Жены мироносицы кто они

Сколько было Жен-Мироносиц и как их звали?

Отвечает иерей Андрей Чиженко.

Число Жен-Мироносиц точно не определено. В Священной истории Нового Завета указано семь имен. Но их было гораздо больше. Об этом пишет святой апостол и евангелист Лука: «После сего Он проходил по городам и селениям, проповедуя и благовествуя Царствие Божие, и с Ним двенадцать, и некоторые женщины, которых Он исцелил от злых духов и болезней: Мария, называемая Магдалиною, из которой вышли семь бесов, и Иоанна, жена Хузы, домоправителя Иродова, и Сусанна, и многие другие, которые служили Ему имением своим» (Лк. 8:1–3). Также известные из Священного Писания сестры воскресшего Лазаря Марфа и Мария, Саломия – мать святых апостолов Зеведеевых Иакова и Иоанна и Мария Клеопова – мать апостолов Иакова Алфеева и евангелиста Матфея.

Следует обратить ваше внимание, дорогие братья и сестры, на два следующих момента. В толкованиях Священной истории Нового Завета наблюдаются различные трактовки происхождения имен как самих апостолов, так и Жен-Мироносиц. В сущности, это не столь важно. Наоборот, подобные разночтения говорят нам о том, что Евангельская история – реальна, а не списана под копирку и подогнана потом под общий шаблон. Жизнь не умещается в шаблон. И Евангелие, как источник этой жизни, тоже.

С уверенностью можно сказать, что многие и апостолы, и Жены-Мироносицы, и сам Господь наш Иисус Христос (по социальному своему статусу, как мнимый Сын святого праведного Иосифа Обручника) были родственниками. По крайней мере, пять из Мироносиц были из Галилеи, а две – Марфа и Мария – из Иудеи, точнее из пригорода Иерусалима селения Вифании. Многие из них были богаты и служили Христу и апостолам в их благовестии своими материальными средствами. Об этом говорит апостол и евангелист Лука в вышеупомянутом отрывке Священного Писания: «Служили Ему имением своим».

Рассмотрим кратко общепринятые в Церкви жития семи Жен-Мироносиц, известных истории.

Святая Мария Магдалина происходила из галилейского города Магдала, расположенного на берегу Генисаретского озера. Церковное Предание указывает на то, что она вела грешную жизнь до знакомства со Спасителем. Это падение привело к тому, что в ней поселилось семь бесов, которые изгнал Господь наш Иисус Христос. Мария покаялась и пошла вслед за Сыном Божиим, верно служа Ему и святым апостолам. Очевидно, что силой своей веры и преданностью Христу она выделялась среди прочих жен мироносиц, потому что о ней часто повествует Евангелие. Она нередко упоминается при крестных страданиях Господа и среди жен, несущих миро, чтобы помазать Тело Христово. А святой апостол и евангелист Иоанн Богослов посвятил Магдалине половину двадцатой главы Евангелия, написанной с ее слов. Именно она является первой благовестницей Воскресения Христова. Мария приходит к апостолам и говорит им эти великие и священные слова: «Христос Воскресе!» После Вознесения Господня она находится в Сионской горнице во время Сошествия Святого Духа, потом проповедует Евангелие в Малой Азии и Италии. Предание повествует, что Мария Магдалина принесла императору Тиверию (14–37 гг.) красное яйцо как символ Воскресения Христова.

В старости она переселяется в малоазийский город Эфес, где живет рядом с Иоанном Богословом, записавшим с ее слов первую половину 20-й главы своего Евангелия. Святая, много потрудившаяся в деле благовестия Христова и получившая за то звание равноапостольной, мирно отошла ко Господу в Ефесе, где была погребена.

Святая Мироносица Иоанна – богатая женщина, жена чиновника высокого ранга Иродова домоправителя Хузы. По преданию, она пошла за Христом, когда Спаситель исцелил ее сына (см. Ин. 4:46–54).

Святая Мироносица Саломия – по Церковному Преданию, была дочерью святого праведного Иосифа Обручника, супругой Зеведея и матерью «сынов грома» – апостолов Иакова и Иоанна.

Святая Жена-Мироносица Мария Клеопова (Иосиева), Иаковлева, Иосиева – жена Клеопы (Алфея), являвшегося младшим братом Иосифа Обручника. По преданию, именно Марию Клеопову называют матерью апостолов Иакова Алфеева и евангелиста Матфея.

Святая Мироносица Сусанна. Упоминается в перечислении Жен-Мироносиц в вышеуказанном отрывке апостола и евангелиста Луки. О житии практически ничего не известно.
Святые Жены-Мироносицы Марфа и Мария были родными сестрами. Святой Лазарь Четверодневный являлся им братом. Упоминаются несколько раз в Евангелии: Лукой – (10:38–42), Иоанном – (гл. 11-я «Воскрешение Лазаря). Считается, что именно Мария вылила на главу Иисуса фунт нардового чистого драгоценного мира, приготовив Тело Христа к погребению (Ин. 12).

О прочих же Женах-Мироносицах практически ничего не известно.

Следует указать, что вообще само миро было драгоценным маслом, очень дорогим, стоившим целое состояние. Эти женщины отдали Христу все. Они не убоялись ни римских воинов, ни мести иудеев, ни ареста, ни смерти, ни людской молвы. Их всепоглощающая любовь поражает.

И мне кажется, что в том, что неизвестно точное число учеников Спасителя и количество и имена жен-мироносиц, есть некий символизм. Их число приближается в веках к нам – современным ученикам Христовым и современным Женам-Мироносицам. Церковь Божия наполняется, и евангельская история повторяется в каждом из нас – как в ученике Христовом или враге Его, как в Жене-Мироносице или в Иродиаде и Саломее, дочери ее, ненавидевших Бога лютой ненавистью. За нами решение, какую сторону принять. А Иисус как для первых христиан, так и для нас один и тот же!

Иерей Андрей Чиженко

В третью неделю после Пасхи православная Церковь прославляет подвиг святых жен-мироносиц — Марии Магдалины, Марии Клеоповой, Саломии, Иоанны, Марфы и Марии, Сусанны и иных. О празднике жен-мироносиц, о международном женском дне и о том, возможно ли в наши дни служение, подобное тому, которое совершали женщины-мироносицы в апостольские времена, мы поговорили с женщинами — актрисами, учеными, монашествующими, многодетными мамами.

Игумения Елисавета (Позднякова),

настоятельница Марфо-Мариинской обители милосердия (Москва)

Неделя жен-мироносиц – это главный праздник нашей обители — святые Марфа и Мария были женами-мироносицам. Раньше, при великой княгине Елизавете Федоровне, этот праздник очень почитался в обители. На том месте, где сейчас находится рака с мощами преподобномученицы Елисаветы Феодоровны, раньше размещалась икона жен-мироносиц. Праздник этот очень почитается в обители и в этот день у нас будет торжественное богослужение.

Вспоминая жен-мироносиц мы все отчасти должны думать о том, к чему мы призваны — как мы призваны служить Христу – наверное в этом есть пример служения для каждой женщины. Каждая женщина должна стать в своем сердце мироносицей.

Традиция празднования женского дня 8 марта мне не близка, но раз кому-то это нравится – пожалуйста (смеется). Все мы помним, в честь чего установлен этот праздник, поэтому в принципе ни одна уважающая себя женщина не причисляет себя к последовательницам феминисток, но, если есть дни, когда мы можем сказать друг другу какие-то теплые слова – мужчины женщинам или женщины мужчинам – мне кажется это хорошо. В нашем мире сейчас так мало доброты и самый большой дефицит – это дефицит доброты, нежности, любви и, если есть повод порадовать женщин, – мне кажется это не плохо.

Мироносица – это в первую очередь та, которая во всем следует за Христом, ищет воли Божией и, чтобы не происходило, остается верной Христу – это, наверное, основные качества мироносицы. Мы знаем, что среди мироносиц были разные женщины и разная судьба у них до встречи со Христом была. Объединяло их то, что они следовали за Ним всю свою жизнь, или в какой-то отрезок времени, полностью сопоставляли с жизнью Христа. Мы помним, что в конце, когда разбежались даже апостолы, они остались верными Господу – это, наверное, главное качество жен-мироносиц, и дай Бог иметь эти качества каждой женщине.

Мария Локтионова,

мама 9 детей, автор сборников повестей и рассказов

Этот праздник посвящен удивительным женщинам, которые остались со Христом, когда все Его оставили, когда даже мужчины-апостолы отошли от Него и апостол Петр отрекся. На рассвете они пошли выполнить необходимые восточные обряды над телом своего Учителя, как героиня античной драмы «Антигона». Эти женщины сохранили любовь к своему Учителю и верили, что он не преступник, оплеванный на кресте, а Тот, кому они верили.

Для меня этот день — и праздник, и память о подвиге жен-мироносиц, и гражданская позиция.

Дома мы специально не отмечаем этот день как празднуем Рождество Христово и Пасху, но знаем, помним, детям рассказываем. Праздник восьмое марта мы тоже не празднуем как таковой, отмечаем лишь как праздник скорой весны, потому что начало марта у нас это по сути еще зима.

«Бог не в бревнах, а в ребрах», — говорит русская пословица и примеры служения жен-мироносиц есть и в наше время. Доктор Лиза, всем известная, бесстрашно летала и в Донбасс, и в Сирию, без страха выполняла то, что считала нужным. Вот еще прекрасная женщина – Наталья Москвитина (ведущая телеканала «Спас», руководитель движения #Женщины За Жизнь, – ред.) – она всеми своими силами помогает женщинам сохранить беременность, предлагая помощь. Голословное утверждение «не делай аборт — это грех», — мало чего стоит без предложения реальной помощи, если беременную женщину гонят со съемной квартиры, если ее избивает пьяница-муж или еще какие-то тяжелые обстоятельства. Вот два реальных примера женского евангельского служения в наши дни.

Мария Голубкина,

актриса театра и кино, теле- и радиоведущая

Мой церковный опыт около 10 лет, и я стараюсь это делать осознанно – наш батюшка говорит: «никогда не делай того, что не понимаешь». Каждый перед Богом отвечает сам за себя – женщина ты, или мужчина – не важно. Чем больше времени мы проводим в церкви, чем больше читаем, тем меньше хочется о чем-то говорить, как, знаете, соловей – свое пропел и больше не поет.

Я думаю, что сейчас надо меньше разговаривать о своем вероисповедании, а больше думать о своем нравственном и этическом отношении к жизни.

Когда-то рассказала мне игуменья Тавифа муромского монастыря (настоятельница Свято-Троицкого женского монастыря Тавифа (Горланова), в схиме Фамарь, – ред.) про то время, когда она, давно еще, была послушницей в Пюхтицком монастыре. Она рассказала мне, как тогда (а это было в советское время, в 60-е годы) она с вместе с другими послушницами, такой «передовой отряд православной молодежи», соблюдали все посты, колбасу не ели. И вот однажды говорит ей и другим послушницам их духовник: «Вот посмотрите: две комсомолки идут, а ведь они лучше вас, потому что они людей любят и лучше к ним относятся, а вы только колбасу не едите и посты соблюдаете». Вот такая история. Поэтому надо не на форму больше обращать внимание, а на содержание – не смотрите, как человек живет, надо смотреть какой конец этой жизни будет.

Ольга Постникова,

сотрудница канцелярии Спасо-Преображенского Соловецкого ставропигиального мужского монастыря, экскурсовод монастырской паломнической службы

Я очень люблю праздник жен-мироносиц. У нас в монастыре много женщин-прихожанок и мы все в этот день друг друга поздравляем, дарим какие-то подарочки и радость такая сердечная, неизъяснимая.

И братия монастырская нас поздравляет со словами «сестры наши, мироносицы», потому что в монастыре очень много женского служения – это и уборка храмов, и украшение храма цветами к празднику.

Про праздник восьмое марта что сказать? Всего на острове проживает около тысячи человек местного населения, а сестры все в поселке тоже живут – это маленькое закрытое общество, все друг с другом общаются. Конечно мы поздравляем друг друга со всеми праздниками, с восьмого марта тоже. Остров – это особое житие: спецрейсы самолета, когда привозят продукты – тоже праздник, когда появляется сыр, молоко на прилавках, и когда гвоздики в магазин привозят к празднику, чтобы мужчины подарили своим женщинам. Приходишь перед праздником 8 марта в магазин смотришь – в ведре гвоздики стоят – это тоже праздник (смеется).

Можно, конечно отрицательно к этому относиться, дескать это революционный праздник, а можно – сердечно, по любви, как отец Герман все время говорит: «Любви у нас нет». Я не считаю грехом поздравить соловчанок с женским днем. Мне радостно их поздравлять, а они радостно улыбаются в ответ. Нас-то не поздравляют, конечно, с этим днем никто, ни братия, ни мы друг друга не поздравляем восьмого марта, а в поселке, конечно, поздравляем женщин.

Тамара Дмитриевна Уфимцева,

к.м.н., доцент кафедры фтизиатриии и пульманологии Московского государственного медицинского стоматологического университета (МГМСУ)

В этот день мы вспоминаем жен-мироносиц, которые пришли ко Гробу Спасителя. У нас в семье всегда чтили этот день и для меня бабушка по святкам подобрала имя Тамара в честь святой царицы Тамары. Грузинская и Русская Православные Церкви празднуют память царицы Тамары дважды в году: 1 (14) мая (этот день у многих народов мира назван «праздником цветов») и в третий воскресный день по Пасхе, посвященный женам-мироносицам. Моя тетя, которая была урожденной дворянкой, говорила, что женщины после тридцати лет не отмечают день рождения, а празднуют только именины, поэтому я всегда отмечаю именно в этот день, как было принято в дореволюционной России.

В советское время не было никаких церковных книг, у кого-то чудом сохранялось дома Евангелие, а святцы, конечно, все уничтожили. В период репрессий уничтожали верующих людей и книги церковные люди дома не держали. На картины великих художников могли люди смотреть и по ним что-то узнавать, сопоставлять, и какие-то крохи узнавать о евангельской истории.

Это замечательно, что сейчас появилась возможность отмечать настоящий женский праздник, а не память Клары Цеткин какой-то.

У нас в храме после службы всегда устраивалась общая трапеза, и так хорошо вместе отмечали и поздравляли женщин.

Анна Евстифеева,

координатор сестричества «Сорок Сороков»

Для меня это день ликования. В этот день нас поздравляют братья и ты чувствуешь такое внутренне ликование от любви, как будто через братьев Господь нам показывает значимость женского служения. Наши православные братья всегда нас любят и поддерживают, но в этот день они акцентируют внимание на значимости женского служения.

Это смиренное служение, не феминистическое, а такое, какое заповедано Господом. Поэтому такая радость и ликование, от того, что это настоящий, женский, сестринский день.

Для меня день 8 марта – это какая-то обязаловка, потому что надо поздравлять девочек в школе, все скидываются, покупают по одному тюльпану. На работе надо обязательно накрыть стол и т.д. А здесь – это духовное торжество. Это настолько глубоко, что словами так вдруг не объяснишь – после службы в храме идешь и ты светишься. Этим праздником мы не обязываем никого. Мы знаем, что нас поздравляют братья, потому что они хотят нас поздравить, для них это не обязаловка, а потребность души этот праздник отметить.

Православие – это такая радостная религия. Мы радуемся, веселимся, потому что каждое воскресенье у нас — это малая Пасха. А восьмого марта чувствуется какая-то тяжесть, потому что в этот день у нас какое-то разделение происходит в обществе по принципу праздновать-не праздновать.

Женщина создана вдохновлять, дарить любовь, тепло и заботу. Сейчас очень непростое время. Сейчас очень не хватает любви и самое главное, что сейчас женщина должна давать – это давать любовь. Любовь в семье, любовь к супругу, к детям, любовь к своему окружению, обществу, своему приходу. Своим появлением мы должны нести свет и любовь – это самое главное. Дарить любовь можно по-разному: кто-то через служение в храме, за свечным ящиком, где надо принять каждого приходящего, страждущего. Сейчас у всех, абсолютно у всех больные души, раненные, всем сейчас не хватает любви. Мне кажется, что женщина должна быть этим источником любви, благодаря Господу, источником любви, тепла и заботы, чтобы хотелось дальше жить, вдохновленным этой любовью.

Подготовила Лада Савонина

Евангельские события

После субботнего покоя ко гробу пришли

  • у Матфея (Мф. 28:1—10) — Мария Магдалина и другая Мария;
  • у Марка (Мк. 16:1—13) — Мария Магдалина, Мария Иаковлева (мать Иакова, апостола от 70-ти), Саломия (дочь Иосифа Обручника от первого брака — мать сынов Зеведевых Иакова и Иоанна);
  • у Луки (Лк. 24:1—10) — Мария Магдалина, Иоанна (жена Хузы), Мария (мать Иакова), «и другие с ними»;
  • у Иоанна (Ин. 20:1—18) — Мария Магдалина.

«Не прикасайся ко Мне»
(Г. Мемлинг, 1480 год)

На православных иконах вместе с женами-мироносицами неизменно изображается и Пресвятая Богородица. Священное Предание Церкви говорит также о Марии и Марфе — сёстрах Лазаря Четверодневного, Марии Клеоповой и Сусанне. Эти женщины вошли в гимнографию и литургические тексты под общим именованием жен-мироносиц.

Женщины, идя ко гробу, рассуждали, «кто отвалит камень от гроба». Перед их приходом, вследствие схождения Ангела, случается землетрясение, которое отвалило камень и повергло стражу в страх. Ангел говорит женам, что Христос воскрес, и предварит их в Галилее. Евангелие от Иоанна, как самое позднее, особо подчёркивает, что Мария Магдалина пришла ко гробу первой, — «во едину от суббот Мария Магдалина прииде заутра, ещё сущей тьме…» Возвращаясь к апостолам Петру и Иоанну, она говорит: «не знаем, где положили Его» (Ин. 20:2) (в синодальном переводе во множественном числе, то есть шла она не одна).

Семь жен-мироносиц (икона, н. XIX века)

После того как ушли апостолы Пётр и Иоанн, у гроба осталась Мария Магдалина. Она думала, что тело похитили, и плакала. В это время ей явился Христос, которого она приняла сперва за садовника. Он говорит ей, чтоб она не прикасалась к нему (Noli me tangere), пока он не восшёл к Отцу, и просит её сообщить ученикам о его воскресении. Затем, согласно Матфею, Мария, возвращаясь с благовестием к ученикам, встречает вторую Марию, и Христос является второй раз, повелевая вновь сообщить о воскресении всем ученикам. Апостолы же, услышав о воскресении Иисуса, не поверили. По церковному Преданию первой Иисус явился не Магдалине, а своей матери — Марии. В Евангелии от Матфея Иисус явился сразу всем жёнам-мироносицам (Мф. 28:9-10).

Неделя жён-мироносиц

В этой статье или разделе имеется избыток цитат либо слишком длинные цитаты. Излишние и чрезмерно большие цитаты следует обобщить и переписать своими словами. Возможно, эти цитаты будут более уместны в Викицитатнике или в Викитеке.

В Православной церкви третья неделя по Пасхе носит название: Неде́ля святы́х же́н мироно́сиц и Иоси́фа пра́ведного (др.-греч. Κυριακή τοῦ ἁγίου μυροφόρων γυναικών καὶ τοῦ Ἰωσήφ δικαίου) — день памяти этих святых женщин, вместе с которыми в это воскресение совершается память Иосифа Аримафейского и тайного ученика Иисуса Христа Никодима. В последнее время этот день стал рассматриваться как православный аналог 8-го марта.

Иосиф Аримафейский и Никодим помазали тело Иисуса Христа перед погребением, а жёны-мироносицы пришли помазать тело Христа в первый день после субботы — в воскресенье. На литургии в этот день читается 69 зачало Евангелие от Марка (Мк. 15:43-16:8).

Стихира на стиховне «Слава, и ныне» с Малой вечерни, тропари, кондак в Неделю Жен мироносиц

На греческом На церковнославянском (транслитерация) На русском
Стихира на стиховне «Слава, и ныне» с Малой вечерни, глас 2 (Ἦχος β’) Αἱ Μυροφόροι ὄρθριαι γενόμεναι, καὶ τὸ μνῆμά σου μετὰ σπουδῆς καταλαβοῦσαι, ἐπεζήτουν σε Χριστέ, πρὸς τὸ μυρίσαι τὸ ἄχραντον Σῶμά σου, καὶ τοῦ Ἀγγέλου τοῖς ῥήμασιν ἐνηχηθεῖσαι, χαροποιὰ σύμβολα τοῖς Ἀποστόλοις ἐκήρυττον. Ὅτι ἀνέστη ὁ ἀρχηγὸς τῆς σωτηρίας ἡμῶν, σκυλεύσας τὸν θάνατον, τῷ δὲ κόσμῳ δωρούμενος, ζωὴν αἰώνιον καὶ τὸ μέγα ἔλεος. Мироно́сицы ра́но бы́вша, и гроб Твой со тща́нием дости́гша, иска́ху Тебе́ Христе́, во е́же пома́зати пречи́стое те́ло Твое́. И а́нгеловыми глаго́лы огласи́вшеся, радостотво́рныя о́бразы апо́столом пропове́даху, я́ко воскре́се Нача́льник спасе́ния на́шего, плени́вый смерть, ми́рови же да́руяй живо́т ве́чный и ве́лию ми́лость. Мироносицы, явившись на рассвете, и гроб пустым увидев, Апостолам возглашали: «Низложил тление Могущественный и пребывавших во аде исторг из уз; провозгласите с дерзновением, что воскрес Христос Бог, дарующий миру великую милость!»
тропари праздника, глас 2 (Ἦχος β’) Ὁ εὐσχήμων Ἰωσήφ, ἀπὸ τοῦ ξύλου καθελών, τὸ ἄχραντόν σου Σῶμα, σινδόνι καθαρᾷ εἱλήσας καὶ ἀρώμασιν, ἐν μνήματι καινῷ κηδεύσας ἀπέθετο· ἀλλὰ τριήμερος ἀνέστης Κύριε, παρέχων τῷ κόσμῳ τὸ μέγα ἔλεος.

Ταῖς μυροφόροις Γυναιξί, παρὰ τὸ μνῆμα ἐπιστάς, ὁ Ἄγγελος ἐβόα· Τὰ μύρα τοῖς θνητοῖς ὑπάρχει ἁρμόδια, Χριστὸς δὲ διαφθορᾶς ἐδείχθη ἀλλότριος· ἀλλὰ κραυγάσατε· Ἀνέστη ὁ Κύριος, παρέχων τῷ κόσμῳ τὸ μέγα ἔλεος.

Благообра́зный Иоси́ф, с Дре́ва снем Пречи́стое Те́ло Твое́, плащани́цею чи́стою обви́в, и благоуха́ньми, во гро́бе но́ве, закры́в, положи́, но тридне́вен воскре́сл еси́, Го́споди, пода́яй ми́рови ве́лию ми́лость.

Мироно́сицам жена́м, при гро́бе предста́в А́нгел, вопия́ше: ми́ра ме́ртвым суть прили́чна, Христо́с же истле́ния яви́ся чуждь. Но возопи́йте: воскре́се Госпо́дь, подая́й ми́рови ве́лию ми́лость.

Благообразный Иосиф, с древа сняв пречистое тело Твое, чистым полотном обвив и помазав благовониями, в гробнице новой положил. Но в третий день воскрес Ты, Господи, даруя миру великую милость.

Жёнам-мироносицам представ у гробницы, Ангел восклицал: «Миро приличествует мертвым, Христос же явился тлению неподвластным; лучше возгласите: Воскрес Господь, дарующий миру великую милость!»

Кондак праздника, глас 2 (Ἦχος β’) Τὸ Χαῖρε ταῖς Μυροφόροις φθεγξάμενος, τὸν θρῆνον τῆς προμήτορος Εὔας κατέπαυσας, τῇ Ἀναστάσει σου, Χριστὲ ὁ Θεός, τοῖς Ἀποστόλοις δὲ τοῖς σοῖς κηρύττειν ἐπέταξας, ὁ Σωτὴρ ἐξανέστη τοῦ μνήματος. Ра́доватися мироно́сицам повеле́л еси́, плачь прама́тере Е́вы утоли́л еси́ воскресе́нием Твои́м, Христе́ Бо́же, апо́столом же Твои́м пропове́дати повеле́л еси́: Спас воскре́се от гро́ба. «Радуйтесь» мироносицам возгласив, плач праматери Евы прекратил Ты воскресением Твоим, Христе Боже; Апостолам же Твоим повелел провозглашать: «Спаситель воскрес из гроба!»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *