Жизнь до Иисуса Христа

Современные историки и религиоведы задаются вопросом: «Где был, чем занимался Иисус в возрасте от 12 до 30 лет?» Действительно, всем известно о Его чудесном рождении, оно подробно описано в Библии. В Библии приводится также эпизод, который произошел в храме, когда Иисусу было 12 лет. Однако в следующем эпизоде, где упоминается Иисус — его крещение в реке Иордан — и на котором останавливается Библия, он предстает уже тридцатилетним.

Таким образом, о восемнадцати годах жизни Иисуса ничего неизвестно. «Разве они не важны для нас? Напротив! — пишет Стивен Роузен, один из современных исследователей поставленного в начале статьи вопроса, — Уж если мы признаём, что за три последующих года жизни Иисус Христос изменил облик земли — а он действительно это сделал, — тогда 18 неизвестных лет приобретают несомненную важность. Ведь в жизни человека, которого считают нисшедшим Богом или посланцем Бога, каждое мгновение исполнено смысла, каждый жест поучителен, каждый поступок драгоценен. Что же тогда говорить о восемнадцати неизвестных годах? Тем не менее Библия хранит о них молчание».

Неслучайно поэтому появился целый ряд работ, написанных религиозными деятелями, историками и независимыми исследователями, в которых они пытаются пролить свет на этот неизвестный нам период жизни Иисуса. Так, в 1962 году вышла в свет книга преподобного К. Р. Поттера «Раскрыта тайна утерянных лет Иисуса», в 1976 году появилась книга Андреаса Фабер-Кайзера «Иисус умер в Кашмире», затем вышли книги Элизабет Клер Профит «Утерянные годы Иисуса», Дика и Жанет Бок «Тайна Иисуса», Холджера Керстена «Иисус жил в Индии» и другие.

Жанет Бок, автор упомянутой выше книги и один из создателей фильма «Утерянные годы» (1978 г.), пишет: «Постепенно мы пришли к выводу, что описание этих лет отсутствует потому, что кто-то изъял их из летописей и из Библии. Невозможно представить себе, чтобы Иисус появился в Галилее в возрасте 30 лет и скрыл большую часть своей жизни от своих учеников, которых любил и которых просил следовать за ним. Невозможно поверить и в то, что эти годы были столь мало значащими, что о них не стоило упоминать ни слова…

Так мы всё больше склонялись к тому, что в какой-то момент все сведения об этих годах его жизни были уничтожены. При изучении документов ранней христианской церкви становится очевидным, что первые церковные соборы, особенно Никейский собор 325 года, изменили многие положения христианской доктрины. Остается признать, что описания неизвестных лет Иисуса были вычеркнуты потому, что не соответствовали политическим устремлениям растущей церкви».

Следует заметить, что Codex Sinaiticus, самый ранний из ныне существующих греческих манускриптов Нового Завета, который хранится в Британском музее, — был написан в 331 году после Рождества Христова, то есть через шесть лет после упомянутого выше Никейского собора. Манускриптов, написанных до того, просто не сохранилось, и их содержание продолжает оставаться неизвестным.

Все упомянутые выше авторы, даже преподобный К. Р. Поттер, единодушно считают, что Иисус в эти восемнадцать «утерянных» лет совершил путешествие в Индию. Примечательно, что, собирая интересующие их документы, современные нам исследователи обнаружили скрытую полемику, которая развернулась в конце XIX — начале XX века и касалась также странствий Иисуса по Индии. Началась эта полемика в 1894 году, когда русский журналист, исследователь и путешественник Николай Нотович опубликовал загадочную и дерзкую книгу под названием «Неизвестная жизнь Иисуса Христа».

На истории появления этой книги стоит остановиться особо, так как Нотович является первым исследователем, который заявил, что Иисус ходил в Индию, и, более того, представил в пользу этого убедительные аргументы. После русско-турецкой войны Нотович отправился в путешествие на Восток. В 1887 году он прибыл в Кашмир, где посетил буддийский монастырь в Лехе, столице Ладакха. Там лехские монахи рассказали ему об одном документе, относящемся к жизни святого Иссы. Это имя не могло не заинтересовать образованного путешественника из России, поскольку Иса — это корень санскритского слова Ишвара, означающего Верховный повелитель, Бог. В арабском написании имя Иса соответствует тому же имени, которому в латинском написании соответствует имя Иесус, а в русском — Иисус.

Древние рукописи были написаны на языке пали, и, как сказали Нотовичу, хранятся во дворце Далай-ламы, но и они были переписаны с еще более древних текстов, составленных на санскрите. Копии же с этих копий, написанных на пали, имелись в нескольких буддийских монастырях, и Нотович понял, что он находится как раз в одном из таких монастырей. Им овладело непреодолимое желание увидеть эти свитки и, чтобы осуществить его, он преподнес в дар настоятелю монастыря три редкостных в этом месте предмета: будильник, часы и термометр, — в надежде, что тот проявит ответную любезность и покажет ему сокровенные писания. Увы, этого не произошло.

Однако, покидая монастырь верхом на лошади, Нотович повредил ногу и вынужден был вернуться назад. Главный лама, который теперь заботился о нем у его постели, желая ободрить павшего духом русского путешественника, в конце концов, вытащил из тайника два больших тома. И действительно, Нотович воспрял духом: на этих истлевших листах он нашел жизнеописание святого Иссы. Нога Нотовича заживала, однако окончательно зажила она не раньше, чем он разыскал переводчика, который перевел ему эту рукопись. Записав слово в слово всю историю, Нотович вскоре вернулся на Запад и опубликовал книгу под названием «Неизвестная жизнь Иисуса Христа».

Книга Нотовича повествует о том, что в возрасте 13 лет Иисус покинул дом Марии и Иосифа в Назарете. Он путешествовал с купеческим караваном, посетил святые города Индии, дошел до Ганга. Из древней рукописи явствовало, что в Индии Иисус в течение шести лет изучал священные книги — Веды — и проповедовал в Джаганнатха Пури, Бенаресе и других городах штата Орисса. Он распространял ведическое знание среди шудр, низшего социального сословия Индии: проповедовал им кастовое равенство в поклонении перед Богом. Так началась его деятельность религиозного реформатора, чем он вызвал неудержимую ненависть со стороны жрецов-брахманов, утверждавших, что ведическое знание предназначено только для высшего, брахманического, сословия. Такое превосходство позволяло им беззастенчиво эксплуатировать низшие классы, к которым относились шудры. Недовольные брахманы из штата Орисса организовали заговор, чтобы убить Иисуса. После нескольких неудавшихся покушений на его жизнь Иисус бежал из Джаганнатха Пури.

Далее рукопись повествует о том, что после своего бегства из Джаганнатха Пури Иисус совершил путешествие в Непал. Там, высоко в Гималаях, он провел еще шесть лет. После Индии Иисус направился в Персию. Зороастрийцы, придерживавшиеся концепции двух богов — бога добра и бога зла, недружелюбно приняли его, поскольку он отвергал их представления как примитивную форму многобожия, заявляя: «Есть только один Бог, и это — Отец наш Небесный». Дальнейшее содержание рукописи об Иссе практически совпадало с тем, что хорошо известно из Библии, вплоть до Понтия Пилата, распятия на кресте и деяния апостолов.

Подтвердить для сомневающихся правдивость рукописи об Иссе непросто, однако, показательно отношение представителей церкви к изложенным в ней сведениям. На вопросы, связанные с книгой Нотовича, они пытались вообще не отвечать. Но даже выдвигая аргументы против или игнорируя изложенные в ней сведения, они всегда выглядели напуганными, как будто хотели скрыть что-то. Элизабет Клер Профит, автор книги «Утерянные годы Иисуса», пишет, что кардинал Ротелли выступал против книги Нотовича, так как считал, что она «преждевременна, и мир не готов услышать ее». Он сказал Нотовичу: «Церковь и так уже много страдает из-за новой волны атеистической мысли».

В Риме Нотович показал текст переведенной рукописи одному кардиналу из числа приближенных папы. «Кому нужна эта публикация? — спросил прелат. — Наживете себе множество врагов. Но если вас интересуют деньги…» Нотович не принял взятку, вместо этого опубликовал книгу. Ему еще только предстояло узнать о том, что в библиотеке Ватикана хранятся 63 рукописи, в которых упоминается история Иссы; эти древние документы привезли в Рим христианские миссионеры, проповедовавшие в Китае, Египте, Аравии и Индии. Когда Нотович узнал о хранящихся в Ватикане фолиантах, он воскликнул: «Неудивительно, что представители церкви вели себя так странно: история Иссы не была для них новостью».

Нотович резонно предположил, что одним из упомянутых миссионеров был сам Святой Фома, который, согласно «Католической энциклопедии», евангелизировал Индию и все земли от Персидского залива до Каспийского моря. Проповедническая деятельность Фомы в Индии в первом веке — факт бесспорный, и он рассеивает всякие сомнения относительно возможности путешествия в те дни из Палестины в Индию. Если до Индии мог добраться Фома, то это было так же возможно и для Иисуса. Историками убедительно доказано, что в то время между Востоком и Западом пролегали оживленные торговые пути: сухопутные вели в Северную Индию, где путешествовал Исса, а морские — в Южную.

В первой половине ХХ века появились исследователи, которые захотели убедиться в существовании рукописи, обнаруженной Нотовичем, и проверить изложенные им сведения. Одним из них был Свами Абхедананда. Он был наслышан об открытии Нотовича и как ученый сам хотел убедиться в достоверности приведенных фактов. Существует ли на самом деле рукопись об Иссе? Или же Нотович — мошенник, каким его склонны были считать церковные авторитеты, да и сам Абхедананда тоже. И вот в 1922 году Свами отправился в Гималаи на поиски таинственной рукописи.

Результаты были ошеломляющими. Вернувшись, Абхедананда опубликовал книгу о своих путешествиях, которая повествует о его посещении буддийского монастыря и о том, как ему прочитали рукопись в переводе на его родной бенгали. Скоро Абхедананда понял, что имеет дело с тем же текстом, с которым в свое время знакомился Нотович. Так он стал его сторонником.

Однако, несмотря на явное подтверждение, спустя 35 лет, открытия Нотовича, среди западных ученых оставались скептики, сомневающиеся в точности перевода рукописи, поскольку ни Абхедананда, ни Нотович не знали языка пали, на котором составлена рукопись. Что, если перевод искажен, или вдруг буддийские монахи обманули исследователей-энтузиастов?

Эти сомнения вскоре были раз и навсегда рассеяны Николаем Рерихом и его сыном Юрием. В 1925 году русский художник, философ и выдающийся ученый начал свою знаменитую экспедицию в Гималаи. Поразительно то, что Рерих наткнулся на рукопись независимо от Нотовича и Абхедананды, а его сын Юрий, который путешествовал вместе с ним, сам перевел ее, поскольку был знатоком различных индийских диалектов, в том числе владел пали. Они сами прочитали рукопись, сделали выписки и оставили запись об этом в своем дневнике.

Элизабет Клер Профит пишет: «Экспедиция Николая Рериха в Центральную Азию продолжалась четыре с половиной года. За это время он прошел из Сиккима через Пенджаб в Кашмир, Ладакх, Каракорум, Ктотан и Иртыш, затем через Алтайские горы и область Ойрот в Монголию, Центральную Гоби, Канзу и Тибет». После всех своих путешествий Рерих написал: «Нас поразило, насколько широко распространена история Иссы. Оставаясь загадкой для Запада, Исса живет в сердцах индийцев».
Часть 2
Часть 3

Где пропадал Иисус Христос с 12 до 30 лет?

Касаясь вопросов религии, следует быть предельно осторожным, чтобы не задеть чувства верующих. К тому же религиозные темы требуют хорошего владения первоисточниками (в первую очередь, Священного Писания), потому прежде чем пускаться с головой в омут, следует, как говорится, выучить матчасть. Мы уже писали на канале и пост был неплохо воспринят аудиторией. Поэтому мы рискнули ещё раз написать про Христа, выяснив в этот раз, где он находился с 12 до 30 лет.

Предупреждение: В контексте материалов на канале личность Иисуса Христа рассматривается исключительно с исторической точки зрения, не претендуя на религиозную объективность. Для авторов канала Иисус — исторический персонаж, требующий внимательного и вдумчивого изучения.

Верующим и обычным людям известно о том, что в Библии описано рождение Христа, причём описано в подробностях. Также содержится эпизод в храме, когда Иисусу было 12 лет. А вот в следующем эпизоде Христос предстаёт перед читателем уже 30-летним человеком, которого крестят в реке Иордан. Возникает вполне закономерный вопрос: а где был Иисус все эти 18 лет? Чем занимался и что делал? И почему в Священном Писании нет ни строчки упоминания об этом. Рассмотрим же популярные точки зрения.

Что говорит Церковь?

Позиция Церкви и священнослужителей конкретна: они утверждают, что Христос всё это время находился в Назарете, работая плотником и помогая людям. В подтверждение священники ссылаются на Евангелие:

«И пришел в Назарет, где был воспитан» (Лк.4:16); «и дивились словам благодати, исходившим из уст Его, и говорили: не Иосифов ли это сын?» (Лк.4:22); «Не плотник ли Он, сын Марии, брат Иакова, Иосии, Иуды и Симона? Не здесь ли, между нами, Его сестры?» (Мк.6:3).

Иных точек зрения Церковь не признаёт, полагая, что придерживаться их — значит не знать Писания.

Иисус отправился в Индию

Часть исследователей конца XIX века и начала XX утверждала, что Иисус совершил путешествие в Индию и побывал в горах Тибета. Начало этой версии было положено в 1894 году русским журналистом, исследователем и путешественником Николаем Нотовичем , который опубликовал загадочную и дерзкую книгу под названием «Неизвестная жизнь Иисуса Христа».

Николай Александрович Нотович

Согласно версии Нотовича, в возрасте 13 лет Иисус покинул дом Марии и Иосифа в Назарете, и отправился в путешествие с купеческим караваном, посетил святые города Индии, дошел до Ганга. Там он в течение 6 лет изучал Веды и проповедовал в Джаганнатха Пури, Бенаресе и других городах штата Орисса. Проповеди Христа предназначались для низких сословий, чем он вызвал недовольство брахманов.

Недовольные брахманы из штата Орисса организовали заговор, чтобы убить Иисуса. После нескольких неудавшихся покушений на его жизнь Иисус бежал из Джаганнатха Пури в Непал, где провёл ещё 6 лет. Из Непала Христос направился в Персию, а оттуда уже вернулся в Назарет.

В качестве подтверждения своей версии Нотович приводит документы, найденные им в буддийском монастыре в Лехе, столице Ладакха (Кашмир). В них указано имя святого Иссы, а Иса — это корень санскритского слова Ишвара, означающего Верховный повелитель, Бог. В арабском написании имя Иса соответствует тому же имени, которому в латинском написании соответствует имя Иесус, а в русском — Иисус. Существование документов и упоминание в легендах буддистов Иссы подтвердили исследователи, которые совершали путешествие по тем же местам, но значительно позже Нотовича.

Иисус отправился в Египет

Часть исследователей утверждает, что на протяжении всего времени Иисус находился в Египте, где проходил обучение у египетских жрецов. Как утверждает Писание, Иосиф и Мария вместе с сыном прятались там:

Мф 2:1 Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, … 2:13 Когда же они отошли,- се, Ангел Господень является во сне Иосифу и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его. 2:14 Он встал, взял Младенца и Матерь Его ночью и пошел в Египет, 2:15 и там был до смерти Ирода, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: из Египта воззвал Я Сына Моего.

Но в этих строках не указаны конкретные сроки нахождения Иисуса и его семьи в Египте. Известно лишь, что вернулись они в Назарет после смерти царя Ирода:

2:19 По смерти же Ирода,- се, Ангел Господень во сне является Иосифу в Египте 2:20 и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и иди в землю Израилеву, ибо умерли искавшие души Младенца. 2:21 Он встал, взял Младенца и Матерь Его и пришел в землю Израилеву. 2:22 Услышав же, что Архелай царствует в Иудее вместо Ирода, отца своего, убоялся туда идти; но, получив во сне откровение, пошел в пределы Галилейские 2:23 и, придя, поселился в городе, называемом Назарет, да сбудется реченное через пророков, что Он Назореем наречется.

И уже следующей строкой приводится эпизод с крещением:

3:1 В те дни приходит Иоанн Креститель и проповедует в пустыне Иудейской 3:13 Тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него.

Основываясь на этом, учёные предполагают, что до 30-летия Иисус находился в Египте, где не просто жил и работал, а являлся адептом священных знаний. С этим можно связать, например, указания на то, что Иисуса называли «каменщиком».

Святое семейство в Фивах, Эдвин Лонгсден Лонг, конец XIX века

А если отпустить мысль ещё дальше, то можно прийти к выводу, что Христос являлся масоном, т.е. «вольным каменщиком». Некоторые исследователи доходят и до этого.

Так что же в итоге?

Мама твоего друга историка считает, что точного ответа на вопрос о том, где находился Иисус Христос с 12 до 30 лет узнать невозможно. Но, определённо, всё это время он находился за пределами Иудеи, черпая знания у других культур и религий.

Что вообще известно о жизни Христа до 30 лет?

Протоиерей Олег Стеняев и ведущий Владимир Носов отвечают на вопросы радиослушателей.

Отец Олег: — Мы поздравляем вас всех с праздником Успения Божьей Матери. Этот праздник имеет особое значение на Руси. Многие храмы посвящены этому событию, сохранилось огромное количество древних икон, изображений. Но, наверное, каждый православный знает слова: » Во Успении мира не оставила еси». Успение Божией Матери — это залог Ее приближения к нам. Пока человек живет во плоти, в теле — существует целый ряд ограничений. Но когда человек покидает этот мир и входит в мир Божественной славы, то его потенциал, потенциал его любви может раскрыться в большей мере. Причем были люди, которые, живя во плоти, действовали подобным образом. Так, апостол Павел писал: «Хотя я плотию отсутствую, духом присутствую среди вас».

-Почему душу Богородицы изображают в виде младенца?

О.О: -Это древняя традиция. Она восходит к Ветхозаветной экзегезе. Например, в книге Бытия, гл.23. этот текст по древней традиции называется «Жизнь Сары». Начинается 23 глава такими словами: «Жизни Сариной было 127 лет. Вот лета жизни Сариной». Но это в синодальном переводе. А дословно с еврейского получится — жизни Сариной было 100 лет 20 лет 7 лет. И сразу возникает вопрос, почему такие уточнения? И экзегеты предлагали такое объяснение. В сто лет она выглядела как 20 — летняя. А в 20 лет имела чистоту души как 7 — летняя девочка. И подобные уточнения существуют по поводу Авраама, Исаака и других праведников, смерть которых сообщается и несет некую информацию.

Поэтому принято еще со времен Ветхозаветной экзегезы подчеркивать младенческую чистоту в человеке, который умер в возрасте более 100 лет. Брали последнюю наименьшую цифру, и она указывала на внутреннее состояние его духа. Как Христос говорил: «Если не будете как дети — не войдете в Царство Небесное». И, скорее всего, древнейшие составители списков сохраняли эти предания. Вообще взаимосвязь Ветхозаветных и Новозаветных очень тесная и серьезная. Сами ученые пишут, что не могут отличить — то ли предания иудейского происхождения, то ли христианского? Потому что пуповина между Церковью и синагогой рвалась долго. И до того, как завеса в храме не раздралась надвое — Израиль, Иудея — это была церковь Бога, а теперь мы стали Церковью Бога. Но многое из того, что мы имеем, взято оттуда. Например, в храме – семисвечник, катапетасма, жертвенник. Даже антифонное пение восходит корнями к практике, когда левиты выстраивались на ступенях храма. Они не могли петь все вместе, их было очень много. Они бы сбивали друг друга. И они пели по ступеням. Одна ступень, потом другая, потом объединялись. И пение как бы двигалось. Псалмы Давида так пелись. Антифонное пение — попеременное, потому у нас два клироса. Как раз традиция от левитов.

Плюс Христос говорил, что надо быть как дети, чистыми душой.

Традиция православная очень древняя. Например, младенец Уар умер в младенческом возрасте, а явился матери как совершенный юноша, принятый в воинство Христово. Каждый вопрос мы можем осмысливать с разных сторон.

-А известно, сколько лет земной жизни было Богородице?

О.О: — Точных данных нет. Есть разные источники. Одни — 50 с чем-то лет, другие — 60 с чем-то лет. Я когда готовил передачу для «Союза» — я смотрел и не нашел такой четкой позиции. Но в целом можно сказать: 50-60 лет Ее жизни на земле.

-Что вообще известно о жизни Христа до 30 лет?

О.О: -До 30 лет, скажем так. Первым Евангелистом была представительница женского пола. Это была Сама Дева Мария. Это мы можем вывести из Евангелия от Луки 2,51. Где сказано: «И Он, Христос, пошел с ними, со Своими родителями. И пришел в Назарет и был в повиновении у них. И Матерь Его сохраняла все слова сии в сердце Своем». Вот это уточнение имеет значение, что Евангелие детства Она сохраняла в сердце Своем. И потом, Она могла передать апостолам. Никто из апостолов не был свидетелем детства Христа. Евангелие от Луки мы относим по преданию к апостолу Павлу. Лука был только сотрудник. Павел вообще не видел Христа, только видение на пути из Иерусалима в Дамаск, это христианин уже 2-3 поколения. Матфей, конечно, видел Христа, но в определенный период, начиная от Крещения Иоаннова и до Вознесения. Так же и Иоанн. А вот Дева Мария видела Христа всю Его жизнь. Она знала день зачатия – Благовещение, день Его появления на свет — Рождество. Событие, что они пошли в Иерусалим и там пребывали. Все это сохранилось в сердце у Нее. А если говорить о том, где находился Христос – Лк 2, 52 : «Иисус же преуспевал в премудрости и в возрасте, в любви у Бога и человека». Здесь не видно, что Он куда-то уходил.

Собственно говоря, жизнь Иисуса Христа до 30 лет не столь важна для нас. Потому что по закону Божьему Он выходит на общественное служение в 30 лет. Служить Богу могли люди от 30 лет и до 50-60. Все это было регламентировано. Конечно, для нас дорого любое свидетельство об Иисусе. Например, если мы берем апокрифические Евангелия — там описывается много чудес, которые Он совершил, будучи Младенцем. А в каноническом Евангелии от Иоанна, где сказано о Кане Галилейской — там прямо сказано, что это было первое чудо, которое совершил Христос. Таким образом, апокрифические тексты часто входят в противоречия с каноническими. И нигде не говорится, что Он уходил в Индию или еще куда-то. Зачем учиться от человеков, если Сам Он был Бог и Человек? Божественное и человеческое в единой ипостаси. И богословы, конечно, обращали внимание на эти слова – преуспевал в премудрости, возрасте и в любви. Это относится к человеческой природе. А по божеству Он неизменяем. Христос всегда во веки тот же. Поэтому можно сказать, что Христос всегда был абсолютно самодостаточен. Ему не надо было искать каких-то там махатм и с кем-то встречаться в джунглях.

-Как сохранить духовную благодать после исповеди?

О.О: — Вопрос немножко неправильный. Я поясню. Исповедь очищает ваш внутренний мир для принятия Святых Даров — Тела и Крови Иисуса Христа. Поэтому надо стараться исповедоваться прямо перед Причастием. Чтобы очистившись, Вы приняли в себя Христа. Помните притчу про то, как убрали один дом, злых прогнали, но никто туда не вселился. Тогда еще худшие собрались и еще больше налезли туда. Поэтому правильно задавать вопрос: как сохранять благодать, которую мы получаем в Таинстве Святого Причастия, к которому мы подходим через Таинство Исповеди. Такая связь существует. К сожалению, у нас очень мало книг, советующих, как сохранять состояние, которое человек переживает на Причастии. И по сути дела, это даже не состояние — это присутствие Христа. То, что сообщает обожение человеку, если внимательно вчитаться в молитвы, которые мы читаем перед Причастием и после. И у нас много книг, как готовиться к Причастию — и почти нет, как это состояние сохранять. И честно скажу, что для меня это такой же актуальный вопрос, как и для вас. Но я знаю, что на Руси было принято в день Причастия, чтобы человек до вечера не вкушал пищу. Из благоговения перед Таинством. Я не говорю, что все должны так делать.

Потом в своем детстве в Орехово-Зуево, я помню, что нам, детям бабушка давала наказ следить за собой, чтобы в течение трех дней (не знаю, почему она уж так строго говорила) не плеваться. И я помню, что мы следили за собой и друг за другом. Хотя запивка предполагает, что после этого частицы уже не выскочат изо рта. Но дело не в этом, дело в том, что была богобоязненность. А сейчас либеральное богословие насаждает восприятие Бога, как Санта Клауса, который должен всех любить и раздавать подарки. Либеральное богословие знает, что сказать, когда все хорошо. Например, лазурный пляж в Ницце — а когда там теракт, оно уже не знает, что сказать. А реальное богословие учитывает все реалии жизни. И то, что страх Божий воспитывался в отношении Святого Причастия — это очень важно. Одни не вкушали пищу, другие не плевались, третьи избегали пустых разговоров. И кстати, наказание было не так, как сейчас наказывают ребенка – ах так, телевизора не будет, пойдешь в храм. Будешь замаливать свои грехи. В моей семье было: плохо себя ведешь — в храм не пойдешь. И все шли, а я рыдал среди игрушек, и телевизор не нужен был. Правильно. Потому что храм — это радость, это встреча с Богом. У нас и специальная одежда была для похода в храм.

-А как на счет сна после Причастия?

О.О: — На самом деле здесь важно отношение, а не тот фольклор, которым это окружено.

Давайте все — таки вернемся к Деве Марии. Я приготовил интересный текст. Святой Амвросий Медиоланский, древний христианский автор. Говоря о жизни Владычицы нашей на земле, так описывает душевные качества Богородицы, то, чего не хватает многим из нас. Она Дева не только по плоти, но и по духу. Со смиренным сердцем, нетороплива в речи. Слова Ее полны Божественной мудрости. Она почти всегда в чтении Святого Писания и неутомима в трудах. Целомудрена в беседах, говоря с людьми как пред Богом. Никого никогда она не обидела, желая всем добра. Никем, хотя бы и убогим, не гнушаясь, ни над кем не смеясь. И все, что видела — покрывала Своей любовью. Из уст ее никогда не сходило слово, не приносившее благодати. Во всех делах своих Она являла образ высочайшего девства. Внешне вид Ее был отображением внутреннего совершенства благодати и незлобия.

Такое же встречаем описание у Епифания и Никифора, древних авторов, которые дают нам именно описание Ее внешнего вида.- Во всяком случае, Она постоянно говорила очень мало, только о необходимом и добром. Слова Ее были сладостны для уха. К каждому Она относилась с уважением. С каждым вела соответствующую беседу. Не смеясь, не возмущаясь. Тем более — не гневаясь. Рост ее был средний, цвет лица как цвет пшеничного зерна, волосы светло — русые и несколько златовидные. Чистые потомки Авраама, Исаака и Иакова были светловолосые. Взгляд быстрый, проницательный. Глаза — цветом напоминавшие масленичный плод. Брови немного наклоненные, темные. Нос средний. Уста — подобные цвету розы и сладкословесные. Лицо не совсем круглое. Руки и пальцы продолговатые, как и лицо. В Ней не было никакой гордости. Во всем простота без малейшего притворства. Она всегда была чужда всякого притворства, являя в то же время пример высочайшего смирения. Одежда ее была проста, без всяких искусственных украшений. Об этом говорит и сохранившийся доныне покров Ее головы. Словом, во всем у Нее проявлялась проникавшая в Нее Божественная благодать. Так повествуют все авторы.

-Как раз к поведению после Причастия. Слова преподобного Амвросия указывают, что Богородица упражнялась в чтении Писания. Это оптимальный вариант после Причастия. Недаром библейские беседы проходят после Литургии.

О.О: -Я думаю, в этом есть смысл, чтобы удержать людей в храмах.

Так хорошо после службы остаться изучать Евангелие или вести с батюшкой беседы. В книге Притч есть такие слова: Пусть источники этого колодца не растекаются по улицам этого города. Задача миссионера на приходе: чем больше людей он задержит при выходе из храма — тем лучше. Кстати, наши общины заграницей так и живут. Там я наблюдал, когда ехали в воскресенье в храм и загружали машину. Туда загрузили футбольные мячи, казан для плова, подгузники и все необходимое. Я спрашиваю: мы что, после храма куда-то на дачу поедем? Они говорят: нет, мы весь день проводим в храме. Там была своя программа для детей, для подростков. Все это совмещалось с духовными беседами. И человек очень живо и радостно на все воскресенье уезжает в храм.

-Почему вы называете апостола Павла апостолом второго поколения?

О.О: — К первому поколению относятся апостолы, которые были при Христе. В том числе даже Иуда искариот.

Апостолы второго поколения — это те, которые появились уже после Вознесения Христа. Он мог чудесным образом им явиться. Другое чудо обращения — они становились апостолами веры. А третье поколение — это их ученики, их секретари. Так принято. Когда мы говорим: апостолы первого поколения — это понятно, 12 апостолов. Даже тот, который предал Его. Про апостолов второго поколения обычно говорят: из числа 70. Но это очень условно. И в это число вводят и апостола Павла, и Луку.

Кстати, о том, что Марк непосредственно был призван Христом, четко нигде не написано. Но он считается апостолом церкви, и мы этого не оспариваем. Были разные этапы становления. Конечно, апостол Павел очень дорог для наших сердец. Мне очень нравится, как Иоанн Златоуст его называет Арфой Духа Святого. И действительно, он был таким человеком. Но между апостолами тоже были сложные отношения. И именно между апостолами первого и второго поколения. Об этом свидетельствуют Новозаветные тексты, в которых мы наблюдаем недопонимание по некоторым вопросам.

-Как сложилась жизнь Богородицы после Вознесения Христа?

О.о.: — Когда Иисус Христос умирает на кресте, то Он усыновляет Ей Иоанна Богослова. Взглядом, словами, которые Он произносит. Хотя некоторые экзегеты считают, что в лице Иоанн Богослова Он усыновил Деве Марии всех христиан. Потому что Иоанн Богослов был как представитель. Остальные все разбежались. И предание учит, что Богородица жила после этого с ним, и Писание это подтверждает.

Дом Иоанна Богослова в Иерусалиме находился на Сионе. Там, где гробница царя Давида. Недалеко. Некоторые утверждают, что это вообще одно помещение. Первый этаж — синагога, гроб царя Давида, второй — дом Иоанна Богослова. Сионская горница. Такое возможно потому, что мы знаем: три апостола — Иоанн Богослов, апостол Павел и архидьякон Стефан были учениками, по- еврейски это толмит, самой престижной ешивы Иерусалима, учились у ног Гамалиила, как пишет апостол Павел. То- есть они входили в еврейскую элиту. Как бы лучшие студенты академии того времени. И тогда было принято, что они действительно могли жить рядом с какими-то святыми местами. Даже при Иерусалимском храме были какие-то помещения для жилья. Иосиф, который служил в этом храме, описывает его. Описывает как раз помещения, где жили священники со своими семьями. А мы по преданиям знаем, что Дева Мария жила какое-то время при храме. Так вот, Она стала жить с Иоанном Богословом. Он заботился о ней как Ее сын. Она покидает Иерусалим вместе с ним, когда он отправляется в какие-то апостольские путешествия. И возвращается. Мы видим из жития Ее успения, что у нее было две помощницы, служанки, которые помогали Ей. Я думаю, это было больше связано с тем, что дом Иоанна Богослова посещало огромное количество людей, и там надо было о них заботиться: покормить, помочь порядок навести. Так вот, о Деве Марии рассказывается, что когда Она жила в Иерусалиме — всякий раз ходила на Елеонскую гору, ведь это место, с которого Христос вознесся на небо. А ангелы Божьи сказали апостолам, что Христос придет так же, как вы Его видели восходящим на небо. И возможно, что первые христиане так и считали, что Он так и вернется на эту гору. И Она смотрела на небо и молилась, это было Ее любимое место.

И однажды, когда Она была на Елеонской горе — Ей явился архангел Гавриил, Она его уже знала (Благовещение), и он Ее приветствовал с райской ветвью в руках. Он ее вручает как залог того, что Она будет в раю. И он сообщает Ей, что Она должна готовиться оставить этот мир и уйти к Своему Сыну. И Дева Мария возвращается в дом и сообщает эту новость Иоанну Богослову. Он сообщает патриарху Иерусалимской церкви, тогда — главе всей Церкви патриарху Иакову, Брату Господню. И вскоре все узнали, что Дева Мария, которая была центром их духовной жизни, таким видимым, осязаемым свидетельством — покинет этот мир. Это для них было большое потрясение. Дева Мария очень тяготилась, что в Иерусалиме не было апостолов кроме Иакова и Иоанна. Она хотела проститься с ними. Ученики Ее Сына, наверное, воспринимались Ею как Ее духовные дети. И Дева – Старица, из сердца которой выходит Евангелие, являлась источником благодатных наставлений. Мы знаем, что Она вела очень скромный образ жизни. Из одежды у Нее была одежда на смерть, и кроме этого еще две женские рубахи. И Она дарит эти рубахи Своим помощницам. И вдруг с улицы шум заполнил весь дом, верующие вышли и увидели, как на облаках слетаются апостолы. Чудесным образом Господь привел их к этому дому. И апостолы сами были удивлены, они не знали, зачем их Господь собрал. Они давно не виделись. И выходит Иоанн Богослов и говорит: наша Матерь покидает этот мир, и апостолы окружают Ее одр. Если мы смотрим на икону Успения — мы видим 12 апостолов. Имеется в виду, что апостол Павел тоже припал к Ее ногам. В древности высказывалась такая версия, что после смерти Иуды, которую Бог предвидел, не надо было избирать другого. Но мы приемлем и апостола Матфея, которого они избрали.

От Девы Марии все время исходило благоухание. Даже назывались цветы, которые благоухали в Ее присутствии. Была серьезная проблема, христиане не знали, как Ее похоронить. Она завещала похоронить ее в Гефсимании, и надо было донести Ее до места захоронения. Если они Ее похоронят, то евреи туда уже не сунутся. Но пока Ее не захоронили — они могли сделать все, что угодно. Воинственно настроенные иудеи, которые ненавидели Иисуса Христа, стали сбегаться в кучки, чтобы узнать место, где пойдут апостолы. А они шли и совершали обряд, он известен, расписан. Каждый еврей знает обряд переноса тела. Они попеременно пели псалмы. И Господь опустил облако тумана. Такое густое, как молоко. И было слышно пение, что идут люди, а где они идут — не видно. Там же много улочек! И трудно было найти. А враги даже аромат ощущали — так хотели найти. И произошло то, что произошло. Бог попустил одному фанатичному еврейскому священнику, о котором сообщается в житии, что он был физически очень сильный, увидеть, как несут тело Богородицы. И он бросился, обвешенный разными амулетами, такой сильный и мощный, с грохотом, криком и визгом. Он бросается на одр Девы Марии, чтобы перевернуть его. Но появляется архангел Божий Михаил, который отсекает ему кисти рук, и они повисают на одре. И этот человек, этот религиозный человек, как Христос говорит: «Некоторые, убивая вас, будут думать, что они служат Богу». Он видит архистратига Михаила, это, скорее всего, первое видение в его жизни. Он понимает, что это чудо и что он совершил преступление. У евреев очень развито понятие «мера за меру». Не бывает наказания без вины. И апостолы ему говорят: проси прощения. И этот священник – его звали Афоний — первый человек на планете, который стал молиться, обращаясь к Деве Марии. Потому что тогда Ей еще никто не молился. И апостолы ему говорят: приложи руки. Он приложил — и они срослись. И он присоединяется к этой процессии, она снова покрывается туманом, сияющим облаком. И они приходят к месту Ее погребения. Оно совершается в пещере, где положили Ее тело. Прочитали специальные молитвы. И вход заложили огромным камнем. Но и как всегда, опоздал апостол Фома. Ее уже похоронили. Он требует, чтобы ему показали Ее, он должен с Ней проститься. Он любит ее. Все они любили Деву Марию. Она была настоящим Сердцем Церкви. Вот, например, как говорится в книге Деяний 1:14: «Все они единодушно пребывали в молитве и молении с некоторыми женщинами и Марией, Матерью Иисуса и братьями Его». Вот когда Дух Святой будет обильно сходить на нас — когда у нас будет единодушие друг с другом.

И открывают вход в пещеру, отваливают этот огромный камень, я думаю, он вправду был огромный, так как боялись, что найдутся люди, хотящие совершить святотатство. Даже с еврейской точки зрения. Почему? Потому что на кладбище не лазили. Поэтому христиане и собирались на кладбищах. Даже римляне могли арестовать христианина где угодно, только не на кладбище, это было не принято. И вот, когда вошли в пещеру, то там никого не увидели. Она была наполнена благоуханием. Они выходят толпой на улицу — и свет яркий с небес, осеняющее облако, и они видят на воздусях Деву Марию. И теперь уже вся Церковь восклицает: Пресвятая Богородица, спасай нас! Ну, слова, может быть, были иные. Но с тех пор молитва, обращенная к Деве Марии, станет обычной христианской практикой. Древние молитвы сохранены в основном на латыни. Одна из самых известных — Аве Мария. Это знакомая нам: «Богородице Дево, Радуйся». Это первая часть. А вторая часть: Санта Мария, молись обо мне и ныне, и в день смерти. То-есть христиане хотели уповать на Деву Марию не только в этой жизни, но и в будущей. Потому что образ Ее ухода из этого мира меняет весь формат смерти. Смерть перестает быть чем-то ужасным. Она превращается в Успение. И в греческих полисах кладбища стали называться словом, которое на русский можно перевести как спальня, усыпальница. Молимся о христианской кончине Матери Божьей, открывшей нам образ Успения. Чтобы Она помогла бы нам и в том мире.

-Первосвященники, которые так тщательно наблюдали за жизнью Христа, неужели они не знали, что Он родился в Вифлееме, а не в Назарете?

О.О.: -Я не думаю, что в ранний период они так пристально наблюдали за Ним. Потому что когда народ задал им вопрос — похоже, он их озадачил. А они ответили по Писанию, что Мессия должен родиться в Вифлееме. И Христос действительно рождается в Вифлееме, куда Он прибывает со Святым семейством на перепись населения. Но в целом есть моменты в Новом Завете, где Христос молился на кресте: «Боже, прости им, не ведают, что творят». Но апостол Павел неожиданно, выступая, говорит, обращаясь к иудеям: «Ваши начальники по неведению осудили Его на смерть». Почему он так сказал? Ну, можно сказать, что это такой миссионерский прием, что он знал, что евреи очень почитали своих старцев. У них почитание иногда сродни с человекообоженьем. Когда одежду человека начинают целовать, прикасаться к его бороде и т.д.

Но все-таки Павел так сказал. И такие тексты встречаются в Новом Завете. Действительно, по-человечески это трудно представить: верующие люди, которое всю жизнь читают Закон Божий, пророков, Псалтырь — точно убеждены, что это Мессия, и они ведут с Ним борьбу. Все сложнее. В понимании иудаизма того времени благословенный человек — это богатый человек, а нищий — это проклятый Богом человек. Они исповедовали идеологию обогащения. И эта привязанность ко всему мирскому помешала им выстроить правильные отношения с Мессией. Ведь всякий раз, когда они замышляли убить Господа Иисуса — это всякий раз, когда Он устраивал погромы их торговых точек рядом с иерусалимским храмом. То- есть их бизнес для них был превыше всего. Есть о чем подумать.

Спаси и сохрани вас Господь!

Иисус: скрытые годы

Где Иисус был с 12 до 30 лет? Евангелие молчит об этом, и многие пытаются заполнить пробел — в частности, так называемое «Тибетское Евангелие». Но что же было на самом деле?

Мы можем чувствовать правоту своей веры, но не всегда можем ее объяснить или доказать человеку неверующему, в особенности тому, у кого наше мировоззрение почему-то вызывает раздражение. Разумные вопросы атеиста могут поставить в тупик даже самого искренне верующего христианина. О том, как и что отвечать на распространенные аргументы атеистов рассказывает наш постоянный автор Сергей Худиев в проекте “Диалог с атеистами: православные аргументы”.

Евангелие от Луки содержит эпизод о 12-летнем Иисусе в Храме:

«И когда Он был двенадцати лет, пришли они также по обычаю в Иерусалим на праздник. Когда же, по окончании дней , возвращались, остался Отрок Иисус в Иерусалиме; и не заметили того Иосиф и Матерь Его, но думали, что Он идет с другими. Пройдя же дневной путь, стали искать Его между родственниками и знакомыми и, не найдя Его, возвратились в Иерусалим, ища Его. Через три дня нашли Его в храме, сидящего посреди учителей, слушающего их и спрашивающего их; все слушавшие Его дивились разуму и ответам Его. И, увидев Его, удивились; и Матерь Его сказала Ему: Чадо! что Ты сделал с нами? Вот, отец Твой и Я с великою скорбью искали Тебя. Он сказал им: зачем было вам искать Меня? или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему? Но они не поняли сказанных Им слов. И Он пошел с ними и пришел в Назарет; и был в повиновении у них. И Матерь Его сохраняла все слова сии в сердце Своем. Иисус же преуспевал в премудрости и возрасте и в любви у Бога и человеков» (Лук.2:42-52)

Следующий эпизод касается уже выхода Господа на общественное служение, когда ему «лет тридцать».

Василий Поленов. Исполнялся премудрости, 1890—1900-е

В Евангелии нет сведений о восемнадцати годах, которые прошли между этими событиями, и многие пытались — и пытаются до сих пор — заполнить пробел.

Существует средневековая английская легенда, что юноша Иисус посещал Англию и жил в деревушке Придди, в Сомерсете. Хотя это, очевидно, просто трогательное проявление средневекового благочестия, есть люди, которые всерьез отстаивают эту теорию, но у нас в России она малоизвестна.

Более известны теории о том, что Иисус в это время путешествовал на Восток — в Тибет или Индию, они до сих пор довольно популярны, и нам стоит обратить на них внимание.

Первым идею того, что индуизм оказал влияние на Господа Иисуса и Христианство, высказал французский писатель Луи Жаколио, у нас больше известный как автор приключенческих романов. В своей работе «Индийская Библия, или жизнь Иезеуса Кристны» Жаколио писал, что между индийскими легендами о божестве Кришне и Евангелием есть глубокое сходство, и полагал, что само Евангелие — миф, который является переработкой индийского материала. Жаколио считал, что слово «Христос» происходит от слова «Кришна» — идея, потом радостно подхваченная «Обществом Сознания Кришны», и усматривал в имени «Иисус» санскритское слово «Иезеус», обозначающее «чистую сущность». Правда, примерно тогда же выдающийся немецкий востоковед и лингвист Макс Мюллер заметил, что такого санскритского слова не существует, и термин просто придуман Жаколио. Жаколио не утверждал, что Иисус был в Индии — но его следует отметить как родоначальника мифа об индийском влиянии.

Идея получила развитие в книге «Тибетское Евангелие» русского офицера Николая Нотовича, которая вышла на французском языке в 1894 году. В этой книге он утверждал, что в 1887 году посетил буддийский монастырь Химис, расположенный в индийском штате Джамму и Кашмир, где он, по его словам, услышал о документе, который назывался «жизнь святого Исы, лучшего из сынов человеческих».

Согласно «Тибетскому Евангелию», в возрасте 15 лет Иисус отправился на восток, чтобы, как утверждается в тексте, «усовершенствоваться в божественном слове и изучить законы великого Будды», прибыв на место и «Изучив там в совершенстве язык Пали, праведный Исса предался изучению священных свитков Сутр. После шести лет Исса, которого Будда избрал распространять свое святое слово, умел объяснять в совершенстве священные свитки. Тогда он, оставив Непал и Гималайские горы, спустился в долину Раджпутана и направился к западу, проповедуя различным народам о высшем совершенстве человека».

Практически сразу после выхода этого текста он подвергся резкой критике со стороны специалистов — тот же Макс Мюллер заявил, что либо монахи пошутили над Нотовичем, либо он просто сфабриковал текст. Мюллер написал настоятелю монастыря, и тот ответил, что за последние пятнадцать лет ни один европеец в монастыре не был и что он понятия не имеет о документах, на которые ссылается Нотович. Джеймс Арчибальд Дуглас, профессор английского в государственном колледже индийского города Агра, в 1895 году посетил тот монастырь, о котором говорил Нотович, и выяснил, что настоятель никогда не видел никого, похожего на Нотовича, и характеризует все его заявления как «Ложь, и ничего кроме лжи!».

Все эти разоблачения, однако, не помешали популярности «Тибетского Евангелия». На фоне общего интереса к «восточной духовности» и различным проектам объединения религий появились голоса в защиту его подлинности. Последователь Рамакришны Свами Абхедананда в 1922 году решил самостоятельно разыскать источники Нотовича в Химисе и заявил, что ему это удалось, как он описал это в своей книге «Путешествие в Кашмир и Тибет». Известный русский художник и мистик Николай Рерих заявил, в 1925 году, что «в Хеми лежит действительно старый тибетский перевод с манускрипта, написанного на пали и находящегося в известном монастыре недалеко от Лхасы. Наконец узнали преемственность очевидцев. Сказки о подделке разрушены».

Надо отметить, что и Блаватская, и Рерихи пользовались огромной популярностью у нашей духовно ищущей интеллигенции последних советских — и первых постсоветских лет, и, главным образом благодаря им, версия об «Иисусе, бывавшем в Индии» пошла в массы.

Причину устойчивости этого представления понятны — это увлечение «восточной духовностью», которая дает смутно-приятное ощущение причастности к каким-то тайнам, к высокому духовному опыту, не требуя при этом какой-либо духовной дисциплины и покаяния, и желание как-то вписать в эту «духовность» все значимые религиозные фигуры человечества — и в первую очередь, конечно, Иисуса.

Однако сама теория о том, что Иисус был в Индии, появляется не раньше последней четверти XIX века, не находит никаких подтверждений и, на самом деле, противоречит содержанию Нового Завета — в котором очень сложно отыскать какие-либо параллели с индийской духовностью.

Что же мы можем сказать о скрытых годах Иисуса? Евангелие не говорит о них подробно, но содержит косвенные указания на то, что Он просто проводил жизнь скромного ремесленника.

Например, в Евангелии от Марка мы читаем: «Оттуда вышел Он и пришел в Свое отечество; за Ним следовали ученики Его. Когда наступила суббота, Он начал учить в синагоге; и многие слышавшие с изумлением говорили: откуда у Него это? что за премудрость дана Ему, и как такие чудеса совершаются руками Его? Не плотник ли Он, сын Марии, брат Иакова, Иосии, Иуды и Симона? Не здесь ли, между нами, Его сестры? И соблазнялись о Нем. Иисус же сказал им: не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и у сродников и в доме своем» (Мар.6:1-4) Это звучит так, как будто люди, прекрасно знали Иисуса по его прежней жизни — Он вырос по соседству с ними, и Им казалось невероятным, что в Нем открылся кто-то настолько великий.

Для Церкви этот период молчания тоже важен — потому что показывает смирение Бога, ставшего человеком, который проводил простую жизнь в безвестности, исполняя тяжелую и непрестижную работу. В этом Он возвысил достоинство простых людей, и показал высоту простого повседневного труда.

В православии словосочетание «33 года» обычно связывают с периодом земной жизни Иисуса. Возраст Христа — время совершенства, период жизни, когда достигнута определенная жизненная вершина, совершена определенная работа, это предполагаемый период завершения жизни на земле Спасителя в человеческом теле.

Перечитывая вновь и вновь Святое писание, можно найти несколько упоминаний о числе 33. Православный люд уделяет этому числу особое значение после ухода в Небеса Иисуса Христа в этом возрасте. 33 года наш Спаситель являл Себя людям, разделяя с простым народом кров и пищу.

Ученые высчитали, что Иисус Христос, был распят, когда ему исполнилось 33 года

Господь Бог сотворил совершенный мир, в котором каждое число имеет свое значение и предназначение:

  • первые три главы книг «Бытие» содержат 33 упоминания об Элохиме, Боге богов;
  • столько же лет царствовал муж по сердцу Творца Давид;
  • в семействе Иакова родилось 33 детей;
  • Адам, а дальше и все человечество, сотворено с 33 позвоночниками.

За три года служения Спаситель даровал людям 33 раза чудеса.

Возраст совершенства — 33 года

В Новом Завете не упоминается, сколько лет было Христу при Его распятии. Эту дату вычислили астрономы по времени солнечного затмения, о котором повествует весь Новый Завет. От Евангелиста Луки мы узнаем, что Иисус начал служение в 30 лет (Луки 3:23). Почему не раньше?

30 лет — это не юность, но еще и не старость. Иисус провел на земле в окружении простых людей определенный период жизни. Они видели Его:

  • детство, покрытое любовью Девы Марии;
  • отрочество, проведенное в освоении мастерства плотника;
  • юность.

С самого детства Спаситель отличался особым познанием Писания и его трактовкой. В возрасте 12 лет Он три дня слушал старейшин в храме (Луки 2:42-50), но не проповедовал, ибо не вошел еще в период совершенства. В 13 лет все еврейские мальчики становятся «сынами завета».

Маленький Назарет был свидетелем взросления Иисуса, многие евреи видели Его святость, восхищались мудростью отрока, не подозревая, что перед ними обещанный Богом Миссия. Многие евреи не поняли этого и до настоящего времени.

30 лет — возраст познания определенной мудрости, когда еврей мог проповедовать и учить других, возраст, когда общество принимает наставление от обучающего.

«Иисус, начиная Свое служение, был лет тридцати» (Лк. 3: 23)

Прожив человеческую жизнь от младенчества до зрелости, увидев земные страсти, достигнув период полноты времени, Спаситель начал учить:

  • очищая Свой народ от грехов;
  • исцеляя от страстей и зависимостей;
  • показывая путь к вечной жизни.

Астрономы подсчитали, что события, описанные в Евангелиях, происходили в пятницу, это было 3 апреля, 3 часа дня, именно в это время Иисус испустил последний вздох со словами «Свершилось».

Это время не просто земной смерти, а мгновение начала спасения всего человечества, когда Христос сошел в ад и забрал ключи от него. В этот день сатана потерпел крах, с этого момента вся власть по спасению человечества была возвращена Создателю.

В 21 веке 33 года считается переходом к зрелости, когда жизненный путь уже определен, в этот период жизни, как правило, происходит переоценка жизненных ценностей и принципов.

Важно! Возраст Христа является датой, когда христиане должны по особому осознать свою ответственность перед вечностью, помня о жертве Христа. 33 года — период достижения физической и духовной зрелости, когда в христианском сознании должно сформироваться четкое понимание греха и ответственности за него.

Помня о Христовом возрасте, следует делать акцент не на Его годах, проведенных на земле, а на особом даре, оставленном всему человечеству — вечном спасении через веру в Спасителя (Иоан. 6:47).

По оценке и исследованиям психоаналитиков в возрасте 33 лет приходит осмысление своего существования, полноценный анализ достижений и ошибок. Юношеский максимализм окончательно ушел в прошлое, переход в зрелость осуществляется с определенным жизненным багажом.

Обретая мудрость, люди меняют свою жизнь, к этому времени многие уже имеют семью и детей, порой меняют работу на более престижную, высокооплачиваемую.

Возраст Христа для мужчин и женщин

Тридцатитрехлетние мужчины, как правило, уже крепко «стоят на ногах». Если до этого периода они всю свою концентрацию направляли на карьеру, то теперь семья, дети выходят на первое место. В 33 года для мужчин происходит переоценка ценностей.

33 года — это барьер между юностью, зрелостью и старостью

У женщин до тридцати трех лет в приоритете семья и рождение ребенка. Безусловно, многие бизнес-вумен пытаются вначале построить карьеру, жертвуя семьей, но это скорее исключение из правил. Божье предназначение для женщины — мать и хранительница дома.

Многие христиане из-за суеверия не празднуют свое тридцатитрехлетие, ибо в этом возрасте был распят Иисус. Однако ученые не могут со стопроцентной уверенностью сказать, что Иисус умер в 33 года.

Согласно последним исследованиям во время распятия Спасителю могло было быть 33-45. Фарисеи при встрече с Иисусом, говорили о том, что Ему нет еще пятидесяти. (Иоан. 8:57) Зная время распятия, неизвестное точное время рождения на земле Миссии.

Ухаживая за своим храмом, собственным телом, человек автоматически отдаляет время, когда приходит время одышки, болезней и старения. Переступая порог четвертого десятилетия, следует настроить себя на то, что молодость ума зависит не от лет, а от собственного восприятия жизни.

В мире много тридцатилетних стариков и 60-летних юношей, которые бегают марафоны. Делают мировые открытия и дарят оптимизм окружающим. Человек настолько индивидуален, что привязывание прожитых лет к определенной дате является абсурдом, как с религиозной, так и физиологической точки зрения.

Важно! Православие говорит о возрасте Христа, не привязывая к этой дате никакого суеверия.

Жертва Христа является даром человечеству. Не было бы распятия, не пришло бы спасение. Входя в полноту лет Христа, важно помнить, какими страданиями и мучениями человеческий Сын Божий заплатил за наше спасение. Празднование тридцатитрехлетия не является грехом. В этот день следует воздать хвалу, благодарность Богу за дарованные дни и попросить благословения за оставшуюся жизнь.

Протоиерей Андрей Ткачёв об искушениях Христа

33 года — возраст Христа

Люди, к сожалению, слабы верой, но охотно предаются предрассудкам. К примеру, сорокалетие многие не отмечают из опасения скорой смерти. Собственно, само по себе празднование дня рождения, да еще и с обильными возлияниями и чревоугодием, не похвально, к тому же человек в этот день слышит такое множество льстивых речей в свой адрес (не всегда искренних), что может и подвергнуться соблазну гордыни. Но если уж так повелось, что без застолья не обойтись, то сорокалетний юбилей ничем не хуже любого другого дня рождения, просто сама по себе цифра ассоциируется с траурными сороковинами, вот и возник этот предрассудок. Еще одно суеверие связано с датой, когда человеку исполняется 33 года (возраст Христа). Можно ли отмечать этот день рождения? Не опасно ли это? Мнения расходятся.

Зрелость

Жизнь после тридцати называется зрелостью. Многие вполне обоснованно считают это время лучшим, позволяющим избегать ошибок юности (не всегда, кстати) при сохранении хорошего здоровья (тоже не у всех) и наличии возможности пользоваться плодами накопленного жизненного опыта, чаще всего горького. Не так давно (в историческом понимании) сорокалетние люди считались стариками (как Каренин у Толстого, например), да и понятия о «бальзаковском» возрасте женщин тоже подверглись пересмотру. Сам же спаситель принял мученическую смерть отнюдь не по причине каких-либо ошибок или хворей — он нес свой крест сознательно, и ноша была ему под силу. Возраст Иисуса Христа соответствует сегодняшним понятиям о зрелости и полной осознанности собственных действий личностью. Люди «за тридцать», как правило, пересматривают многие свои взгляды, иногда меняют убеждения и отрекаются от заблуждений. В общем, зрелость есть зрелость.

Земная жизнь Спасителя

Год Рождества Христова стал точкой отсчета нового летоисчисления. О том, что происходило на Святой Земле от первого до 33-го года нашей эры, нам поведали летописцы-апостолы, написав Евангелия. Известно, что Иисус работал у отца плотником, был послушным сыном, заботился о своих младших братьях и сестрах (их всего семеро). Жизнь была многотрудной и небогатой.

Одним из братьев Иисуса (самым младшим) был Иуда, балованный и самолюбивый.

В детстве было бегство в Египет от преследования Ирода. Жизнеописание ранних лет Спасителя не содержит подробной информации, лишь упоминается посещение Иерусалимского храма вместе с семьей, когда мальчику исполнилось двенадцать. Самые драматические события случились с Сыном Божьим тогда, когда ему исполнилось уже 33. Возраст Христа в его земном воплощении большим уже не станет. Так его теперь и называют, имея в виду, что самые значительные дела человек должен исполнить до его достижения. Впрочем, истории известно немало примеров, когда зенита славы и успеха достигали люди куда более старшие.

Известные вехи жизни Спасителя

Восемь дней — возраст Христа, в котором он подвергся брису по иудейскому обычаю. Дата эта почитается Церковью, в честь нее отмечается праздник Обрезания Господня. Нарекли мальчика Иисусом, согласно воле Ангела, сотворившего благовестие.

На восьмой день в Иерусалимском Храме состоялось жертвоприношение двух голубиных птенцов и горлиц, в знак посвящения Господу жизни младенца. Симеон — почтенный старец — в тот момент пророчил, что Иисусу предстоит стать главным лицом значительных событий, которые приведут к открытию помышлений многих сердец.

Тридцать лет — возраст Христа, когда он принял крещение от Иоанна, начал читать свои проповеди, путешествовать по Земле Израилевой и, согласно свидетельству Марка и других апостолов, претерпел искушения дьявола, стремящегося заполучить его душу. Усилия лукавого остались тщетными.

События Страстной недели известны всем воцерковленным, на них подробно останавливаться нет нужды.

Возраст Христа, в котором он принял свою мученическую смерть за грехи человеческие, – тридцать три года. Именно это скорбное обстоятельство вносит смятение в суеверные души.

Средний возраст и его кризис

Всем известный персонаж И. Ильфа и Е. Петрова Остап в конце романа «Золотой теленок» сокрушается из-за того, что никаких выдающихся дел не совершил. Миллион рублей, о котором так мечтал герой, при этом у него уже есть, но не хватает чего-то более важного. Так и многие сегодняшние успешные люди сетуют на недостаток такого важного компонента удачливой судьбы, как счастье. Возраст Христа, 33 года, — самое время задуматься о смысле собственной жизни, о том, чего хочется на самом деле, и о своем месте в этом мире. Сравнивать себя с Сыном Божьим, может быть, и нескромно, но с кем же еще сверять свои поступки, как не с самым добрым и мудрым из всех живших на Земле людей?

Мнение Церкви

При любых сомнениях для верующего христианина вполне естественным поступком будет обращение к своему духовнику за советом. Можно предположить, что вопрос прихожанина будет начинаться с преамбулы: вот, мол, исполняется мне скоро 33 года… Возраст Христа. Можно ли отмечать эту дату? – перейдет к сути дела он. А отчего же нет? – скорее всего, удивится священник, — ежели поста нет, и в пределах приличий, то встретьтесь с друзьями и родными за праздничным столом, пообщайтесь, покушайте, да и чарку доброго вина пригубить не грех. Ведь и сам Иисус хорошей компании при жизни не чурался. Примером может служить обращение простой воды в прекрасное вино — одно из его чудес.

Совершенно напрасно некоторые несведущие люди, от Церкви далекие, считают (и даже утверждают вслух, пропагандируя такое мнение), что якобы Православие лишает человека радостей жизни. Напротив, вера наша — святая, любое дружеское душевное общение никак не противоречит ее канонам. Повод или причина для этого годится любая — именины, праздники, дни рожденья (в том числе, когда человек вступил в возраст Христа). Только вот меру нужно знать в потреблении горячительных напитков, и обжорства не допускать.

Суеверия

И все же люди боятся. Это, конечно, совсем неплохо, если кто-то в стремлении к праведности избежит какой-то попойки и убережет от нее еще несколько человек. Как говорится, лучше перебдеть. Но беда в том, что чаще всего в основе такой предосторожности лежит не полезное чувство умеренности, а суеверие, которое по своей сути, грех. Страх в этом случае имеет не богобоязненную природу (весьма похвальную), а мистическую, связанную с тем, что 33 года — возраст Христа. Можно ли отмечать этот день рождения? Ведь Сын Божий страдал, принял мученичество… Не повлечет ли празднование подобные последствия и для виновника торжества?

Бояться не стоит. Иисус страдал за нас, доказывая, на какие жертвы может пойти Сын Божий и человечий ради торжества любви в сердцах. Об этом стоит думать, а не о мистике, которой нет в цифре «33», да и быть не может.

Радуйтесь жизни, и храни вас Господь!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *