Злой начальник, что делать?

Как поставить защиту от злого начальника. Как общаться со злым начальником

Дарья Пантюх

бизнес-тренер, HR-консультант Personal Partner Consulting Boutique

В начале моего профессионального пути я имела опыт взаимодействия с подобным руководителем. Несмотря на его жёсткую манеру поведения, я очень благодарна ему за то, что он поверил в меня, доверил вести крупный и серьёзный стартап, многому меня научил. Мы его называли между собой самодуром, потому что, во-первых, он был в возрасте и не особо разбирался в профессиональных вопросах, имел консервативные убеждения: например, считал слова «маркетинг» и «PR» ругательными. Ему был понятен самый обычный бытовой язык, на котором разговаривают 90 % населения. Он много ругался, используя нецензурную лексику даже при клиентах, постоянно кричал на нас. Ему было свойственно создавать нездоровую конкуренцию между людьми, сравнивая результаты одних с другими и акцентируя внимание на успехе одних сотрудников и недостатках других. Он считал свои действия прекрасной мотивацией, мог часто конфликтовать не по делу и предъявлять незаслуженные обвинения. Он, тем не менее, держал коллектив в ежовых рукавицах: на работе присутствовала дисциплина и порядок, планы выполнялись в срок, послушание было идеальным и так далее.

Лишь небольшой процент сотрудников нашёл способ общения с ним, но большая часть боялись его. Те, кто научился нормально с ним взаимодействовать, позже не испытывали никаких трудностей, и мотивация страхом перестала действовать. В числе этого небольшого процента находилась и я. Я поняла, что человеком всегда движет определённое позитивное намерение. Если это намерение разглядеть, понять, почему он совершает определённые действия и какой хочет получить результат, то перестаёшь обращать внимание на негативные черты и начинаешь замечать хорошие стороны личности. Я перестала слышать нестандартные эмоциональные выплески руководителя, обращать внимание на его неадекватную манеру управления и увидела в нём много позитивных сторон. Более того, я приняла его таким, какой он есть, и относилась к нему с теплом и уважением, что он почувствовал. И когда он увидел, что я спокойно реагирую на его горячность и ругань, без осуждения и обид, он изменил ко мне своё отношение в некоторой степени. Я воспринимала его скорее как строгого отца, который иногда злится, он меня — как дочь, которой периодически следовало сделать выговор. Между нами установились действительно тёплые отношения.

И, кстати сказать, когда он ушёл из компании, начался настоящий бардак: нарушилась дисциплина и порядок, упала эффективность управления, делегирования полномочий, прибыльность и прочие показатели. А мы для себя поняли, что пусть его манера управления была слишком жестка и часто неадекватна, но в крупной компании, где надо продавать как можно больше и выигрывать у конкурентов, такой стиль управления просто необходим, и он здорово стимулирует, как бы это странно ни звучало.

Екатерина Русакова

исполнительный директор маркетингового агентства Tessa

На мой взгляд, лидерство, хорошие управленческие навыки, высокая степень ответственности никак не оправдывают и не обусловливают неадекватность высшего менеджмента. Конечно, люди, добившиеся многого в жизни, часто непросты в общении. Но сложносочинённый характер вовсе не означает неадекватный и невоспитанный, а вежливый и тактичный не говорит о слабости или мягкости человека.

На заре своей карьеры мне пришлось работать с человеком, у которого от рано свалившихся на него больших денег в сочетании с полным отсутствием воспитания, неприятной внешностью, детскими комплексами и проблемами в личной жизни поехала крыша (это был человек с высшим образованием, но из 90-х). Часто собрания менеджеров сопровождались криками и матом. Причём коронным приёмом этого руководителя было поймать человека на какой-то мелочи, вынуть из-за этого всю душу, унизить и заставить ещё отрабатывать. Как ни странно, больше всех страдали сотрудники, которые предпочитали не связываться. С теми, кто мог за себя постоять, он скандалил хоть и громко, но редко. Сейчас, когда я работаю на себя, держусь подальше от таких клиентов.

Надо заниматься собственным развитием и образованием, чтобы в любой ситуации ты мог встать и уйти, не боясь сделать выбор. Потому что никакие деньги не стоят того, чтобы постоянно сталкиваться с унижениями и оскорблениями.

Анна Каримова

директор по взаимодействию со СМИ СРО ЦРФИН

Как-то раз я только пришла в банк на должность руководителя PR-направления. В ведущем деловом СМИ вышел один из первых инициированных мною комментариев зампреда банка, отвечавшего за казначейские операции, с лёгкой критикой в адрес правительства — даже не критикой, а экивоком: «Вот-де правительственные меры недостаточно эффективны». На фоне комментариев, которые давали другие игроки, в том числе госбанки, наша цитата выглядела безобидной. Когда я пришла к владельцу, чтобы уточнить его позицию, показала и публикацию. К моему удивлению, он начал на меня громко кричать, самое красочное выражение звучало так: «Вы все тут — г…но! С такими комментариями я потеряю бизнес! В следующий раз уволю и вас, и зампреда!»

Первым желанием, не скрою, было уйти из кабинета и, естественно, из банка. Но верх взяло стремление понять, в чём причина такой бурной реакции. Ведь ещё неделю назад на собеседовании передо мной был интеллигентный образованный человек, свободно владевший шестью языками, а сейчас я вижу перед собой тривиального истерика. Я выслушала всю тираду, не оправдываясь и не перебивая. Когда шеф успокоился, мы с ним определили все темы, которые не должны комментироваться от имени банка, определили степень критики властей, которая допустима для спикеров разных уровней. В конце разговора шеф извинился, объяснив своё поведение вспыльчивым характером. Как выяснилось позднее, мне повезло: с сотрудниками-мужчинами владелец разговаривал гораздо жёстче.

В дальнейшем я отстроила свою работу так, что общалась с владельцем только по самым важным вопросам. Для того чтобы у него было понимание моей эффективности, я разработала чёткий и информативный шаблон отчёта. Ну и, конечно, твёрдо придерживалась оговорённых с ним условий. В итоге моя работа в этом банке была вполне интересной и комфортной.

Что делать, если ваш босс скандалит

Ольга Кузнецова

практикующий психолог, эксперт по психологии и проблемам горожан, основатель психологического центра OKPSY

Зачастую в отношениях начальник — подчинённый люди подбираются, как и в браке, по принципу комплементарности. С начальником-тираном хорошо уживаются люди с так называемой эмоциональной изоляцией. Они обычно хорошо выносят агрессию и относятся к крику или оскорблениям начальника как к особому способу коммуникации, не более того. А также те, для кого привычна роль жертвы. Такие люди обычно страдают от эмоционального насилия, но так как роль жертвы привычна для них, а значит, наиболее комфортна, они сами всегда находят своего насильника и вполне органично сосуществуют с ним.

Если же вы не относитесь ни к первому, ни ко второму типу, то имеет смысл обозначить свои границы и дать понять начальнику, что подобный способ коммуникации неприемлем для вас. Делать это нужно взвешенно, с позиции логики. Плакать и говорить, что это невыносимо, смысла нет. Это только ещё сильнее будет злить и провоцировать агрессора.

Отстаивая своё право на социально приемлемую коммуникацию, надо понимать, что есть два варианта развития событий. Либо вы добьётесь поставленной цели и к вам будут относиться более уважительно. Либо вас уволят, так как ваше недовольство в конечном счёте будет восприниматься как нежелание работать по установленным в организации правилам, а вы будете восприниматься как мятежник. Стоит ли право на здоровую коммуникацию вашей работы, решать вам. Но не надо забывать, что в среднем горожанин проводит половину времени на работе, а то, как мы коммуницируем, напрямую отражается на качестве нашей жизни.

Людмила Шустерова

директор по стратегическому развитию BDO Unicon Outsourcing

Чтобы в будущем не думать, как себя вести, если в вас кидают степлером, оценивайте адекватность вашего будущего руководителя на первой же встрече с ним. Коллега-программист рассказал мне интересную историю: несколько лет назад на одном из собеседований будущий руководитель спросил его: «А насколько вы обидчивый? Если я начну вас оскорблять, вы сможете сохранить высокий уровень работоспособности?» С помощью таких вопросов на собеседовании руководитель может проверять наличие у человека твёрдой позиции, и это вовсе не означает, что в организации принято кричать на сотрудников. Но коллега насторожился, начал искать отзывы о компании и выяснил, что культура общения там действительно не на самом высоком уровне. Несмотря на высокую зарплату и хороший соцпакет, предложенный этим работодателем, сотрудник отказался от места и продолжил поиски.

Если вы столкнулись с подобным поведением уже после трудоустройства, попробуйте сперва поговорить с человеком. Объясните, что он негативно влияет на вашу работу, поэтому вы бы хотели, чтобы он сменил стиль общения, ведь у вас общая цель, достижению которой он мешает. Если это не подействует, обратитесь в отдел персонала за помощью. Помните, в таком случае вы не жалуетесь, а даёте обратную связь об условиях вашей работы. Приведите конкретные примеры, не говорите общих слов. Если компания действительно заботится о сотрудниках, то вашу проблему постараются решить (руководителя могут отправить на тренинг по коммуникациям, провести с ним беседу в присутствии высшего руководства, либо вам могут предложить должность в другом отделе, если будет такая возможность). Если же компания никак не отреагирует на ваши просьбы, то, возможно, грубое поведение является для неё нормой. В таком случае лучше сменить работу.

В любом случае не молчите о проблеме. Например, одно из первых мест работы я совмещала с бизнес-образованием, и мой руководитель открыто не одобрял мою учёбу, поэтому старался давать мне срочные задачи в конце рабочего дня, чтобы я не успевала на занятия. Мне не хотелось эскалировать конфликт, поэтому несколько раз я аккуратно разговаривала с ним об этой проблеме. Так как это не привело к нужным результатам, я обратилась к высшему руководству, объяснила ситуацию, мы ещё раз пообщались все вместе с моим руководителем, и он вынужден был признать, что вёл себя некорректно. Наши отношения наладились, а мне стало комфортно работать и учиться.

Татьяна Свириденко

старший преподаватель Института практической психологии и психоанализа

Здесь можно пойти по двум направлениям. Если вы твёрдо уверены, что у вашего руководителя проблемы с психикой, и взаимодействие с ним разрушает вашу жизнь, заставляя работать на собственное лечение, то в этом случае лучше уйти. Жизнь у человека одна, и если есть желание и возможность, то лучше попробовать что-то изменить в ней к лучшему.

С другой стороны, часто происходит так, что образ руководителя как неадекватного человека — это всего лишь восприятие его сотрудников, которым в силу разных причин удобно смотреть на него такими глазами. Иногда любого начальника можно увидеть неадекватным, исходя из желания подчинённых (осознанного или неосознанного) иметь идеального руководителя, а не обычного человека, который может иметь свои недостатки и ошибаться, у него как у руководителя совсем другая степень ответственности, цели, задачи, мотивация. И тогда любой человек, становясь начальником, будет «невыносим». Есть ещё одна причина, по которой мы можем негативно относиться к своему начальнику. Её корни ведут в наше детство — а точнее, связаны с общением с нашими родителями. По сути это были первые руководители, которым мы вынуждены были подчиняться. И если сравнить все те сложности, которые нам в детстве пришлось терпеть от несовершенных родителей, то мы найдём много моментов, похожих на то, что происходит с нашими руководителями.

И что мы вкладываем в это общение, и что от нас зависит. В этом случае я советую больше работать над собой, пытаться искать какие-то точки соприкосновения, потому что некоторые люди могут быть просто эмоциональными: они выпустили пар и уже через десять минут любят весь мир. В этой ситуации было бы правильнее никак не реагировать и даже не замечать подобные эмоциональные выпады, зная, что человек просто погорячился. В любом случае я советую всегда начинать с попыток трезвого объективного анализа сложившейся на работе ситуации, чтобы потом не жалеть о поспешно сделанных выводах и ошибочных действиях.

Правообладатель иллюстрации Thinkstock

У большинства из нас хотя бы раз в жизни был злой начальник — чудовище, которое мнит себя пупом земли и деморализует персонал. Одного лишь появления такого босса в офисе или просто звуков его голоса на лестнице достаточно, чтобы сотрудники съеживались от ужаса.

Но значит ли это, что он неэффективный руководитель? Или, может быть, синдром «злого начальника» проявляется только в тех случаях, когда глава коллектива и кто-либо из сотрудников не сходятся характерами?

Чтобы узнать, существуют ли злые начальники, мы обратились на сайт вопросов и ответов Quora — и вот что по этому поводу думают некоторые респонденты.

Характерные черты

Итак, что же отличает злого начальника? Джефф Шаффзин сформулировал простое определение: «Злой начальник — это тот, с кем вам категорически не хочется работать (и кто, скорее всего, отвечает вам взаимностью)».

Однако есть определенные черты характера, которые некоторым сотрудникам кажутся неприемлемыми, а других совершенно не беспокоят. «Например, не слишком ли дотошен ваш начальник ? Некоторые обожают, чтобы за них все решали и кормили их с ложечки. А кому-то (в том числе мне) хочется иметь возможность предложить свое собственное решение и покрасоваться.

  • Часто ли ваш начальник кричит на подчиненных? Некоторые люди (они однозначно нуждаются в помощи психотерапевта) видят в повышенном тоне признак того, что начальнику не безразлично происходящее. У других такое поведение вызывает огорчение и возмущение.
  • Есть ли у вашего начальника любимчики? Если вы не попали в число этих счастливчиков, разумеется, вас это будет раздражать, потому что в таком случае вы вряд ли будете получать все, что вам требуется для работы. Но те, кто удостоился этой чести (во всех смыслах этого слова), благодаря благосклонности руководителя могут осмелеть и раскрыть свои таланты».

Если злой начальник — вы

Не каждый может быть хорошим начальником для всех, считает Эшвин Рамеш, которому за время его карьеры доводилось не только принимать на работу сотни людей, но и увольнять некоторых из них. Если вы ненавидите компанию, в которой работаете, скорее всего, вам ненавистен и ваш начальник, рассуждает он, признавая, что и его называли злым начальником.

Правообладатель иллюстрации Thinkstock Image caption Некоторым начальникам необходимо все время демонстрировать, кто здесь босс

«Если начальник часто повышает голос, это ужасно, — полагает Рамеш. — Я и сам раньше орал на подчиненных, но уже перестал. Отучился за годы работы. Криком ничего не добьешься, только расстроишь человека. Если ваш начальник срывается на крик, ему либо не хватает опыта (как когда-то мне), либо, что еще хуже, требуется психологическая, а то и психиатрическая помощь».

По определению Рамеша, злой начальник — это «тот, кто:

  • не знает потенциала, сильных и слабых сторон своего коллектива;
  • зациклен на себе и не слушает своих подчиненных;
  • не любит брать на работу умных людей».

«Злые начальники существуют и наносят серьезный урон своим работодателям, — добавляет он, — и выясняется это слишком поздно, когда множество прекрасных сотрудников уже навсегда потеряны для компании».

Некоторые думают, что «наводящие ужас начальники — это хорошие руководители, которые добиваются от своих подчиненных результата (вспомните Стива Джобса), — пишет Росс Мэтьюз. — Они ставят сжатые сроки, требуют от своих сотрудников невозможного и даже грозят увольнением. Но как показывают результаты исследований, такие жесткие методы руководства не всегда бывают эффективными. Их следствием может стать не всегда удачный выбор, недостаточно творческий подход и в итоге — заведомо отрицательный результат». «Если вы относитесь к людям так, как будто они плохо работают, скорее всего, они и будут плохо работать», — заключает Мэтьюз.

Что же делать?

По мнению Джеффа Шаффзина, есть три варианта:

  • проглотить обиду и смириться
  • уволиться
  • возразить начальнику и принять последствия этого шага.

Еще можно попробовать перейти в другой отдел в рамках компании. «Выберите начальника типа «бета» — они поспокойнее, ценят творческое начало и склонны к самоанализу, — советует Нельсон. – Такие люди привыкли руководить, исходя из компетентности и способностей».

Правообладатель иллюстрации Thinkstock Image caption Руководители типа «бета» спокойнее и ценят ваше творческое начало

Невилл соглашается: «Если вам повезло оказаться под началом хорошего руководителя, вы увидите, что в вашей компании много хороших начальников. Я убежден, что правильное руководство и правильная корпоративная культура — это и есть ключ к успеху, превосходящему все ожидания».

Приходилось ли вам работать у злого начальника? Поделитесь с нами своим опытом и размышлениями!

Мне очень не нравится мой начальник. Во-первых, чуть что не так, он кричит на подчиненных, иногда очень грубо. А во-вторых, мне кажется, нередко он что-то недопонимает в вопросе, но, желая показать, кто тут хозяин, требует выполнять его ошибочные распоряжения. Я знаю, что потом придется переделывать, пытаюсь ему доказать, но он даже слушать не хочет, а протесты сотрудников воспринимает как нарушение служебной дисциплины. Часто он даже не здоровается и вообще сверху вниз смотрит на своих подчиненных. На работу иногда просто не хочется идти, как представлю, что опять придется его терпеть. А потом, я не знаю, как себя вести, если он дает глупые распоряжения, — спорить, доказывая свою позицию, или помалкивать и не обострять отношениий? Анна

Олег КУЗЬМИН, вице-президент компании «Вимм-Билль-Данн»:

— В отношениях с начальством надо разделять личностные вопросы и профессиональные. Что касается профессионального момента, существует связка: начальник–подчиненный, и начальник здесь всегда над подчиненным. Если вы считаете, что с профессиональной точки зрения начальник не прав, мне кажется, надо попытаться аргументированно ему это объяснить, но если руководитель настаивает — необходимо выполнять его распоряжения. Конечно, если это не касается нарушения закона, а также если распоряжения начальника находятся в рамках компетенции и полномочий подчиненного. Потому что, если начальник дает распоряжение человеку, ничего не понимающему в электрике, идти устранять аварию на подстанции, лучше сразу отказаться. Но во всех других случаях все-таки должно быть единоначалие и единовластие, иначе всякое дело развалится. В конце концов, руководитель несет ответственность за результаты работы, а подчиненный получает зарплату за выполнение своих функций, в том числе и за подчинение.

Что же касается личных качеств начальника, то начальники, как и подчиненные, бывают разные. Например, если начальник кричит, это может быть оттого, что он по характеру горячий человек и, переживая за дело, может в сердцах что-то нелицеприятное сказать. Возможно, зная это его качество, иногда надо и потерпеть. Но если дело доходит до оскорблений и унижения подчиненных, мне кажется, им нельзя терять своего человеческого достоинства. Терпеть в данном случае неправильно — это плохо и для подчиненного, и для самого начальника. У нас же все-таки отношения на работе — это не рабство и не крепостной строй, это отношения двух равноправных людей, пусть даже один из них начальник. Поэтому если руководитель ведет себя неадекватно в каком-то личном плане, то ему необходимо дать понять, что унижения и оскорбления недопустимы.

Но вообще-то обычно так получается, что под определенного начальника, под его стиль руководства подбираются определенные подчиненные. Кто-то сразу подходит, кто-то притирается, а кто-то увольняется. Чтобы попытаться избежать конфликта, нужно в первую очередь понять, что за человек ваш начальник, какой у него характер — вспыльчивый и горячий или дотошный и придирчивый. Потому что характер уже не переделаешь, к нему можно только приспособиться. Лучше приспособиться, чем идти на конфликт. Начальник — такой же человек, и раз он поставлен над тобой, надо уметь находить с ним общий язык. Худой мир лучше доброй ссоры.

Нужно все-таки стараться не провоцировать начальника. Ведь начальник, как и любой человек, очень не любит, когда подчиненный не выполняет то, что пообещал, или не предупреждает заранее, если нет возможности это выполнить. Не стоит загружать начальника своими проблемами, у него своих хватает. И вообще каждый человек, даже начальник, испытывает потребность во внимании и уважении, и к нему тоже нужно относиться с сочувствием, ведь и ему порой приходится очень трудно.

Диакон Арсений ШУЛЬГИН, клирик Вологодской епархии:

— Мне кажется, человеку православному надо стремиться к православному отношению к этому вопросу. Пусть это и не всегда получается, конечно, но нужно разделить для себя — самого человека и грех этого человека. И в свете этого понимания начальник может выступить как, с позволения сказать, «инструмент» для духовного роста. Потому что если имеешь такого начальника, который как-то задевает, не соглашается, то можно приобрести в этой ситуации терпение и даже смирение. Ведь Господь пытается любую нашу жизненную ситуацию повернуть таким образом, чтобы она шла нам на пользу, чтобы мы могли извлечь из нее какой-то урок для себя.

Бывает, что непонимание с начальником может возникнуть в каком-то очень важном деле, и тогда нужно попытаться спокойно, в уравновешенном состоянии донести до начальника свою позицию. Я думаю, диалог всегда возможен, даже с самым ожесточенным собеседником, если правильно расставить акценты, подготовить подходящую атмосферу. А с другой стороны, не факт, что, если мы промолчим со смирением, дело действительно проиграет. Вполне возможно, что Господь, видя наше смирение в данном вопросе, либо вразумит этого начальника, донесет до него каким-то другим способом то, что хотели ему сказать мы, либо же саму ситуацию как-то так повернет, что она не будет трагической или в результате ошибочной. Со мной зачастую случались такие моменты, когда понимаешь — то, чего от тебя требуют, с твоей точки зрения неправильно. Ну конечно, много раз было, что не выдерживаешь и говоришь об этом, и даже в какие-то перепалки вступаешь, споришь по своей неопытности и духовной незрелости. Но бывали и другие моменты, когда на какое-то мгновение останавливаешься, берешь дыхание, паузу, себя сдерживаешь, терпишь, а потом смотришь — действительно, ситуация завершилась вполне благополучно. И сам же чувствуешь потом внутреннее умиротворение. В итоге ни ситуация, ни ты не проиграли.

А потом, как человек может уверенно сказать: да, действительно, я это знаю лучше, чем мой начальник? Это может быть совершенно необъективно, потому что тут ты сам возводишь себя на пьедестал понимания ситуации. Как правило, начальники все-таки не дураки — ведь даже чтобы занять должность, надо иметь хотя бы гибкость ума и какие-то таланты. А в нас зачастую просто такая «гордынька» сидит, и мы где-то в глубине души, иногда не отдавая себе в этом отчета, считаем, что мы-то гораздо более достойны быть начальниками.

Мне посчастливилось свое служение начинать в монастыре, а там духовные законы и процессы ярче выражены. И я, будучи человеком светским, многих вопросов не понимал и многих указаний и мнений не разделял, но, поскольку я человек подчиненный, приходилось выполнять. И через какое-то время становилось понятно, что прав был начальник. Причем доходило даже до парадоксов — оказывалось, что человек, с которым ты не мог общаться, считал его неграмотным, неспециалистом (в отличие от себя, конечно, — «я хоть и дьякон, но очень умный…»), через какое-то время становился другом, именно с ним ты обретал какие-то особо теплые отношения. Роднишься с человеком, когда понимаешь, что Господь тебе посылает его для испытания, а ему — тебя. Вот ты с ним ругаешься, смотришь на него как на врага, а на самом деле в этот момент это для тебя самый близкий человек, потому что его тебе Господь послал.

Другое дело, что нам сложно отделить грубость или неправоту начальника от него самого. И здесь полезно посмотреть на себя. Легче прощать согрешения своего руководителя, который у нас на виду, когда увидишь бесчисленные свои. И потихоньку тогда можно стараться налаживать отношения. Я не думаю, что бывают такие начальники, которые все время злые, хамят, грубят, есть же и другие моменты, есть, может быть, какие-то формы нерабочего общения. Любое хамство, любая грубость возникают от жестокосердия, особенно в современном мире это ярко выражено, когда приходится бороться каждому за свое место, за свою работу, все это становится такой печальной нормой. И противопоставить этой привычке можно только теплое отношение и любовь. А ситуации для того, чтобы это тепло проявить, нам предоставляются каждый день — это может быть более доброе, чем обычно, приветствие или предложение какой-то помощи. Это не значит, что надо заискивать, раболепствовать, преклоняться, льстить, потому что взрослые люди такую подмену, как правило, чувствуют. Надо попытаться искренне с теплом подойти, нужно сделать первый шаг к этому человеку. Иногда надо самому сказать: «Николай Петрович, простите меня, был не прав», даже, может быть, если и прав, покаяться за свое упрямство. Это тяжело, и на первых порах надо из себя выдавливать доброе отношение, надо удерживать узду, чтобы не накричать, не наговорить гадостей, а потом легче и легче с каждым днем делается. И надо помнить всегда, что никакой начальник не может помешать нам духовно развиваться, скорее наоборот.

Из жизни начальников самодуров и способы борьбы с ними

Чаще всего в начальство выбиваются люди с определенным складом характера, что накладывает негативные отпечатки на последующее отношение начальника и подчиненных. Ниже лишь малая толика из самых разнообразных поз, в которых те, кто пролез выше, имеют тех, кто остался ниже. Ну и на всякий случай способы борьбы с ними.

Генеральный менеджер компании не разрешал никому из работников заходить вместе с ним в лифт. Если он заходил в лифт, все должны были из него выйти, и он ехал один.

Другой директор требовал, чтобы, когда он приезжал на работу лифт всегда был внизу, и ему не приходилось его вызывать. Охранник всегда вызывал лифт за 5-10 минут до его приезда и не разрешал никому пользоваться пока начальник не придет на работу. Если по приезду начальника лифт был не внизу, он штрафовал охранника.

Дальше больше…

Командир гарнизона, в котором я служил, заставлял всех офицеров использовать один и тот же парфюм, если кто-то пользовался другим, он давал ему выговор.

Директор магазина не разрешал своим сотрудникам приносить обед из дома и заставлял обедать исключительно шаурмой, т.к. по его мнению, работник должен был обедать в течение 15 минут.

Начальник отдела считал, что у всех его сотрудников должна быть одинаковая мелодия на мобильном.

Директор филиала штрафовал сотрудников, если они перед офисом курили рядом друг с другом. Если кто-то одновременно вышли курить, должны были становиться по разные стороны здания.

В общей столовой у директора был собственный официант и стол, который обслуживал только его, не смотря на то, что там было самообслуживание. Никому из работников не разрешалось садиться за его стол, даже если он уже пообедал.

Другой глава отдела тоже в рабочей столовой с самообслуживанием требовал от официантов, чтобы они его обслуживали. Хотя генеральный директор, когда спускался, стоял со всеми в очереди и сам брал себе еду. Когда он приходил с генеральным, то становился в очередь вместе со всеми.

Директор магазина требовал: (буквально цитирую) Если кто-то заболеет и не придет на работу, обязан предупредить меня минимум за 3 дня! Иначе буду штрафовать! Больничные меня не интересуют!

Заведующий отделом, говорил заболевшим сотрудникам, когда те приносили больничный, что если еще раз в этом году заболеешь, то значит, здоровье не позволяет тебе работать, пиши заявление и увольняйся.

Главбух изживал из отдела любого сотрудника, который заводил любое домашнее животное, не важно кошку, собаку, птицу, бегемота. Ненавидел людей, у которых есть домашние животные.

Директор предприятия с 17:45 до 18:15 – 18:30 стоял на проходной и наблюдал за теми, кто выходит с работы в 18:00. Все кто выходили с работы в это время получали выговор или штрафовались. Работники имели право уходить, только после того как он уходил с проходной.

Другой директор вообще не разрешал сотрудникам уходить раньше него. Даже если он сидел на работе до 9 вечера, все должны были тоже сидеть и чем то заниматься.

Директор магазина поставил в мужском туалете, только писсуар, что бы сотрудники не ходили в туалет «по большому». Считал, что мужчины слишком долго срут.

Как «поставить на место» зарвавшегося босса

Начальники бывают разные: умные и глупые, добрые и злые, хитрые и не очень. К сожалению, попадаются и настоящие «отморозки», решившие почему-то, что должность и социальный статус позволяют им унижать достоинство тех, кто зависит от них в той или иной степени. Что поделать, деньги и власть часто портят людей. Не стоит пасовать перед большими боссами, обзывающими Вас последними словами, брызжущими слюной и топающими ногами от ярости. Нужно уметь с ними разговаривать. И не забывать при этом о своих интересах. Существуют стратегии поведения, разработанные психологами специально для таких случаев. Если целование начальства куда-то пониже спины — это не Ваш стиль, прочтите внимательно эту статью

Вы можете стать объектом пренебрежения или унижения за то, что пришли на работу без галстука; за то, что нечаянно опоздали; за то, что не поняли приказа, который Вам дали и т.д. Самая распространенная ситуация — Вы допустили какую-нибудь ошибку. Ваш руководитель обнаружил ее и дает Вам знать, что Вы не должны были так поступать, что Вы никуда не годитесь и т.п. Делается это в грубой и оскорбительной манере, очень часто при свидетелях. К сожалению, многие руководители рассматривают возможность указать подчиненному на его промахи как лишний повод показать свое превосходство. Они обожают акцентировать на этом внимание, смаковать просчеты сотрудника, унижая тем самым его как личность.

Ваши возможные действия:
Вариант 1. Конечно же, вместо того, чтобы выслушивать начальственный бред, всегда можно в соответствующих выражениях заявить во всеуслышанье, что Вам с таким боссом не по пути. После чего, естественно, остается лишь покинуть офис с гордо поднятой головой. «Произнеся это, граф с достоинством удалился. Весь в белом», — Стругацкие, кажется. Зато по дороге на биржу труда Вы вдоволь потешите собственное самолюбие, вспоминая, как поставили на место «этого кретина». Правда, может случиться менее приятный вариант развития событий: за Вас возьмется охрана босса и Вы покинете фирму не своим ходом, а вылетите с вещами на улицу.

Вариант 2. Вы вспыхиваете и отвечаете в стиле «сам дурак»: говорите, что он не имеет права Вас критиковать, потому что сам делает ошибки, сам опаздывает и т.д. И вообще — Вы квалифицированный специалист и способны справиться с работой без его указаний.

Это плохой выбор. Боссы не любят, когда подчиненные указывают на их недостатки, особенно публично. Поэтому результат предсказывать не берусь. Скорее всего, будет то же, что и в п.1. Работу Вы потеряете.

Вариант 3. Вы падаете на колени, рвете рубаху на груди, посыпаете голову пеплом, смиренно извиняетесь и просите смилостивиться над Вами. После чего говорите, что сожалеете, что это было глупо с Вашей стороны и что это больше никогда не повторится.

Этот вариант чуть лучше предыдущего. Сменив гнев на милость, босс может даровать Вам свое прощение. Плохо только одно. Если у Вас есть хоть капля собственного достоинства, Вы долго не сможете избавиться от ощущения, что об Вас вытерли ноги. Кроме того, безропотно принимая унижения в свой адрес, Вы признаете собственную ничтожность.Демонстрируя отсутствие гордости и самоуважения, Вы рискуете, что не только руководитель, но и Ваши коллеги-сослуживцы в итоге перестанут с Вами считаться. Дело в том, что в организациях очень развит феномен подражания. И если авторитетный лидер или начальник, не дай Бог, выберет Вас «мальчиком (девочкой) для битья», рано или поздно его поведение начнут копировать остальные сотрудники. Стая следует за своим вожаком — об этом знали еще древние.

Я убежден, что Вы достойны большего. В конце концов, Вы пришли на фирму продавать свои профессиональные знания, опыт и умения, а не себя лично. Поэтому проявление чувства собственного достоинства вполне уместно. Вы можете отстоять свои интересы и сохранить свою работу.

Вариант 4. Во-первых, лучше всего дать боссу высказаться, то есть «выпустить пар», прежде чем пытаться ответить. Дождитесь момента, когда он будет способен Вас выслушать. Далее Вы признаете, что сделали ошибку, что сожалеете об этом и в следующий раз будете более внимательны. После чего добавляете, что Ваш начальник (начальница) говорит в довольно резком тоне, и Вы не видите необходимости в этом. Во-вторых, лучше всего выяснять отношения с начальником в конфиденциальной обстановке.

И еще: не пытайтесь ставить начальнику ультиматумы типа: «Если это еще раз повториться, я сразу же увольняюсь с вашей фирмы». Боссы терпеть не могут, когда подчиненные ставят им условия. В конце концов, написать заявление об уходе Вы всегда сможете и без китайских предупреждений. Лучше просто скажите, что такой стиль поведения мешает Вам сосредоточиться на своих служебных обязанностях. После чего вежливо, но твердо попросите босса умерить свой пыл.

Конечно, существует риск, что Вы будете уволены, даже если выскажете возражения в корректной форме. Встречаются боссы-психопаты, которые не терпят любых проявлений самоуважения со стороны своих подчиненных. К ним нужен несколько иной подход. (Об этом я расскажу чуть ниже.) Но большинство руководителей с уважением относятся к тем сотрудникам, которые честно выражают собственное мнение в надлежащей — уверенной и корректной форме, не задевая при этом самолюбие своего начальника

***
Унижения могут принимать не только словесно-агрессивную форму. Не менее оскорбительно и т.н. пассивно-уничижительное поведение. Это и обидные шуточки, и иронические замечания в Ваш адрес, и саркастические улыбки, и вежливо-пренебрежительный тон распоряжений, и презрительные нотки в голосе Вашего босса… Все это делается с целью унизить Вас, однако делается в завуалированной манере и как бы походя.

В подобных случаях не следует делать вид, что не замечаешь унижения. Если Вы промолчите, Вы как бы даете согласие относиться к Вам таким же образом и в будущем, признаете право босса считать Вас чем-то малозначительным, не стоящим особого внимания и, тем более, уважения.

В таких ситуациях помогает следующая стратегия. Не пытайтесь подавить Ваши чувства. Скажите, что Вас беспокоит такое поведение босса, что Вам совсем не нравятся шуточки в Ваш адрес. Прямо спросите его, что это значит.

Когда Вы ищите разъяснения, у Вас появляется возможность «поставить на место» Вашего визави. То есть Вы поймали его (ее) на не совсем честной игре, требуете объяснений и даете понять, что с Вами следует обращаться как с равным. Причем, Вы это делаете в корректной и уверенной манере, поэтому хорошие отношения между Вами и боссом вполне могут наладиться

***
Однако есть боссы, применять к которым вышеперечисленные стратегии не только малоэффективно, но и опасно. Обычно это начальники с крайне неуравновешенным темпераментом и чрезмерной возбудимостью, которая регулярно находит выход во вспышках неконтролируемых эмоций: от «тихого самодурства» до диких припадков. Выяснять с ними отношения в такие моменты — значит, накликать на свою голову большую беду.

Как ни странно, таких начальников часто любят и уважают подчиненные. Это классический тип «отца-директора». В него все верят. Он — непререкаемый лидер. Работники относятся к нему не иначе, как к благодетелю. И на это есть причины. Он наказывает и поощряет по своему усмотрению, обычно не любит увольнять по сокращению штатов («лучше победней, но вместе»), каждый может обратиться к нему с личной проблемой. За это ему прощают многое: ошибки, вредные привычки, грубость.

Но когда он взвинчен — лучше держаться от него подальше. Если его нервы на пределе, он устраивает выволочку каждому, кто попадется ему под горячую руку. И при этом не особенно церемонится в выражениях. Правда, он быстро об этом забывает. Поэтому в такие моменты полезно вспомнить старую солдатскую мудрость: «Подальше от начальства — поближе к кухне». Старайтесь не попадаться ему на глаза некоторое время, и конфликт уладится сам собой.

Гораздо опаснее другой тип начальников — психопаты-садисты, они же «классические» самодуры. В отличие от предыдущих, эти унижают подчиненных не в порыве неконтролируемого гнева, а сознательно и целеустремленно, для собственного удовольствия. И если такой начальник выберет Вас своей жертвой, тихонько отсидеться в уголке Вам не удастся.

Социальных психопатов на руководящих должностях сегодня встречается достаточно. К сожалению, теперешняя жизнь в нашей стране к тому всячески располагает. Они характеризуются отменными «бойцовскими» качествами, полным отсутствием угрызений совести, тщеславием и некритичностью в оценке собственных поступков. Плюс постоянно присутствующий синдром подозрений всех и вся во всяческих кознях. Свойственная таким типам наглость (сильный тип нервной системы!) в сочетании с непогрешимой уверенностью в себе обычно парализует волю и способность к сопротивлению у жертвы. К тому же, у них прекрасно развито чутье на людей, которые психологически слабее их. А хорошо развитая интуиция позволяет избегать настоящих бойцов, способных достойно ответить на такой стиль «руководства». Все эти качества позволяют социальным психопатам достигать значительных карьерных высот.

Установлено, что психотип начальника-самодура, как ни странно, почти полностью совпадает с психотипом… серийного убийцы. Это одного поля ягоды. Только один получает высшее наслаждение, проливая реки крови, а другой жаждет «пить» ее по капле, изо дня в день терзая и унижая подчиненных. У обоих первичные мотивации — сексуальная похоть, болезненная агрессивность или жажда мести, причудливо трансформируются в упоение властью и желание повелевать людьми. В быту же оба зачастую являются серыми и малопримечательными людьми. Как тут ни вспомнить тихого учителя Чикатило или «простого рабочего» Оноприенко. А служебные изверги, на работе терроризирующие целые коллективы, в быту часто являются «подкаблучниками» у жены или любовницы.

Даже приходить в фирму, где властвует босс-психопат, иной раз тяжело. Затерроризированные работники вскакивают как автоматы и скороговоркой тарабанят заученный текст. Мол, наша фирма — самая лучшая фирма в мире и т.п. Хотя, на людей, склонных робеть перед сильной властью, это производит большое впечатление. («Настоящий руководитель! А какая у него команда!») Такой начальник мастерски нащупывает точно тот способ, который применим к конкретному работнику. Завиноватит, испугает его. В ход идет все — и ироническая улыбка в нужный момент, и грубый окрик.

Идеальный работник для такого босса — это раб, у которого от одного только вида начальствующей персоны должна появляться дрожь в коленках. И запугивать своих сотрудников такие руководители начинают уже при приеме на работу — на собеседовании. Поэтому у Вас всегда будет время взвесить все «за» и «против», решить для себя, стоит ли работать в такой фирме. Я не призываю Вас громко хлопать дверью и отказываться от всяких попыток занять в такой организации нужную должность. Просто подготовьте себя к определенному стилю поведения с Вашим будущим боссом.

Самое главное — научиться стряхивать с себя тот липкий страх, которым Вас будут пытаться обмазать. Начальник-садист всегда пытается поставить своего подчиненного не просто в зависимость, а в зависимость тревожную, и если удается, то эту тревогу он доводит до судорог. Не поддавайтесь. И поменьше вступайте с ним в словесные перепалки. Такие начальники — опытные демагоги и блестящие ораторы, беспардонно и умело сбивающие с толку оппонента. У них хорошо отработана техника ведения разговора. Они умеют одним замечанием сбить с толку собеседника, помешать развитию мысли, если эта мысль по каким-то причинам им не нравится. К тому же, у таких боссов весьма извращенная логика мышления: «Если сотрудник мне противоречит — значит, не боится. Не боится — значит, не уважает». Поэтому те, кто не боится открыто возражать начальнику, на такой фирме долго не задерживаются.

А защититься от начальников-психопатов проще простого. Если Вам слишком досаждают устрашающие «танцы» Вашего босса, надо всего лишь мысленно поставить стенку между ним и собой. Создайте между вами экран. Для этого следует вообразить непробиваемую стену. Из чего Вы ее соорудите — дело Вашего воображения. Из кирпича, стали, бронированного стекла, просто плотного воздуха, магнитного поля… И Вы вдруг увидите, как брызжущий слюной и топающий ногами большой босс станет Вам абсолютно безразличен.

В этом случае перемена разительна. Они вдруг становятся вежливыми и спокойными. Даже доброжелательными. Чаще всего у них возникает неподвластное им чувство уважения к человеку, которого они не могут «пробить».

Еще психологи советуют накрывать таких боссов воображаемым стаканом. Но это уже не совсем гуманно — они начинают чувствовать себя весьма неуютно, нервничают и, ощущая свое бессилие перед Вами, начинают вымещать злобу на других сотрудниках.

Научитесь вызывать в своих ощущениях такое спокойное безразличие и включайте его тогда, когда Вам это надо. По крайней мере, с таким приемом Вы гарантированы от непрошеного давления на Вашу личность

***
Напоследок я Вам расскажу, как «осадить» чересчур инициативного босса. Есть начальники, которые вроде бы и не кровожадны, но вполне способны довести подчиненных до тихого сумасшествия своими идиотскими начинаниями и «ценными» указаниями. Например, Вы узкий специалист и полгода разрабатываете некий проект. Наконец, окрыленный, Вы несете его к большому начальнику на утверждение. Далее следует типичная ситуация. Большой босс, который понимает в специфике Вашей деятельности столько же, сколько заяц в геометрии, тем не менее, считает своим долгом указать на Ваши ошибки и требует внести коррективы. Вы понимаете, что для проекта это катастрофа, что предложенные изменения ставят на нем крест. Понимаете, но сделать ничего не можете. С боссом спорить бесполезно — к начальнику в кабинет входят со своим мнением, а выходят с самизнаетечьим.

В этом случае Вам поможет золотое правило подчиненного. Оно прекрасно известно всем опытным бюрократам. Во-первых, даже самые идиотские начинания начальства Вы должны встречать с видимым восторгом и демонстрировать неуемное рвение. Во-вторых, Вы должны систематически информировать начальство об успехах в деле. Самый сложный и ответственный третий этап: здесь нужно дождаться того момента, когда начальственный пыл немного поутихнет; и только тогда начинать микроскопические «инъекции правды». Высшее мастерство — это повернуть дело так, чтобы начальство само забыло о своих идиотских инициативах.

Как отучить начальника орать на вас?

Начальники — люди ответственные. Они следят за тем, чтобы каждый сотрудник плодотворно работал и приносил прибыль компании. Их работа сопровождается стрессовыми ситуациями и то, как начальник способен противостоять им, зависит от того, к какому типу руководителей он относится.

Если он быстро возбуждается и не умеет контролировать свои эмоции, то это классический тип «руководителя — отца». Он наказывает и поощряет всех по своему усмотрению, любит, когда подчиненные обращаются к нему с личной просьбой и имеет авторитет непререкаемого лидера. Его любят в компании и уважают. Большинство работников относятся к нему как к человеку, который выручит в трудную минуту и никогда не уволит с работы без серьезной причины.

Но в минуты раздражения и гнева от «руководителя-отца» лучше держаться подальше. Он орет на всех, кто попадется ему под горячую руку. При этом он может грозиться увольнением, оскорблять и унижать «нерадивого работника». Но уже через час он все забывает и разговаривает с ним, как ничего и не было. Выяснять отношения с «руководителем-отцом» и высказывать ему свое мнение во время его «дикого припадка» бесполезно, он считает себя незаменимым и терпеть не может, когда ему кто-то перечит. Поэтому если ваш начальник относится к этому типу руководителей, то старайтесь ему не попадаться на глаза во время конфликтных ситуаций, а когда он орет на вас, внимательно слушайте его и делайте вид, что вы с ним полностью согласны. Свое мнение высказывайте после, когда «отец-руководитель» успокоится и будет в бодром расположении духа.

Гораздо труднее наладить контакт с «руководителем-самодуром», который по типу своего характера любит командовать и орет для собственного удовольствия. К сожалению, в последнее время на руководящих должностях этот тип начальников встречается особенно часто. Свойственная им наглость в сочетании с властью делает их настоящими деспотами и тиранами. Угодить «начальнику-самодуру» можно только подхалимством и ложью, так как ему не знакомы такие понятия, как честность, угрызения совести и самокритика. В отличие от «руководителя-отца» «начальник-самодур» не пользуется уважением в коллективе, но своих подчиненных он постоянно держит в страхе. Он сознательно унижает их, наказывает лишением премии и наслаждается своей властью.

В его подчинении обязательно есть несколько человек, которым он намеренно не повышает зарплату и на которых он чаще всего срывает свою агрессию. У «начальника — самодура» отличное чутье на людей, которые психологически слабее его. Их он и делает «мальчиками для битья», а людей, способных дать ему достойный отпор он намеренно избегает. Как не странно, но все эти качества позволяют «начальнику-самодуру» достичь расположения высшего руководства и значительных карьерных высот.

Ведь на людей, склонных уважать человека по «бойцовским» качествам, он производит большое впечатление. Они отзываются о нем с восхищением: «Вот каким должен быть настоящий руководитель!». «Начальник-самодур» обладает способностью мастерски перевоплощаться: перед своим руководством он деловой и успешный, а при общении с подчиненным — иронически улыбается и старается сделать его виноватым. Этот тип начальников очень мстительный, коварный и злопамятный. Их цель — унизить и оскорбить подчиненного, отомстить ему за все и за всех. Поэтому очень важно во время работы с таким начальником — не дать ему возможности выбрать вас «мальчиком для битья».

Для этого во время общения с ним сохраняйте чувство собственного достоинства, будьте уверенным в себе и не бойтесь его. Если он начнет на вас публично орать, не краснейте, не оправдывайтесь и не извиняйтесь. В случае, когда его обвинения не соответствуют действительности, посмотрите ему прямо в глаза и скажите: «Давайте будем общаться с вами в спокойном тоне!» или «Мне намного приятнее вас слушать, когда вы говорите спокойно». Если вы произнесете эти слова громким и уверенным голосом, то они обязательно остановят орущего начальника. Услышав их, он сразу замолчит, но через некоторое время может опять попытаться повысить на вас голос. И вот здесь очень важно, не высказывать ему претензии в раздраженном тоне и не покинуть рабочее место, хлопнув дверью. В данный момент вас должен беспокоить только одно — заставить начальника уважать себя. Говорите спокойным и деловитым голосом: «Кажется, вы сейчас не поняли, но продолжать разговор с вами в таком тоне я больше не могу». После таких слов начальник сбавит тон, а вы переходите к выражению своего мнения по обсуждаемой теме, больше не задевая самолюбия «начальника-самодура».

Если же он постоянно отправляет в ваш адрес язвительные замечания и шутки, не оставляйте их без внимания. Выберите время, когда начальник останется один на рабочем месте, и прямо спросите у него, с чем связано его предвзятое отношение к вам. Объясните, что вам ваша работа нравится, но у вас складывается впечатление, что его что-то в вашем поведении не устраивает. Во время общения будьте корректным и спокойным. Если даже «начальник-самодур» предложит вам написать заявление на увольнение, ведите себя достойно и не вступайте с ним в словесные перепалки.

Главное не забывайте о том, что к нам относятся так, как мы сами позволяем. Любите себя, развивайте свои знания, проявите себя инициативным и трудолюбивым человеком, чтобы вас уважали и ценили коллеги по работе. А на ценного работника даже «начальник-самодур» не повысит голос и не посмеет орать.

А у вас были мчудаковатые начальники?

Рекомендуется к просмотру:

Если вы не понаслышке знаете, что такое злой начальник, то вам наверняка захочется узнать, как правильно противостоять его натиску, манипуляциям, его агрессии, неутомимому хамству, когда он постоянно желает вас сломать, обезличить, не считается с вашим профессиональным мнением и интересами, заставляет переживать постоянные обиды и унижения. Знакомо? Давайте разберемся, какие выходы из ситуации у вас имеются.

Распознать истинного вербального террориста можно практически безошибочно. Такие люди располагаются в любом помещении весьма умело, по-хозяйски. Им присущи частые крикливые интонации и, так называемые, императивные высказывания: по типу «быстрее», «сюда», «туда», «ты обязан, должен». Нередко ему характерна нецензурная лексика. Он будет бурить вас взглядом, не будет слушать ваши оправдания и замечания.

Необходимо отметить, что такое столкновение с вербальным агрессором может произойти везде. И в транспортной компании, и в государственной структуре, и в армии можно найти такого руководителя, который будет вести себя по принципу «упал-отжался».

Злой начальник: оптимальные модели поведения

1. Ничего не предпринимать. Есть одна китайская поговорка: «Если длительное время сидеть на берегу речки, можно увидеть, как вблизи тебя проплывет вражеский труп». И правда, часть проблем может со временем рассосаться сама собой. Если вы можете воспринимать внутренние перманентные конфликты с некой отстраненностью типичного буддийского монаха, то для вас это будет наилучшим вариантом.

2. «Проголосовать ножками». Необходимо помнить на услуги специалистов такой квалификации и профиля всегда будет спрос. Найдите иное место, на котором вы сможете полностью раскрыть свои таланты, и не стоит утруждать себя прощальным демонстративным хлопаньем офисными дверьми.

3. Измените отношение к «несносному человеку». Постарайтесь почувствовать себя ученым-исследователем. Попытайтесь выяснить, для чего данному человеку его хамство и грубость. С кем он может вести себя иначе, что именно может повлиять на этого человека, заставить его измениться. Это придется предпринять, если вы решитесь сделать следующий важный шаг (пункт 4).

4. Изменение своего поведения. Естественно, лучше всего делать то, что для вас легче. Однако если вы будете следовать стандартному набору советов, наподобие «молчи лучше», «не связывайся с ним», «ну, потерпи немножко», «сам отстанет, подожди», то ваш крикун останется в безусловном выигрыше. Но вы же понимаете, что именно на это он и будет надеяться. А вы снова будете в привычном проигрыше, так как стерпите все гадости от него снова и себя же будете за это корить. Однако не стоит забывать о том, что когда-нибудь ваше непрекращающееся молчание «накроет» вас волной, то есть приведет к преждевременному инфаркту, нервному расстройству и срыву, психопатическому заболевания.

Так как можно изменить себя и свое поведение?

Когда вы у себя дома в спокойной обстановке читаете умные тематические книжки или же смотрите (посещаете) коммуникативные тренинги, то у него обычно все выходит очень слаженно и здорово. Его обучают разным доступным техникам, стратегиям по наилучшему взаимодействию, учат, что именно и с каким выражением говорить, куда при этом нужно смотреть, как правильно стоять.

Однако стоит только оказаться в реальной конфликтной ситуации и он моментально обо всем забывает, начинает действовать импульсивно, показывая привычные, присущие ему ранее поведенческие стратегии. Только потом, когда накал страстей спадет, человек начнет анализировать ситуацию, почему он сказал именно так, а ведь надо было иначе… Вывод здесь один – не надо себя корить. Проанализируйте, почему вы постоянно, так последовательно и старательно используете какую-то определенную поведенческую тактику в своей жизни. Значит, она зачем-то вам нужна? Если вы сможете в этом разобраться, то вами будет сделан важный шаг вперед. Второй шаг будет заключаться в том, чтобы разобраться, как использовать ваши продуктивные способы самозащиты для наиболее эффективного общения.

Третий шаг потребует гораздо больших стараний. Здесь придется выработать новые модели поведения. Вам придется тренировать себя в вербальном взаимодействии чуть ли не каждый день, так вы научитесь задействовать более правильные и гибкие тактики.

Поговорим об особенностях самой коммуникации.

В любом сообщении выделяют два уровня: «ЧТО?» (что именно вы слышите) и уровень «КАК?» (как именно вам это говорят, как вы сами при этом выглядите). Не секрет, что уровень «КАК?» для нас гораздо важнее, нежели уровень «ЧТО?». Общаясь между собой, вы в большей степени отвечаете на то, КАК именно, с вашей точки зрения, вам это было сказано. То есть вы отвечаете на вашу интерпретацию того, что происходило в другом человеке. Вполне возможно, что вы можете понять человека не совсем правильно, а значит, что вся ситуация может разгореться из-за того, что вам обоим показалось разное. Но, как правило, часто вам ничего не кажется, и ваш собеседник, без сомнений, хочет унизить, оскорбить и задеть вас.

Как поступить в этом случае?

Агрессор будет рассчитывать на «симметричное реагирование», то есть он будет вполне готов к тому, что вы расстроитесь, обидитесь или даже попытаетесь ему сопротивляться, начав ругаться, повышать голос. Однако он будет готов к такому повороту событий и, в должной степени, будет этому даже рад.

Значит, главное для вас – сломать игру манипулятора. Предложите ему «асимметричный ответ». Это наиболее эффективный способ поведения в случае навязывания вам жесткого типа взаимодействия. Конечно, нет никаких гарантий, что начальник прекратит свои нападки, однако отныне в отношениях с вами он будет более осторожным и уважительным.

Итак, вернемся к истокам. Мой начальник – редкий самодур. Что я могу сделать?

Мы не станем говорить о том, что нервы дороже, лучше всего просто сменить работу. Если вы читаете эту статью, то для вас работа эта важна, и вы желаете и дальше выполнять свои обязанности.

1. Когда поднимается крик, следует сосредоточиться не на самом крикуне и не на том, что он будет говорить, а на себе: упорно смотрите орущему человеку на мочку уха или на переносицу, при этом, не забывая заниматься дыхательной гимнастикой: сначала вдох – задержка дыхания, потом выдох – задержка дыхания (каждое действие должно занимать 4 секунды). Такой гимнастикой вы добьетесь только одного – не заболеете после очередной встряски. Прерывать подобного агрессора в первые мгновения абсолютно бесполезно: он не слышит и не видит никого и ничего вокруг себя.

2. Хотите прервать его атаку? Спокойно назовите его по имени. Для того, чтобы пробиться сквозь крик, предстоит несколько раз повторить его имя.

— Юрий Петрович, Юрий Петрович… — Не смей прерывать меня!!

— Юрий Петрович, Юрий Петрович… – Я сказал, не прерывай…

— Юрий Петрович, Юрий Петрович…

Говорите спокойно, уверенно, без пауз. Если вы все же решили довести дело до конца, останавливаться уже никак нельзя. Лучше в этом случае вообще не начинать, нежели бросить свою попытку на полпути.

3. Как только вы смогли добиться внимания, сразу начните говорить только по существу. У вас крайне мало времени – при любой заминке, атака начальника возобновится. Именно поэтому речь должна быть уверенная, четкая, быстрая:

«Да, Юрий Петрович. Я помню о том, что сроки самые жесткие. Поэтому я полагаю, что формировать команду для нового проекта нужно особо тщательно. Мы завершим свою работу в течение 3-х дней».

4. Такие агрессоры не переносят, когда им перекрывают пути к отступлению, они могут начать новые сокрушительные атаки. Если его обвинения несправедливы, требования завышены, а указания практически невыполнимы, необходимо просто каждый раз спрашивать его мнение по конкретному вопросу, тем самым очерчивая для себя наиболее приемлемые рамки решения проблемы.

«Юрий Петрович, что вы предпочтете: просмотреть письменный отчет или обсудить кандидатуры вместе со мной?»

Извинений ждать не нужно, не думайте, что получится выиграть все сражения. Однако добиться уважения вы все же сможете.

5. Если злой начальник выдал вам серию новых указаний в ультимативном тоне, повторите сказанное им максимально близко к сказанному тексту, то есть так точно, как только вы сможете. Если присутствовала ненормативная, нецензурная лексика, повторите ее тоже. Произносите это отстраненным тоном подчиненных, которые сосредоточены лишь на том, чтобы понять суть задания.

«Да, Юрий Петрович, я поняла: необходимо оторвать толстый зад от стула и всех обзвонить. К 12 часам доложить вам о своих успехах».

«Да, Юрий Петрович, я поняла: найти и купить одноразовую посуду не идиотского желтого цвета, а нормального белого».

6. Есть еще одна модель поведения, которая подразумевает использование этакой строевой военной лексики.

«Так точно, господин начальник, разрешите выполнять».

7. Уже говорилось, что разделяют такие уровни: «ЧТО?» и «КАК?». Начальник будет ожидать, что подчиненный будет отвечать на уровень «КАК?». А можно поступить весьма грамотно и ответить на «ЧТО?».

— Ну и куда же тебя понесло?!

— Выполнять Вашу команду «апорт»!

Это сбивает с толку и ломает всю игру агрессора. В этой ситуации вы не поступаете как марионетка.

Обязательно условие вашей игры: в вашем поведении не должны быть заметны фальшь или смущение. Как же можно этого добиться? Необходимо представить, что вы играете свою долгожданную звездную роль. Ну кто же, будучи ребенком, не мечтал стать великим артистом. Необходимо потренироваться, поработать перед благодарной аудиторией.

Помните о том, что тяжелое детство вашего начальника – проблема не ваша! Чаще всего такие вербальные агрессоры не настроены против кого-то конкретно. Им абсолютно все равно, кто находится рядом с ними. Они иначе не умеют. Возможно, у такого человека была мать-истеричка, тяжелое детство, деревянные игрушки, мокрый асфальт, в конце концов. Психологи, вероятнее всего, предположат, что родители его были постоянно заняты, и бедному малышу приходилось постоянно орать, чтобы на него хоть кто-то обратил внимание. Вероятнее всего, что у человека-агрессора повышенная чувствительность к любому проявлению неуважения (часто – кажущемуся) и довольно болезненное самолюбие. Конечно, ему можно посочувствовать, но его тяжелое прошлое не должно стать вашей проблемой в настоящем. Без сомнений, такого человека необходимо останавливать.

Так, он может, вроде как, и не конкретно вам сказать: «Господи, почему же все подчиненные такие дебилы, где же мне найти нормальных?». Однако в этот момент в комнате будет находиться только два человека: Вы и он. Если в такой момент промолчать, что получается, что все вышесказанное Вы приняли на свой счет и согласились с этим. Но можно поступить иначе: искренне сочувственно вздохнуть и сказать что-нибудь типа такого: «Это правда. Все подчиненные – настоящие дебилы, начальство – самодуры, мир вообще несовершенен».

Польза от посещения зоопарков

Когда мы приходим в зоопарк, в частности в обезьянник, то нам никогда не приходит в голову переживать и бояться того, что какая-нибудь краснозадая макака корчит рожи, орет и бросается банановыми шкурками, когда мы проходим мимо ее жилья. Так же и на работе, когда идет стычка с агрессором и ответить ему по каким-то причинам не получается, представьте, на кого именно он походит – на осла, макаку, заросшего яка и т.д. И тогда мысленно достаточно будет сказать себе что-то вроде «визг взбалмошной краснозадой макаки» или «вой обгадившегося барана», вызвать соответствующий образ в голове для того, чтобы спало внутреннее напряжение. И хотя вы будете продолжать молчать, злой начальник заметит, что ему станет неудобно орать, так как реагировать вы будете не так, как обычно.

Еще лучше, если одновременно сделать следующую вещь: и про смешную обезьянку вспомнить, и проверить то, как вы стоите – спина должна быть прямой, грудь свободной, плечи развернутыми, подбородок поднятым, а глаза немного прикрытыми (на агрессора лучше смотреть через немного занавешенные реснички). Если в таком положении еще немного выдвинуть нижнюю челюсть вперед, то во всем вашем облике появится такая умеренная уверенность и наглость, как будто вы даете орущему понять, что вся его грязь и вонь скапливаются у его же ног.

Это также один из вариантов несимметричного поведения. Часто случается, что для рядовых работников это – единственный выход.

Когда ваш руководитель срывается, начинает махать руками, повышает голос, вы можете задействовать технику, которая имеет «мужскую» или «женскую» версию. Женский вариант: вместо ненужных слез, оправданий, крика, вы можете начать говорить. Для начала назовите его громко по имени (можно для привлечения внимания даже помахать перед его лицом своими руками): «Господи, Юрий Петрович, что это с Вами? Вам плохо? Окно открыть? Тяжелый день? Все ли в порядке? Давайте я вам воды освежающей принесу. Боже, здесь есть кто-нибудь? Катя, Наташа, быстро принесите шефу боржоми». Ничего по существу не обсуждайте, не призывайте его «не волноваться». Помните, в основе этой модели поведения – поведение взрослого рассудительного человека по отношению к ребенку, который сам еще не умеет контролировать свою истерику. Такому ребенку необходимо просто помочь успокоиться. Только в этом случае нельзя допускать никакой фальши.

Вариант мужской: Стоим молча и ждем (Вспоминаем: осанка, плечи, челюсть, приспущенные ресницы). После того, как человек выдохнется, спросите бесстрастным голосом: «Это все?». Скорее всего, это будет не все и последует бурный «второй акт». Во время следующей остановки, спросите тем же тоном и с той же осанкой: «Теперь все?» или «Еще что-нибудь?». Нужно готовиться к тому, что будет еще что-нибудь. Когда же шеф окончательно иссякнет, проговорите: «Это все? С Вашего позволения, я вернусь к работе». После этих слов перестаньте обращать внимание на этого петуха, задиру, плюющуюся макаку и просто займитесь делом. Однако здесь важно не просто сказать, а действительно это сделать.

Конечно, нападки не прекратятся, но вы все же дадите понять агрессору, что со времени «трудного детства» прошло уже 30-40 лет. Если же человек не может научиться более взрослым формам поведения, то это только его трудности.

«Тяжелая артиллерия»

1. В случае если все остальные методы вы уже перепробовали, были чрезмерно долго интеллигентными, то теперь пришло время и раскрыть рот, от души высказав все то, что вы на самом деле думаете о своем обидчике. Однако следует помнить, что не стоит оскорблять человека или грозить ему. Вы не должны говорить о самой личности агрессора, а лишь о том, что он творит.

Можете даже матерится, если начальник сам этим часто грешит. Свой взрыв можно отрепетировать, чтобы не вышло так, чтоб в самый напряженный и серьезный момент, вы забудете слова, начнете смущаться и заикаться, представите себя со стороны, вспомните, что мама вам говорила, что ругаться и конфликтовать не хорошо… Забудьте об этом! Вы затеяли тяжелую бомбардировку, так проведите ее качественно и до конца! Агрессору нужно высказать все. За один раз. После этого вам, вероятнее всего, не станут отвечать, так как начальник не привык к такому вашему поведению. Затем, в наступившей тишине, после того как вы уже высказались, добавьте абсолютно спокойно: «По-моему, самого главного я не упустила (упустил)». Здесь вы сыграете на контрасте.

2. Если человек снова на вас громко кричит, возьмите со стола любой тяжелый предмет и мысленно проложите траекторию полета данного предмета до лба начальника. Не делайте лишних движений, не хихикайте, просто сосредоточьтесь на одной точке, той, куда должен будет попасть предмет, если вы его запустите. Обычно, такое действие останавливает начальника. Если же нет, то бросьте предмет. Не в лоб, конечно, а, к примеру, в стенку. Такое поведение сложно назвать типичным для офисного работника. Обычно после этого действия поток несвязанного бреда и ора прекращается. Вас могут спросить: «Ты с ума сошел?». Ответьте кратко «нет», не устраивая дискуссий.

Может ли такое поведение закончиться вашим увольнением? Да. Любое поведение, которого не ожидает начальник, может этим закончиться. Однако и бездействие может привести к тому же. Здесь важна цена поставленного вопроса: либо вы уйдете с высоко поднятой головой, говоря себе «я сделала все, что могла», либо вас выкинут, и вы будете ощущать себя выброшенной тряпкой.

Напоследок хочется поговорить о том, как вести себя в ситуации, если вы действительно виноваты. Довести до агрессии можно любого человека. Если, к примеру, постоянно невнятно объяснять подробности своих личных проблем или в очередной раз извиняться, что вы что-то забыли или не успели. Если вы на самом деле сработали плохо, примените такую схему: признайте свои ошибки, коротко объясните, какие уроки вы извлекли и что вы предпримите в дальнейшем, чтобы таких ошибок больше не допускать. Но не жалуйтесь! И не оправдывайтесь.

Следует сказать несколько слов и в защиту вашего начальника. Не секрет, что есть такие руководители, которые на самом деле полагают, что только таким вот способом можно вести себя со своими сотрудниками. За глаза они всегда защищают своих работников, полагая, что ругать их могут только они. За это таким людям в отдельных случаях можно даже сказать «спасибо».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *