Жест крест руками

Приветствую Вас на страничках блога «МИР ВОКРУГ»!
Многие христиане знают, насколько важно, и что для него является осенение себя крестным знамением. Во время молитвы, перед принятием пищи и после, перед учебой, когда ложимся спать, мы себя осеняем крестным знамением. Каждый христианин знает, что в этом крестообразном руко-движении есть, какой-то смысл, сила, и есть свое историческое значение, и так же своя символика.

Крестообразное знамение – есть обряд, так мы выражаем свою веру, во Христа пострадавшего на Кресте за нас, и то орудие убийства стало орудием победы над смертью. И кстати, перстное осенение себя крестообразно, этот обычай самый древний из всех обычаев в христианстве. Почитание креста было установлено с древних времен. Еще в конце третьего столетия, карфагенский церковный учитель Тертуллиан писал: «Путешествуя, и передвигаясь, входя в помещение и выходя из него, обуваясь, принимая ванну, за столом, зажигая свечи, ложась, садясь, при всём, что мы делаем – мы должны осенять свой лоб крестом».
и спустя столетие после Тертуллиана, святитель Иоанн Златоуст писал следующее: «Никогда не выходите из дома, не перекрестившись».

Что означает сложенные пальцы правой руки? Что символизирует само движение рукой? И что дает для нас такое крестообразное движение рукой?
Значение крестного знамения: сложенные пальцы правой руки воедино, большой, указательный и средний палец, символизирует троичность Единого Бога. А пальцы безымянный и мизинец, символизируют два естества Иисуса Христа Сына Божьего, эти два пальца прижаты вместе к ладони, символизируют – два естества Иисуса Христа, как человека и Бога, который пришел на землю ради нашего искупления и спасения, при этом ладонь же символизирует землю.
Так вот, осеняя себя крестообразно рукой, этот жест говорит, в Кого мы верим, что исповедуем. Этими движениями мы даем полную проповедь! Ту проповедь о Святой Троице Единосущной и Нераздельной, пересказываем тот момент, когда на Кресте совершалось наше спасение, искупление от рабства греха. Сам Господь Иисус Христос распялся за нас, дабы дать всему человечеству вечную жизнь.

Правильно сложенные пальцы правой руки, осенять себя крестным знамением, сначала возложить на лоб – это говорит, что мы освящаем свой ум, затем на живот – для освящения наших внутренних чувств, на правое и левое плечо — чтобы освятить телесные силы и призвать благословение на дела рук наших. При этом мысленно или вслух произнося такие слова: «Во Имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь» Так мы исповедуем свою веру в Бога и, осеняя себя Крестом, на нас снисходит Благодать Святого Духа.

Осеняя перстным, крестообразно не только освящаем себя, но так же если осеняя пищу, мы освящаем ее.
Смысл всех Таинств – Обожение, поэтому все культовые действия идут через крест. Священник получает власть и силу совершать Таинства от момента его рукоположение, когда архиерей троекратным знамением Креста призывает Святую Троицу, чтобы снизошла Благодать Святого Духа на посвящаемого. Человек принимает крещение, так же троекратно крестообразно осеняется крестом.
Освящая храм, престол, также крестообразно с молитвой стены и престол помазывают миром.
В этом действии есть великая сила, крест освящает все, главное чтобы это было с верой, а не так, бессмысленно, как будто отмахивая от себя мух.

Очень даже интересно, то, что осенять себя крестообразно, это очень древний обычай, а с какого времени такой обычай установлен, и каким он был, и при каких обстоятельствах он вообще возник, откуда идут сами корни этого знамения? далее читать продолжение «история троеперстного крестного знамения»

Реклама

Кому и когда молиться

На иконе есть Архангел Михаил. Он считается самым главным надо всеми ангелами, поэтому ему нужно молиться, если вы хотите, чтобы ваш собственный ангел-хранитель стал более сильным и крепким. Также Архангел Михаил является стражем рая, не пуская в него никого, кто может навредить человеческой душе. Считается, что на страшном суде он будет одним из главных помощников Бога, разделяя людей на добрых и падших. Поэтому тем, кто хочет попасть в рай, стоит молиться именно ему. Считается, что Архангел Михаил помогает побороть страсти, мешающие душе попасть в рай, будь то пьянство, наркомания или разрушительная страсть женщины к мужчине, который ею пользуется.

День этого ангела отмечают 21 ноября и 19 сентября.

Также на иконе Всех Святых есть Матрона Московская. Эта святая помогает при различных женских болезнях, способствует счастливой семейной жизни. Её дни отмечают 22 ноября и 2 мая. Она при жизни обладала пророческим даром и могла предсказывать события, не имея физического зрения. К ней обращаются в молитвах, чтобы пролить свет на какую-то жизненную ситуацию, удачно жениться или выйти замуж, а также о благополучии детей. Помогает святая Матрона в болезнях, решении различных бытовых вопросов.

Также на иконе есть лик преподобного Иоанна Крестителя. Этот святой считается одним из самых сильных, так как крестил самого Иисуса Христа. Он является покровителем водной стихии, помогает в душевных и телесных недугах, лечит от пьянства и страстей. День его отмечают 7 июля. Его ещё называют день Иоанна Купалы. Считается, что после этого праздника начинается открытие купального сезона. Иоанну Крестителю молятся в трудных ситуациях, душевных болезнях и об избавлении от пьянства или наркомании, различных душевных переживаний.

Покровителем крестьян и сельского хозяйства, а также защитником от войн и различных конфликтов считается святой Александр Невский. Ему принято молиться от нашествия врагов, для хорошего урожая, а также для удачи в путешествиях по суше. Дни празднования памяти этого святого – 12 сентября и 6 декабря. Молиться ему можно в различных трудных ситуациях, связанных с земледелием и военной службой.

Если вы страдаете перееданием, пьянством и не можете избавиться от жадности и различных форм материальной зависимости, стоит помолиться святому мученику Вонифатию. Его день — 1 января, как раз после Нового года. Этот святитель помогает многим в избавлении от греха пьянства, а также переедания, обжорства, зависимости от материальных благ и алчности, азартных игр.

Если посмотреть икону Всех Святых, на фото и их значение, то там можно найти святую Анастасию Узоразрешительницу, которой молятся от опасности тюремного заключения или о тех, кто там находится в настоящее время. День её памяти церковь отмечает 4 января. При своей жизни она помогала христианам, которые были заточены в темницу, за что и была сама жестоко казнена. Однако она считается покровительницей людей, которым грозит суд, тюрьма и которые там сидят, пусть даже и за справедливые согрешения.

Если вам нужна победа на экзамене, в суде, в различных обстоятельствах, стоит обратиться к иконе Георгия Победоносца. Его лик тоже есть на иконе Всех Святых. Георгий победил опасного аспида, который наводил ужасы на различных людей. Имя этого святого очень известно. Считается, что он помогает в различных неблагоприятных обстоятельствах, болезнях, победах не только в гонке на выживание, но и над собственными страстями и пороками. День его памяти церковь празднует 23 ноября и 6 апреля. Святой способствует победам в различных сферах жизни. Ему молились солдаты и перед отправкой в горячие точки, и обычные люди перед экзаменами, судебными разбирательствами и во многих других ситуациях.

Если вы хотите мира в семье, добрых отношений без ссор и скандалов, лучше всего молиться Гурию, Самону и Ававу. Эти мученики изображены на иконе, и они помогают в различных трудных ситуациях. Их день памяти приходится на 28 ноября. Считается, что они помогают в различных житейских нуждах, а также способствуют семейному благополучию в доме.

Иоанн Кронштадский считается одним из самых почитаемых русских святых. Его праздник принято отмечать 14 июня и 2 января. Он при своей жизни помогал в различных проблемах, обладал даром прозорливости, видел будущее и получал множество писем, на которые давал советы и ответы, помогающие в жизни каждому адресату. Поэтому ему молятся при различных недугах, болезнях в семье. Святой помогает и в решении бытовых вопросов, может подсказать, какое принять правильное решение. Ему можно молиться по любому вопросу, и он всегда помогает, пусть и не сразу.

При любовных неудачах, когда происходят супружеские измены и различные неприятности на личном фронте, стоит обратиться к образу Ксении Петербуржской, дни памяти которой приходятся на 6 февраля и 6 июня. Она помогает в различных вопросах, которые касаются семейной жизни, благополучия детей и многого другого. Также она способствует избавлению от пьянства, наркотической и любовной зависимости.

Николай Чудотворец считается одним из самых любимых в народе святых. Дни его памяти приходятся 19 декабря и 6 мая. Есть Николай Вешний и зимний. Прообразом американского Санта Клауса стал именно этот святой, которого одинаково почитает и православная, и католическая церкви. Молиться Николаю стоит путешественникам, тем, кто служит в армии, находится в море, самолёте, а также при различных бытовых сложностях, финансовых неудачах и долгах. Считается, что этот святой дарит людям радость и помогает всем, кто искренне его просит, в различных делах и начинаниях.

Также на иконе Всех Святых изображён Сергий Радонежский, день памяти которого церковь отмечает 18 июля. Этот святой помогает детям в учении, взрослым – в приобретении жизненных знаний, житейской мудрости, а также в различных вопросах. Ему молятся и в судебных разбирательствах, также в семейных конфликтах, ситуациях, если кто-то ведёт себя очень высокомерно и гордо.

9 августа начинают праздновать день Пантелеймона Целителя – он помогает от различных заболеваний, способствует приобретению здоровья телесного и душевного. Его лик тоже есть на иконе Всех Святых.

2 августа – день памяти Илии Пророка. Он помогает от наводнений, стихийных бедствий и различных неприятностей, связанных с водой. Однако в этот день уже нежелательно купаться, так как есть опасность простуды. Илия Пророк помогает и в решении трудных жизненных ситуаций, конфликтов и ссор, а также, если трудно найти выход.

Также на иконе есть изображения Серафима Саровского, мученицы Варвары, Спиридона Тримифунтского, который помогает в решении финансовых вопросов и в бизнесе. День празднования Серафима Саровского приходится на 1 августа. Он помогает в решении многих жизненных вопросов, исцелении болезней. День Варвары празднуют 17 декабря, а праздник Спиридона отмечают 25 декабря. В эти дни принято молиться ему, чтобы привлечь финансовую удачу и принять правильное решение.

Ну а день иконы Всех Святых отмечают 12 июля. В этот день человек с любым именем в крещении может просить перед иконой о чём угодно. Правда, и на это есть ограничения.

LiveInternetLiveInternet

Цитата сообщения vera_nadezda АЗБУКА ПРАВОСЛАВНЫХ ИКОН

О ЧЕМ ГОВОРЯТ ЖЕСТЫ НА ИКОНАХ

Очень понравилась статья отсюда
Я решила, что это может быть интересно всем и раскрыла ссылку:
Почему, глядя на каноническую икону, мы испытываем необычное чувство – будто мы видим особый мир, более возвышенный и светлый, чем наша повседневность? Во-первых, конечно, потому, что на иконах изображены святые жители Неба. А во-вторых, потому, что и сам способ изображения – необычный. Одна из главных его особенностей – глубокое осмысление каждой детали. Цвета, позы, выражения лиц и жесты, любой предмет – всё имеет на иконе свое значение. Сестры из иконописной мастерской Ново-Тихвинского монастыря (Екатеринбург) готовят для сайта «Православие и мир» несколько рассказов о том, что значит на иконе та или иная деталь. Первый рассказ – о жестах.
За несколько веков сложился определенный канон – как писать руки и жесты святых. Однако не нужно думать, будто строгие рамки обедняют икону. Наоборот, именно такие на первый взгляд незаметные штрихи и делают икону богословием в красках.

Благословляющая десница. Пальцы правой руки (десницы) сложены в виде букв I и Х (Иисус Христос) – это благословение именем Господним; также распространено троеперстное сложение – благословение именем Святой Троицы. С таким жестом изображаются святители (то есть святые епископы, митрополиты и патриархи), а также преподобные и праведные, имевшие священный сан. Например, святитель Иоанн Златоуст, который был архиепископом Константинопольским; святитель Николай Чудотворец, архиепископ Мир Ликийских; преподобный Серафим Саровский… При жизни они каждый день благословляли этим жестом множество людей, а теперь с Небес благословляют каждого, кто обращается к ним с молитвой.


святитель Николай

святитель Игнатий Брянчанинов

Ладонь праведника. Праведные люди изображаются с характерным жестом: открытой ладонью, обращенной к молящимся. Праведный человек – человек правды – открыт для людей, в нем нет никакого лукавства, никакой тайной злой мысли или чувства. Такими были, например, святые князья Борис и Глеб. Как известно, им предлагали убить их брата-предателя Святополка, но они предпочли сами погибнуть от рук братоубийцы, чем совершить такое бесчестное дело.

св.Глеб

С раскрытой ладонью изображен и праведный Феодор Ушаков. Этот прославленный флотоводец отличался исключительной честностью и открытостью души. Он ревностно исполнял свой воинский долг и одновременно был милостив ко всем людям: своих подчиненных берег, как зеницу ока (за все время военной службы не отдал в плен ни одного матроса!), щедро благотворил многим нуждающимся. И даже врагов, бывало, спасал от смерти.

св.Феодор Ушаков

Две ладони, раскрытые на груди. Некоторые исследователи толкуют это как жест приятия благодати, другие – как молитвенное обращение к Богу. С таким жестом изображаются, например, праведный праотец Авраам, мать Пресвятой Богородицы праведная Анна, мученица Анастасия Римляныня.

мученица Анастасия

прав. Анна

Рука, приложенная к сердцу, – жест, означающий, что святой высоко преуспел в сердечной молитве. Так иногда пишут преподобного Серафима Саровского. Так же изображается преподобный Василиск Сибирский, недавно прославленный святой, который жил в XIX веке, но по преуспеянию в сердечной молитве был равен древним пустынникам.

прп. Василиск Сибирский

Руки, скрещенные на груди. С таким жестом пишут, например, преподобную Марию Египетскую. Вероятнее всего, это изображение креста по подобию того, как мы складываем руки, когда подходим ко Причастию, утверждая этим жестом свою принадлежность Христу, усвоение себе Его Крестной Жертвы. Вся пустынная жизнь преподобной Марии была подвигом покаяния, а незадолго до своей блаженной кончины она причастилась Святых Христовых Таин, говоря: «Ныне отпущаеши рабу Твою, Владыко, по глаголу Твоему с миром, яко видеста очи мои спасение Твое…».

прп.Мария Египетская

Особую роль играет предмет в руках святого – по нему можно узнать, за какой подвиг прославлен святой или какое служение он нес на земле.
Крест в руках символически указывает на мученический подвиг святого. Это напоминание о крестных страданиях Спасителя, Которому подражают все мученики.


свмч. Иларион Троицкий
Царственные страстотерпцы

Апостол Петр держит в руках ключи от Царствия Небесного – те, о которых Господь Иисус Христос говорил ему: «Дам тебе ключи Царства Небесного» (Мф. 16, 19).

апостол Петр

Стиль (заостренная палочка для письма) – принадлежность евангелистов Матфея, Марка, Луки и Иоанна, а также пророка Давида, написавшего Псалтирь.

евангелист Матфей
евангелист Иоанн

Очень часто святые на иконах держат в руках книгу или свиток. Так изображаются и ветхозаветные пророки, и апостолы, и святители, и преподобные, и праведные, и новомученики… Книга – это слово Божие, проповедниками которого были они при жизни. На свитках написаны изречения самих святых или из Священного Писания – в наставление или утешение молящимся. Например, на свитке праведного Симеона Верхотурского написано поучение: «Молю вас, братие, внемлите себе, имейте страх Божий и чистоту душевную».

св.Симеон Верхотурский

Святой праведный Феодор Ушаков держит в руке свиток с утешительной надписью – его собственными словами: «Не отчаивайтесь! Сии грозные бури обратятся к славе России».

св.Феодор Ушаков

По предмету, который держит в руках святой, часто можно узнать о том, чем он занимался во время земной жизни. Изображаются те занятия, которыми святой особенно угодил Богу, которыми он прославлял Его имя. Например, великомученик целитель Пантелеимон держит в руках ларец с лекарствами и лжицу (длинную узкую ложку) – он был искусным врачом, а когда уверовал во Христа, стал исцелять Его именем даже безнадежно больных людей, и многие из них благодаря чудесному исцелению пришли к вере.

великомученик Пантелеимон

Святая Мария Магдалина, одна из жен-мироносиц, пришедших ко гробу Христа, чтобы помазать Его тело миром, изображается с сосудом в руках, в котором она несла миро. А в руке у святой Анастасии Узорешительницы сосуд с елеем, с которым она приходила к узникам в темницы.

святая Анастасия Узорешительница

Святые иконописцы Андрей Рублев, Алипий Печерский и другие изображаются с написанными ими иконами.

прп Алипий Печерский

У святого праведного Иоанна Кронштадтского в руке Потир, Евхаристическая Чаша – символ литургического служения. Известно, что отец Иоанн был пламенным служителем Божественной литургии. На богослужениях, которые он совершал, люди плакали, испытывали сильное покаяние, чувствовали укрепление в вере.
Преподобные Серафим Саровский, Нил Сорский, Зосима Верховский держат в руках четки. По четкам, которые называют «мечом духовным», монахи совершают непрестанную молитву, и потому этот предмет является символом молитвенного подвига.

прп Серафим

Основатели или ктиторы (благотворители) иноческих обителей часто держат в руках храмы. Например, преподобномученица Великая Княгиня Елисавета Феодоровна изображается с одним из храмов Марфо-Мариинской обители. Великая равноапостольная княгиня Ольга тоже держит в руках храм – в знак того, что она построила первую церковь на Руси.

прпмц Елисавета
святая Ольга

Необычный предмет в руках у праведного Симеона Верхотурского – удочка. Казалось бы, может ли быть особенно угодным Богу такое занятие, как рыбная ловля? Однако именно во время рыбной ловли, в глубоком уединении святой Симеон усердно молился Господу – «выну (то есть всегда, постоянно) мысль к Богу имел еси… да не удицею греха уловлен будет от вселукавого врага спасения нашего», как говорится в службе ему.


святой Симеон.

Вот только одна деталь иконы – жест, – но как много она говорит о святом! По ней мы можем узнать о его служении и главном подвиге, получить благословление или наставление от святого. Как в жизни по некоторым жестам мы можем догадаться о чувствах и мыслях человека, так и каноническая икона, если мы умеем понимать ее символы, живо передает нам мысли и чувства святых.
В иллюстрациях использованы фотографии икон, изготовленных в иконописной мастерской Ново-Тихвинского монастыря.

Печать Даниила митрополита всея Руси 1522 — 1539
…По своему происхожденію и первоначальному значенію перстосложенныя руки на иконахъ составляютъ символъ или условный, принятый иконописцами, знакъ того, что лица, изображаемыя на иконахъ съ таковыми руками (Спаситель или какой-либо святой) говорятъ (благовествуютъ, проповедуютъ), т.-е. должны быть представляемы нами какъ говорящія (благовествующія, проповедующія).
Обычай употреблять перстосложенныя руки какъ символъ или условный знакъ того, что изображаемое лицо должно быть представляемо говорящимъ, или обычай изображать говорящія лица съ перстосложенными руками введенъ еще живописцами дохристіанскими и взятъ ими съ живой действительности. Ораторы греческіе и римскіе, восходя на кафедру, приглашали слушателей къ молчанію и вниманію и вместе приветствовали ихъ посредствомъ поднятія и потрясанія перстосложенной руки, а равнымъ образомъ и во время самаго произнесенія речей жестикулировали посредствомъ разнообразнаго перстосложенія . Сохранились до настоящаго времени списки классическихъ или языческихъ произведеній, украшенныхъ миніатюрами, на которыхъ лица говорящія изображены съ поднятыми и перстосложенными руками совершенно такъ, какъ это на иконахъ и вообще на живописныхъ изображеніяхъ христіанскихъ: Мартиньи въ своемъ Словаре указываетъ на творенія Гомера, находящіяся въ Миланской амбросіанской библіотеке, и на Энеиду Виргилія, находящуюся въ Ватиканской библіотеке (подъ сл. Benir, p. 85, col. 1); мы съ своей стороны можемъ указать на рукопись твореній Діоскорида, находящуюся въ Венской императорской библіотеке, рисунки которой напечатаны у Ламбеція и у Несселя въ Описаніи рукописей библіотеки. Известны примеры поднятыхъ и перстосложенныхъ рукъ на произведеніяхъ и скульптурныхъ.
Что въ христіанской иконографіи перстосложенныя руки первоначально употреблялись съ темъ же значеніемъ, съ какимъ оне употреблялись въ иконографіи дохристіанской, на это мы имеемъ и словесныя свидетельства и свидетельства памятниковъ. Павелъ Силенціарій въ своемъ описаніи Юстиніановой св. Софіи говоритъ объ изображеніи Спасителя на одной изъ алтарныхъ завесъ, что Онъ представляется (изображенъ) протягивающимъ персты правой руки, какъ вещающій (въ знакъ того, что вещаетъ) присноживой глаголъ, (а) въ левой руке имеющимъ книгу, которая ведаетъ (содержитъ) божественныя глаголы (т. е. евангеліе) . Въ Венской императорской библіотеке находится отрывокъ написаннаго въ IV-V веке Пятокнижія Моисеева, украшеннаго миніатюрами, которыхъ сохранилось 24 и которыя все воспроизведены у Ламбеція и у Несселя. На миніатюрахъ этихъ, представляющихъ текстъ Пятокнижія въ лицахъ, очень не малое количество перстосложенно протянутыхъ рукъ, и некоторыя изъ нашихъ рукъ, устраняя предположеніе, что мы имеемъ тутъ дело съ вольностію живописца, который ветхозаветнымъ лицамъ усвоилъ христіанскiй образъ благословенія и молитвы, съ неоспоримою ясностію показываютъ, что оне не суть руки благословляющія или молебныя, а руки служащія знакомъ того, что лица, которымъ оне принадлежатъ, изображены какъ говорящія или должны быть принимаемы за говорящихъ, ибо видеть въ большей части этихъ некоторыхъ рукъ руки благословляющія или молебныя было бы несообразностію , а въ одной — просто кощунствомъ . Известны примеры древнихъ скульптурныхъ и въ собственномъ смысле иконографическихъ памятниковъ, на которыхъ первоначальное значеніе перстосложенно протянутыхъ рукъ какъ символа или условнаго знака, что лица изображены говорящими, представляется яснымъ съ совершенною безспорностію …
Примечанія:
Каковой обычай явился у ораторовъ, нетъ сомненія, потому, что и въ обыкновенной жизни при какихъ-нибудь усиленныхъ, особенно оживленныхъ, речахъ люди потрясаютъ перстосложенной рукой, а равнымъ образомъ и подаютъ знакъ къ молчанію среди шума если не перстосложенно, то просто поднятой рукой. Что касается до приветствія посредствомъ поднятія перстосложенной руки, то сравнивай употребленіе этого жеста въ настоящее время нашими военными. Объ обычае ораторовъ греческихъ и римскихъ предварять свои речи поднятіемъ и потрясеніемъ перстосложенныхъ рукъ, равно какъ и о жестикуляціи посредствомъ разнообразнаго перстосложенія во время самаго произнесенія речей, нарочито и довольно подробно говоритъ Квинтиліанъ въ своемъ сочиненіи De institutione oratoria, — lib. XI, cap. III, — De pronuntiatione, затемъ мимоходомъ и не нарочно говорятъ: Персій въ своихъ сатирахъ, sat. IV, de Alcibiade, v. 7, Апулей въ своихъ Метаморфозахъ или De auero asino, — lib. II, cap. XXI, и другіе (Цицеронъ въ своемъ спеціальномъ сочиненіи De oratore, не говоря подробно, делаетъ общее наставленіе о сообразованіи перстовъ руки, причемъ разумеетъ различныя перстосложенія, съ содержаніемъ речи, — lib. III, cap. 59). Простертіе руки и потрясаніе рукой, о которыхъ говорится въ книге Деяній апостольскихъ (XII, 17, XIII, 16, XIX, 33, XXI, 40. XXVI, 1), какъ знакахъ приглашенія къ молчанію, суть именно те самыя ораторскія поднятіе руки и потрясаніе рукой, о которыхъ мы говоримъ (что по-русски переведено: «давъ знакъ рукою, далъ знакъ рукою»). И въ позднейшее время, у ораторовъ христіанскихъ было въ обычае протягивать руку передъ началомъ речей, см. напр. свидетельство грамматика Кориппа объ имп. Іустине, — у Гретзера Т. I, р. 368 нач. (по нынешнему чину крещенія, оглашаемый отрицается сатаны, «горе руце имущь», но Кириллъ Іерусалимскій говоритъ объ этомъ: «слышишь, повеленіе, съ рукою простертою, какъ бы присутствующему, сказать ему: отрицаюсь тебя, сатана», — тайноводотв. сл. 1, § 4). — Для соображенiй относительно разнообразнаго перстосложенія, которое находимъ на дровнихъ памятникахъ христіанской иконографіи, считаемъ не неуместнымъ перечислить те виды перстосложенiй, которые известны намъ какъ обычные ораторскіе жесты. У Квинтиліана въ качестве таковыхъ жестовъ указываются следующіе виды перстосложенія: 1) Малый середній перстъ соединялся съ пальцемъ (подгибался подъ палецъ), остальные три перста протягивались (изъ двухъ середнихъ перстовъ разумеется именно малый середній); объ этомъ перстосложеніи Квинтиліанъ говоритъ, что оно есть наиболее употребительное, приличествуетъ въ начале речи, а при дальнейшемъ произношеніи последней — въ повествованіяхъ, порицаніяхъ и обвиненіяхъ; 2) два середніе перста подгибались подъ палецъ, а указательный и мизинецъ протягивались; объ этомъ перстосложеніи Квинтиліанъ говоритъ, что оно есть жестъ более настоятельный, чемъ предшествующій, въ начале речей и при повествованіяхъ не идущій; 3) три последніе перста пригибались къ ладони, палецъ прижимался къ нимъ, а указательный протягивался; по Квинтиліану, это — жестъ для порицанія и для указанія; 4) четыре первые перста слегка соединялись своими концами (а мизинецъ протягивался?); 5) малый середній перстъ и мизинецъ пригибались къ ладони, большой середній и указательный протягивались, палецъ прижимался къ двумъ последнимъ; 6) четыре перста слегка наклонялись, палецъ сгибался внутрь; 7) малый середній перстъ наклонялся (остальные протягивались?); 8) указательный перстъ упирался въ ноготь пальца съ боку, остальные персты протягивались разъединенно или сжато; 9) все персты пригибались, а палецъ отгибался въ сторону. Апулей говоритъ объ употреблявшемся ораторами перстосложеніи, въ которомъ два последніе перста пригибались, а два первые и палецъ протягивались, при чемъ палецъ оттопыривался (отводился назадъ или въ сторону).
Патрол. Миня, t. 86, pars posterior, col. 2149, vers. 776.
Изображены Иcавъ и Іаковъ, изъ которыхъ первый продаетъ второму свое первенство; Исавъ съ протянутой перстосложенно рукой, — у Несселя р. 69: ясно, что Исавъ не благословляетъ Іакова и не молится на него, а говоритъ ему. Изображенъ Іорифъ, разсказывающій своимъ братьямъ виденный имъ сонъ; Іосифъ съ протянутой перстосложенно рукой, — у Несс. р. 82: ясно, что онъ не благословляетъ братьевъ и не молится на нихъ, а говоритъ имъ. Изображенъ Іосифъ въ темнице съ хлебодаромъ и виночерпіемъ, а передъ темницей — стражъ ея съ своей женой; стражъ съ женой обращены другъ къ другу съ перстосложенно протянутыми руками, — р. 87: ясно, что они разговариваютъ. Изображены братья Іосифа, стоящіе передъ нимъ после того, какъ у нихъ въ мешкахъ найдены были деньги: Іосифъ съ перстосложенно протянутой рукой, — р. 88: ясно, что онъ говоритъ братьямъ. См. также рр. 60, 65, 71, 73, 76, 83 (особенно крайняя фигура вправо отъ зрителя), 89 и 90.
См. миніатюру, изображающую паденіе Лота съ дочерями, р. 64 — Ни одной изъ перстосложенно протянутыхъ рукъ на миніатюрахъ нельзя было бы принимать за руки молебныя, а некоторыя можно было бы принимать только за руки благословляющія; но благословеніе изображафтся на миніатюрахъ чрезъ возложеніе благословляющимъ своей руки на голову благословляемаго, — рр. 77, 78 и 99. На нашихъ миніатюрахъ ясно видно, что и перстосложенная рука изъ облака по своему первоначальному значенію не есть рука благословляющая, а рука, служащая знакомъ того, что Богъ говоритъ (Изображено грехопаденіе Адама и Евы и надъ ними рука изъ облака, — р. 55; ясно, что Богъ не благословляетъ Адама и Еву за грехопаденіе, а обличаетъ ихъ въ немъ. Изображено изгнаніе Адама и Евы изъ рая и надъ ними рука изъ облака, — р. 56: ясно, что Богъ не благословляетъ Адама и Еву, а повелеваетъ имъ изойти изъ рая). — Пророки, до сихъ поръ изображаемые на иконахъ съ перстосложенно протянутыми руками, собственно не благословляютъ и не молятся, а пророчествуютъ, т. е. перстосложенныя руки — знакъ того, что они изображаются пророчествующими.
Вотъ некоторые примеры. Барельефъ на одномъ саркофаге изображаетъ исцеленіе Спасителемъ двухъ слепыхъ; представлены Спаситель, слепые и два апостола; рука Спасителя на голове одного изъ слепыхъ; одинъ изъ апостоловъ съ перстосложенно протянутой рукой, обращенной къ Спасителю: ясно, что апостолъ говоритъ Спасителю, а не благословляетъ Его. Барельефъ на другомъ саркофаге изображаетъ исцеленіе Спасителемъ кровоточивой; представлены Спаситель, кровоточивая и одинъ изъ апостоловъ; у Спасителя и апостола, обращенныхъ другъ къ другу, руки перстосложенно протянуты: ясно, что они разговариваютъ. На одной фреске изображено обличеніе Спасителемъ отрекшагося отъ Него апостола Петра; Спаситель съ перстосложенно протянутой рукой, обращенной къ Петру: ясно, что Онъ не благословляетъ Петра, а говоритъ ему, т. е. держитъ обличительную речь къ нему, см. у Мартиньи въ Словаре рр. 64 (второе изображеніе), 288 и 577 (Имп. Юстиніанъ поставилъ на дворе построенной имъ св. Софіи свою статую съ протянутой къ востоку правой рукой; по объясненію Свиды, это протяженіе руки означало то, что императоръ изображенъ былъ говорящимъ къ восточнымъ народамъ).
Печатается по изданiю: Къ нашей полемике съ старообрядцами (дополненiя и поправки къ полемике относительно общей ея постановки и относительно главнейшихъ частныхъ пунктовъ разногласiя между нами и старообрядцами). Е Голубинскаго, ординарнаго академика Императорской Академiи Наукъ (бывшаго заслуженнаго ординарнаго профессора Московской Духовной Академiи). – Изданiе второе, исправленное и дополненное, напечатанное Императорскимъ Обществомъ Исторiи и Древностей Россiйскихъ при Московскомъ Университете. М.: Типографiя Общества распространенiя полезныхъ книгъ, 1905. – с. 179-182.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *