный собор.

Свято-Рождество-Богородицкий cтавропигиальный женский монастырь, г. Гродно

Монастырь основан на месте Пречистенского собора, памятника Гродненской архитектурной школы XII в., каменный фундамент и часть стен которого были обнаружены во время ремонтных работ под слоем земли в 80-х гг. XX в. Около 1633 г. при соборе был основан женский базилианский монастырь. В 1654 г. древний храм вместе со строениями сгорел. Тогда на месте пожарища построили деревянную церковь с монастырскими постройками. Но еще один пожар вновь все уничтожил.

В 1720 – 1726 гг. Киевским митрополитом Львом Кишкой на месте соборной Пречистенской церкви был построен каменный храм Рождества Богородицы и жилой корпус монастыря (1726 — 1751 гг.). В 1843 г. женский базилианский монастырь был преобразован в православный Рождества-Богородицы. К 1848 г. на пожертвования прихожан интерьеры церкви были отремонтированы в соответствии с православными канонами, а с восточной стороны жилого корпуса в 1866 г. была построена теплая монастырская церковь в честь преподобного Сергия Радонежского, а также хозяйственные корпуса.

Во время военных действий в 1915 г. храм был поврежден, монастырский корпус и хозяйственные постройки пострадали меньше. Значительная часть внутреннего убранства храма сгорела или была повреждена, но уже через несколько месяцев в отремонтированном храме снова начались богослужения. До революции при монастыре существовала церковная школа для девочек, а также богадельня для престарелых одиноких женщин. Здесь находили приют иудеи и магометане, которые готовились принять православную веру. Монастырь владел двумя имениями в деревнях Грандичи и Русота, двумя земельными участками в деревнях Каплица и Ольшанка, имелись также мельница на реке Лососянка и рыболовецкое озеро на границе Слонимского и Пинского уездов — Вадотуническое. Рядом с монастырем находился богатый на урожай фруктовый сад.

Во время Второй мировой войны монастырь продолжал действовать, пусть и со значительными ограничениями. Во время освобождения Гродно в 1944 г. здания и имущество практически не пострадали, однако в послевоенное советское время монастырская земля с огородами была отобрана под парк. Летом 1960 г. была экспроприирована и собственность монастыря, все его насельницы переведены в Жировичскую обитель. В здании монастырского храма разместилось местное ДОСААФ. В нем чинили спортивные мотоциклы, в монастырском дворе выгуливали собак члены клуба служебного собаководства.

В 1977 г. здания монастыря передали Республиканскому музею атеизма и религии. В самом Рождество-Богородичном храме стали проводиться концерты (в алтаре стоял рояль), а в Свято-Сергиевской церкви проводились выставки художников и выставлялись экспозиции самого музея. В 1992–1995 гг. православному женскому монастырю были возвращены монастырские здания и главный храм. В 1992 г. в праздник иконы Божией Матери «Боголюбская» было совершено первое после закрытия богослужение в храме Рождества Пресвятой Богородицы, а с праздника Успения Божией Матери (9/28 августа) стали совершаться постоянные монастырские уставные богослужения в Свято-Сергиевском храме монастыря.

Комплекс монастыря представляет собой образец позднего барокко и включает церковь Рождества Пресвятой Богородицы, церковь во имя преподобного Сергия Радонежского, жилой и хозяйственный корпуса, часовню. В главном соборе монастыря пребывает чудотворный образ Божией Матери «Владимирская», чтимый мироточивый образ преподобного Сергия Радонежского.

В обители проживает 12 насельниц (2017 г.). Возглавляет монастырь игумения Гавриила (Глухова).

По материалам Официального сайта Синодального паломнического отдела Белорусской Православной Церкви

Монастырь и его настоятельница. К 25-летию возрождения гродненского Свято-Рождество-Богородичного ставропигиального женского монастыря

12:56 27 Октября 2017

У каждого своя дорога к храму. С гродненским Свято-Рождество-Богородичным женским монастырем связана дорога к вере многих горожан. Их личная история тесно переплетается с историей обители.
Расположен монастырь в центре Гродно, окружен магистралями, многоэтажными домами, вокруг бурлит мирская, суетная жизнь, однако стоит подняться по лестнице, перешагнуть за стены монастыря, внутрь небольшого уютного дворика, и ты словно попадаешь в другой мир: здесь не слышен городской шум и кажется, что время течет иначе, медленнее, умиротвореннее. И кажется, что, окунувшись в это умиротворение, красоту, сам становишься другим. И хочется задержаться подольше. Прийти сюда опять и опять. Со своими радостями, скорбями, печалями. Найти утешение и поддержку.
Но мало кто задумывается, что сокрыто за этой тишиной и умиротворенностью. Какая идет непрестанная, невидимая и неведомая мирскому человеку работа – суть молитва. Что монашеская жизнь есть подвиг. Что 25 лет назад на месте ныне процветающей обители был музей атеизма. И что оно есть – возрождение?
МАТУШКА
Игумения Гавриила. Настоятельница гродненского Свято-Рождество-Богородичного женского монастыря. Матушка. Духовная мать монахинь. Благодаря ее деятельному служению, под ее неустанным духовным руководством на протяжении 25 лет шло возрождение гродненской обители. Теперь с высоты прожитых лет можно сказать, что до игуменства по промыслу Божиему ее личная история несколько раз соприкасалась с гродненским монастырем.

Когда Марии Глуховой было три года, вместе с мамой, женщиной глубоко верующей, они переехали жить из далекого Саратова в Жировичи, поближе к Свято-Успенскому Жировичскому монастырю, который мама Марии очень любила. Все детство и отрочество Маша провела в окружении сестер гродненского монастыря, которые после закрытия Богородичной обители с 1960 года находились в изгнании в Жировичах. После школы девочка каждый день бежала к сестрам, которые окружали ее заботой, вниманием и у которых она постигала науку веры. Особенно любила девочка старицу схиигумению Гавриилу (Рисицкую), настоятельницу гродненского монастыря. Радостно было для Маши получать из рук схиигумении подарки на Пасху, Рождество, в День Ангела. Любила девочку и схиигумения. Одному Богу известно, какие мысли были у старицы, умудренной жизненным опытом и подкрепленной молитвенной силой, в те моменты, когда шаловливая отроковица Мария сидела у ее ног. Чувствовала ли матушка, что она внутренне, духовно как бы передает бразды правления будущей игумении, благословляя ее на монашеский и игуменский путь?
Непосредственно в гродненский монастырь Мария попала во время учебы в школе. Правда, тогда она не знала, что музей атеизма, куда школьников привезли на экскурсию, был монастырем.
Еще раз промысел Божий дал ей знак в 1991-м, когда трудилась в отделе внешних церковных связей Московской патриархии. Тогда вместе с Патриархом Алексием II инокиня Гавриила приехала в Жировичи. За трапезой, как всегда, делала снимки. И краем уха услышала несколько фраз из беседы Патриарха с руководителем области. Речь шла о передаче здания гродненского монастыря Белорусской православной церкви.
А 10 мая 1992 года Синодом Белорусской православной церкви было принято решение об открытии Свято-Рождество-Богородичного женского монастыря.
«Хватит ли сил, терпения для такого послушания», – то и дело возникали сомнения у монахини Гавриилы. Казалось, что возродить обитель и вдохнуть душу в эти стены не в человеческих силах: в здании располагались студенческое общежитие, ДОСААФ, музей истории религии и атеизма. Все решил тот день, когда она, приехав в Гродно посмотреть, в каком состоянии находится монастырь, увидела экспозицию музея в храме. В самом святом месте – вокруг алтаря – раскинулась выставка антицерковного содержания.
– Это очень оскорбило меня как христианку. Решила, что непременно добьюсь восстановления монастыря, – вспоминает игумения Гавриила.
На вопрос: «С чего начинать?» ответ был один: «С молитвы». В течение 40 дней молились у полуразрушенных стен Богородичного храма прежние насельницы монастыря и простые гродненцы, каждый день читая по 12 раз акафист Божией Матери «Скоропослушница». И, казалось, невозможное свершилось. 1 июля 1992 года в праздник Боголюбской иконы Божией Матери, ровно через 32 года после закрытия обители, Патриарший Экзарх всея Беларуси, Высокопреосвященнейший Митрополит Минский Филарет совершил первую Божественную Литургию в гродненском Свято-Рождество-Богородичном женском монастыре.
Постепенно жизнь налаживалась. Приводились в порядок, ремонтировались здания монастыря, в храмы были возвращены многие из утраченных святынь.
А в 1995 году гродненская обитель удостоилась визита Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, который 23 июля возвел монахиню Гавриилу в сан игумении. Это историческое событие помнят многие гродненцы и многочисленные гости города.
Сегодня, спустя 25 лет, гродненский монастырь – жемчужина принеманского края, духовный оплот православия. Неустанно трудится на благо обители игумения Гавриила вместе с инокинями и прихожанами. Второе возрождение монастыря во многом заслуга матушки. История его возрождения – и ее история. Сколько трудов положено, сколько молитв вознесено!.. Она никогда ни слова не говорит об этом.
– Моих заслуг нет никаких, это все Царица Небесная. Она хозяйка обители, – говорит матушка.
ВОЗРОЖДЕНИЕ
Наследие духовное не может быть попрано и забыто. Понимала это монахиня Гавриила, когда делала первые шаги в деле возрождения гродненского Богородичного монастыря. На протяжении 25 лет стараниями и трудами – своими, сестер и прихожан – продолжает писать страницы его летописи.
– Возрождение можно рассматривать в двух аспектах. Первый, внешний, – это ремонт монастыря, строительство келий, храмов, их роспись, обеспечение утварью и так далее. Он сложен, но второстепенен, – говорит матушка Гавриила. – Самый важный и главный – духовный аспект – возрождение душ человеческих, нравственности, пробуждение совести.
За годы своего второго возрождения монастырь преобразился внешне. В возобновлении духовной сестринско-монашеской жизни матушка твердо следовала уставу, традициям, заложенным своими предшественницами, которые, даже находясь в Жировичах, бережно их хранили и соблюдали. Сегодня монашеская жизнь восстановлена полностью, совершаются уставные богослужения, круглосуточно читается Неусыпаемая Псалтирь.
Вы никогда не задумывались, почему так иногда хочется в монастырь? Что-то словно тянет туда… Монастырские службы особые. Тихие и умиротворенные в своем минорно-спокойном пении, чтении. Более продолжительные. И не всякий мирянин выстоит их от начала до конца. Не всякий понимает, что поется-читается. Но человек понимает, что идет молитва. Слушает, и душа успокаивается. И так благостно делается, так легко…
Но вот он обращает внимание на рядом стоящих. Видит потупленный взгляд, слезы рядышком у соседки, а еще больше внимания обращает на монашествующих. И начинает задумываться, опускается с облаков на землю, видит себя изнутри. Сколько в нем всяких задоринок, сучков, с которыми надо работать, которые нужно убирать. Понимает, что все, чего мы хотим, – внешнее, материальное – останется на земле, а все, что он приобретет в своем сокровище – сердце, пойдет с ним в Вечность. Люди, впервые зашедшие в монастырский храм на длинную службу, выходят другими.
– Обитель – это не есть что-то личное, частное, скрытое и закрытое. Она доступна для всех, – говорит игумения Гавриила. – Человек, пришедший в монастырь, успокаивается, общаясь с монахами, батюшкой, старицей.
Гродненский монастырь был всегда любим не только простыми людьми. Красностокскую обитель посещал даже император Александр II. В 1914 году все было готово для встречи Николая II, однако война сломала эти планы. После возрождения гродненского монастыря в 1995 году его удостоил визитом Патриарх Алексий II. В 1998 году – Президент Беларуси Александр Лукашенко, который своим мудрым решением подписал указ о передаче всего комплекса церковных зданий Свято-Рождество-Богородичного монастыря в собственность православной церкви. Это был беспрецедентный случай.

На протяжении всех 25 лет мудрым наставником, проявляющим отеческую заботу, терпение, оказывающим постоянную помощь, был и есть ныне Почетный Экзарх всея Беларуси Митрополит Филарет. Продолжает совершать добрые дела своего предшественника Митрополит Минский и Заславский Павел.
МОНАШЕСТВУЮЩИЕ
Многие считают, что в монастырь уходят, чтобы спрятаться от житейских проблем. Мало кто знает, задумывается, что сокрыто за этим. Как нелегко порвать все связи с внешним миром, отказаться от общения с родными, отречься от собственной воли, привычек, сменить свободу своего «Я» на строгую монашескую дисциплину, на постоянные послушания и молитву. Не всякому это по силам. Монастырь – это место особых подвигов, невидимых для глаз человеческих, это место постоянной борьбы со злым началом в себе.
Сейчас в гродненской обители 16 монашествующих. Распорядок дня краткий и строгий. Подъем в 5.30. В 6.00 начинается полунощница, в 8.00 – литургия, которая обычно заканчивается около 11.00. Затем трапеза, послушание, келейная молитва, опять послушание, вечерняя служба, ужин, вечернее правило и в 23.00 отход ко сну. Завершают день сестры молитвой, прося у Господа и друг у друга по древней монашеской традиции прощение за прожитый день. Сестрам разрешается молиться ночью.
– У монашествующих должны быть два крыла – молитва и труд. Птица с одним крылом не летит. Если человек молится, но не трудится, он упадет. Если трудится, но не молится, не взлетит, – говорит матушка Гавриила.
Основное предназначение монаха в любом монастыре – послушание. Оно включает в себя полное отречение от собственной воли, смирение, молитву, труд. Послушания связаны с организацией богослужений, внутренней жизни монастыря, помощью прихожанам, ближним. Трудятся сестры в просфорне, на кухне, огороде, швейной мастерской… Слов «я хочу», «не могу» здесь не услышишь.
Игумения для сестер духовная мать, за них она несет ответственность перед Богом. Духовное руководство в течение многих лет помогает вести духовник обители – наместник Свято-Успенского Жировичского монастыря архиепископ Гурий.
Сестры постоянно читают святоотеческие писания, собираются на беседы. Если есть какие-то вопросы, могут прийти к матушке лично.
Одна из необходимых обязанностей монашествующих – открытие помыслов. На откровение помыслов приходят сестры к старшей монахине – схимонахине Варваре.
Монахи такие же люди, как и миряне. Но чем они должны отличаться от мирян?
– Они должны через работу над собой внутренне, духовно преобразиться. Достичь такой чистоты сердца, чтобы пришедшие в монастырь буквально от общения с ними почувствовали легкость, – продолжает матушка. – Ведь главная задача монастырей – помогать людям, чтобы они не находили утешение в дурных привычках, а поняли и приняли свою жизнь как дар Божий.
ПОМОЩЬ БЛИЖНЕМУ
Монахи не работают в миру, не получают зарплату, не имеют собственности. Живут на пожертвования, трудятся сами. У сестер Богородичного монастыря есть свой надел земли в 3,2 гектара, где они выращивают овощи. Помогают сестрам обители миряне. Сестричество в честь преподобной Елисаветы при монастыре объединяет около 50 гродненцев. Вместе с сестрами трудятся на огороде, ездят собирать ягоды, грибы, делают заготовки на зиму. Помогают ухаживать за цветами. Проводить ремонтные работы.

Трудятся сестры в золотошвейной мастерской. Шьют облачения, монашескую одежду, вышивают.
Ведется постоянная миссионерско-просветительская работа. В воскресной школе занимаются более 100 воспитанников, действует молодежная группа «Мироносицы». Дети и молодежь принимают практическое участие в делах милосердия. На праздник Рождества Христова они вместе со взрослыми с концертами и подарками посещают больницы, детские дома, приюты, многодетные семьи.
Дела милосердия, помощи ближнему творятся в обители постоянно. Каждый день люди приходят сюда за помощью. Здесь никому не отказывают. Голодного накормят, обиженного утешат, страждущему помогут. Но о творимых делах матушка говорить не любит: «Дела должны идти впереди слов». Самым главным милосердным делом является круглосуточная молитва.
– Я стараюсь призывать себя и монашествующих, наших постоянных прихожан, детей, молодежь, взрослых творить добрые дела, – говорит матушка. – Жить не для себя, а для ближних. По-другому нельзя. Чем больше мы сделаем добра, тем больше приобретем. Чем больше будем завидовать, сетовать, скорбеть, негодовать, тем больше потеряем.
Можно много рассказывать о традициях празднования в монастыре Рождества, Пасхи, Дня семьи, любви и верности, жен-мироносиц и других праздников – это всегда радостно и благостно. О чудесных случаях помощи Божией обители. Ведь нам, мирянам, это всегда так интересно. Мы ждем чудес явных, не понимая, что жизнь и есть настоящее чудо. И что чудеса мы можем делать сами, творя добрые дела.
За 25 лет возрождения Свято-Рождество-Богородичного женского ставропигиального монастыря много верующих прихожан и паломников, посетив обитель, обрели мир в своих душах и укрепление в вере.
– Как-то посещала Богородичную обитель делегация из высокопоставленных лиц. Побывав на литургии, одна из женщин подошла ко мне и сказала: «Посетив ваш монастырь, кажется, я начинаю понимать, как надо жить», – вспоминает игумения Гавриила. – Нам, монахам, стоит претерпеть многие скорби, неприятности, клевету и поношение, чтобы услышать от мирского человека такие слова. Ради этих нескольких слов и стоило возрождать обитель.
СВЯТЫНИ
В гродненской Свято-Рождество-Богородичной обители пребывает много святынь, которые помогают всем, кто с искренней верой и молитвой приходит в храм.
Особо чтимая верующими – Владимирская Мироточивая икона Пресвятой Богородицы. Мироточение иконы произошло 7 октября (20 октября н. ст.) 1877 года, а спустя короткое время на глазах прихожан произошло чудо исцеления бесноватой. Крест со святым миром и по сей день пребывает рядом с образом. Гродненские монахини очень дорожили этой иконой, считая ее своей заступницей и покровительницей.
Доступны для поклонения верующих мощевик с частицей Животворящего Древа Креста Господня и частицами мощей многих святых. Икона Сергия Радонежского с частицей мощей преподобного в октябре 2004 года явила также чудо мироточения.
В 2001 году из Бари была привезена частица святых мощей Николая Чудотворца, которую поместили в старинную икону. В дни памяти святителя прихожане имеют возможность быть помазанными святым миром, истекающим от мощей великого угодника Божия уже более 1500 лет.
С 2009 года пребывает в гродненской обители икона Петра и Февронии Муромских с их частицами мощей – покровителей семьи. С Ватопедского монастыря Святой горы Афон были переданы в дар копии чудотворных икон Божией Матери «Всецарица», «Отрада и Утешение», «Алтарница».
Много других святынь находится в обители.
ИСТОРИЯ МОНАСТЫРЯ
История Свято-Рождество-Богородичного женского монастыря берет начало в далеком XII веке, когда здесь был возведен православный храм в честь Пречистой Богородицы. В XVI веке Пречистенская церковь стала собором – главным храмом Гродно. Дважды храм уничтожали пожары, и дважды он отстраивался заново. Во время униатского периода здесь размещался женский базилианский монастырь, который в 1843 году, после ликвидации унии, был преобразован в православный Свято-Рождество-Богородичный второклассный женский монастырь.
С этого времени начинается период расцвета обители. Церковь Рождества Богородицы была капитально отремонтирована в соответствии с православными канонами, приведен в порядок келейный корпус. В 1866 году была построена вторая церковь в честь преподобного Сергия Радонежского. А в 1877 году в обители совершилось чудо мироточения от Владимирской иконы Божией Матери, собранного и помещенного в специально изготовленный крест, который пребывает на иконе со святым миром и по сей день.
Количество желающих поступить в монашескую общину росло. Но условия монастыря не позволяли удовлетворить просьбы всех желающих. Решением Священного Синода в 1901 году монастырь из Гродно был переведен в Красносток в 30 километрах от Гродно. С этого времени Рождество-Богородичный монастырь в Красностоке стал основным, а гродненская обитель обрела статус приписной. За короткое время монастырь стал одним из образцовых. При нем были открыты школы грамотности для взрослых, приют для сирот, народная чайная, библиотека, амбулатория, аптека, сельскохозяйственное училище, производственные мастерские, братство.
Во время Первой мировой войны в 1915 году монастырь, в котором насчитывалось 500 насельниц, был эвакуирован в Москву, но гродненская обитель как подворье продолжала существовать до 1921 года, когда монастырь вновь стал самостоятельным. В период Второй мировой войны насельницы гродненского монастыря помогали горожанам питанием, лечением, делились последним куском хлеба. В 1953 году обитель возглавила игумения Гавриила (Рисицкая), при которой в послевоенные годы была налажена внутренняя и внешняя жизнь монастыря. Ее стараниями был построен дом настоятельницы, возвращена из эвакуации Владимирская Мироточивая икона, многие монахини, находившиеся в рассеянии после войн, вернулись в свою родную обитель.
1 июля 1960 года гродненский монастырь был закрыт. Сестры вместе с игуменией Гавриилой переехали на жительство в Жировичский Свято-Успенский мужской монастырь, где пребывали до 1992 года.
СТОИТ ПОЧИТАТЬ:
В Гродно прибыла чудотворная икона Божией Матери из Жировичской обители
Храм души на месте музея атеизма: четверть века назад в Гродно возродили женский монастырь
Копию иконы «Алтарница» со святой горы Афон принесли в дар гродненскому монастырю

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *