Злословие это грех

Злословие

(3 голоса: 5 из 5)

  • Злословие Сокровищница духовной мудрости
  • Злословие свт. Иоанн Златоуст
  • О злословии и клевете преп. Иоанн Лествичник
  • Злословие (злоречие) преп. Ефрем Сирин
  • Злословие Энциклопедия изречений
  • Злословие свт. Григорий Богослов
  • Против злословия прот. Виктор Гурьев
  • Хула, злословие, злоречие Библейская энциклопедия Брокгауза
  • Злословие Преподобные оптинские старцы
  • О злословии преп. Антиох Палестинский
  • Уклоняться от злословящих прот. Сергий Филимонов
  • О злословии Фома Аквинский

Злосло́вие — неоправданная, чрезмерно грубая форма осуждения; злая, пристрастная, оскорбительная оценка Бога, ангелов или людей (в том числе: их мыслей, желаний, действий, поступков и пр.), обществ, сообществ, наций, стран и народов.

В Синодальном переводе Библии как «злоречие» на русский переведено три греческих слова:
— власфимия (βλασφημία) (см. Еф.4:31; Кол.3:8 и 2Тим.3:2) – в отношении к людям: явное злословие, прямая клевета, желание уязвить, поношение; в отношении к Богу: богохульство, кощунство (ц.-сл. хула),
— лидория (λοιδορία) (см. 1Кор.5:11, 6:10) – словесное оскорбление: брань, поношение, порицание (ц.-сл. досадители);
— псифиризмос (ψιθυρισμός) (см. Рим.1:30; 2Кор.12:20) – тайное злословие: плетение интриг, клеветническое нашептывание, тайное наушничество (ц.-сл. шептания).

Преподобный Авва Дорофей: «Иное же дело злословить или порицать, иное осуждать, и иное уничижать. Порицать — значит сказать о ком-нибудь: такой-то солгал, или разгневался, или впал в блуд, или сделал что-либо подобное. Вот такой злословил брата, т. е. сказал пристрастно о его согрешении. А осуждать — значит сказать: такой-то лгун, гневлив, блудник. Вот сей осудил самое расположение души его, произнёс приговор о всей его жизни, говоря, что он таков-то, и осудил его, как такого — а это тяжкий грех. Ибо иное сказать: «он разгневался», и иное сказать: «он гневлив» и, как я сказал, произнести таким образом приговор о всей его жизни. А грех осуждения столько тяжелее всякого другого греха, что Сам Христос сказал: «Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза, и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего» (Лк. 6:42), и грех ближнего уподобил сучку, а осуждение — бревну. Так-то тяжело осуждение, превосходящее всякий грех.

Чем богоугодное порицание отличается от злословия?

Богоугодным порицанием может считаться лишь то, которое вписывается в рамки Божьего закона, соответствует нормам Добра, направлено во благо.

Грубость нравственной оценки как таковой не может рассматриваться априори как грех злословия.

Так, во времена Ветхого Завета пророк Исаия, обличая своих соплеменников во зле, применил довольно резкое по содержанию выражение: «князья Содомские», «народ Гоморрский» (Ис.1:10)

В свою очередь Предтеча Господень применил в отношении шедших к нему фарисеев и саддукеев не менее хлёсткое выражение: «порождения ехиднины» (Мф.3:7).

В принципе, оба названных выражения, в случае их применения другими людьми, в других обстоятельствах, можно было бы обозначить как крайне грубые (ср.: «аналогичные» им по значению русские выражения (приводим их в варианте, адаптированном под формат богословской статьи): «князья Содомские» (Ис.1:10) — мужчины нетрадиционной сексуальной ориентации, «порождения ехидны» (Мф.3:7) — собачьи дети).

Со стороны обличаемых беззаконников такого рода порицания нередко воспринимались как оскорбительные. Но вправе ли мы оценивать их как грех злословия? Очевидно, что нет.

Почему? Потому что, во-первых, даже и будучи резкими по форме, эти слова соответствовали степени греховности грешников; во-вторых, потому что они были высказаны не по пристрастию или гордыне, не по ненависти или злобе, но с благой, возвышенной целью: побудить нечестивцев одуматься, прийти к покаянию, обратиться ко Господу, изменить поведение, жизнь.

Злословие же подразумевает иные мотивы. Достаточно часто причиной злословия служит заносчивость и гордыня. В этом случае человек хулит ближних, ставя себя выше них, и даже противопоставляя себя (мол, то ли дело он, ведь он — не такой, как они).

Довольно часто причиной злословия выступает страсть к сквернословию сквернословию вообще, а нередко — греховная «любовь» к сплетням, ведь по сути, обвиняя того или иного человека сверх надлежащей меры, злословящий приписывает ему нечто лишнее, и, следовательно, клевещет на него.

Особенно сильно злословие сближается с клеветой в тех случаях, когда бывает направлено против Бога или Его святых, ибо Господа совершенно не за что хулить, а святые (живущие земной жизнью) хотя и грешат, всё же, как правило, значительно меньше тех, кто их злодейски ругает.

Характерным примером может служить злословие Христа. Вспомним, что многие иудеи обзывали Его и обманщиком, и самозванцем, и даже богохульником, тогда как Он не имел с обвинениями ничего общего.

Нередко мотивом злословия служит личная неприязнь, зависть или ненависть, что противоречит заповеди о Любови к ближнему. Отсюда и строгость суда Божьей Правды: «всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто скажет брату своему: «рака», подлежит синедриону, а кто скажет «безумный», подлежит геенне огненной» (Мф.5:22).

ЗЛОСЛОВИЕ

Смотреть что такое «ЗЛОСЛОВИЕ» в других словарях:

  • злословие — злословие … Орфографический словарь-справочник

  • злословие — См … Словарь синонимов

  • Злословие — см. Хула, злословие, злоречие … Библейская энциклопедия Брокгауза

  • ЗЛОСЛОВИЕ — ЗЛОСЛОВИЕ, злословия, мн. нет, ср. (книжн.). 1. Действие по гл. злословить. Предаваться злословию. 2. Злые сплетни, толки, пересуды. «Злословие даже без доказательств оставляет почти вечные следы.» Пушкин. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков.… … Толковый словарь Ушакова

  • Злословие — (ивр. לְשון הרע‎, Лешон hа ра), в еврейской и библейской религиозной традиции запрет произнесения любых слов, унижающих других: сплетен, компрометации или наговора, в случае если унизительные замечания правдивы (Лев.19:16). Запрещено… … Википедия

  • Злословие — Злословие ♦ Medisance Дурные слова, произносимые не столько с целью обличения зла, сколько ради удовольствия. Злословие – искренность из дурных побуждений (в отличие от клеветы, которую можно назвать злословием, основанным на лжи) и одно из… … Философский словарь Спонвиля

  • злословие — ЗЛОСЛОВИЕ1 и ЗЛОСЛОВЬЕ, злоязычие, устар. злоречие и устар. злоречье ЗЛОЯЗЫЧНЫЙ, книжн. злоречивый, разг. злоязыкий ЗЛОСЛОВИЕ2, пересуды, сплетни … Словарь-тезаурус синонимов русской речи

  • Злословие — нравственно отрицательное качество личности, проявляющееся как использование слова в антигуманных безнравственных целях принесения кому либо неприятностей, боли и другого зла. Злословие существует в различных формах: клевета, сплетни, коварные… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

  • Злословие — I ср. 1. процесс действия по гл. злословить 2. Результат такого действия; сплетни, пересуды; злоязычие. II ср. разг. см. злословия Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

  • злословие — злословие, злословия, злословия, злословий, злословию, злословиям, злословие, злословия, злословием, злословиями, злословии, злословиях (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов

ПРОСТОР.net — Центр Христианских Ресурсов

В узком значении слова, клевета – это ложное высказывание, порочащее репутацию другого человека. В судебной практике различают клевету и пасквиль: клевета распространяется преимущественно устно, пасквиль же – письменно. В более широком смысле человек может оказаться клеветником, даже если говорит правду о другом человеке, желая испортить его репутацию. Клевета – прямое нарушение таких заповедей Христа, как: «итак, во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними…» (Мф. 7:12) и «…возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 22:39).

Если мы рассказываем кому-то о человеке из нашей или другой церкви так, что наш рассказ порочит его, это и есть клевета. И хотя мы пытаемся оправдываться, говоря, что беспокоимся о его духовном состоянии, однако Бог лучше знает наше сердце. В Притч. 10:18 говорится: «Кто скрывает ненависть, у того уста лживые; и кто разглашает клевету, тот глуп».

Если мы – искренние христиане, значит мы покаялись в своих грехах и, ведомые Духом, усердно следуем за Иисусом Христом, находя в Нем удовлетворение всех своих нужд. А поэтому нам уже нет нужды клеветать на кого-либо, чтобы таким образом выставлять себя в лучшем свете или же тешить свое себялюбие.

Библейские клеветники

Десять соглядатаев. Из двенадцати израильских мужей, высматривавших Ханаан, только Иисус Навин и Халев поверили, что Бог поможет им завоевать землю, несмотря на исполинов. Остальные же десять человек смотрели на эту ситуацию по-плотски, а не глазами веры. В Числ. 13:33 сказано, что десять соглядатаев «…распускали худую молву о земле…»; в Числ. 14:36, 37 говорится: эти люди «…умерли, быв поражены пред Господом» за то, что распускали худую славу о земле (в еврейском оригинале используется слово, которое также переводится как «клевета»). Действительно, клевета – великое зло, независимо от того, направлена ли она против людей или же против даяний Божьих.

Враги Христа. Мы – всего лишь люди и поэтому иногда чего-то не понимаем или что-то путаем. Однако сознательное искажение правды по каким-то своим собственным соображениям – совершенно другое дело. Иудеи в своем желании избавиться от Христа именно так и поступили. Однажды после того, как Он выгнал продающих из храма, Он сказал: «… разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его» (Ин. 2:19). Когда же Христа судили, некоторые люди, намеренно исказив его слова, свидетельствовали, будто бы Он говорил: «…Я разрушу храм сей рукотворенный, и через три дня воздвигну другой, нерукотворенный» (Мк. 14:58). Этих клеветников искушал враг Божий – дьявол, чье имя происходит от греческого «diabolos» — «клеветник».

Неверующие иудеи. После излияния Духа Святого ученики «…начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать» (Деян. 2:4). Большинство слушателей были в смятении «…ибо каждый слышал их говорящих его наречием… а иные, насмехаясь, говорили: они напились сладкого вина» (Деян. 2:4, 6, 13). Таким образом неверующие иудеи клеветали на первых последователей Христа; эта же манера поведения прослеживается во всей Книге Деяний.

Враги апостола Павла. В Рим. 3:8 говорится, что некоторые люди клеветали на Павла, утверждая, будто бы он учит делать зло, чтобы вышло добро. Все эти измышления были лживы, т.к. в другом месте апостол написал: «Что же скажем? оставаться ли нам в грехе, чтобы умножилась благодать? Никак, Мы умерли для греха: как же нам жить в нем?» (Рим. 6:1, 2).

Павел действительно написал: «…А когда умножился грех, стала преизобиловать благодать» (Рим. 5:20). Некоторые люди, по-видимому, истолковали это так: чем больше мы грешим, тем больше Бог нам прощает. Это была клевета, т.к. люди настолько извращали высказывания Павла, что полностью терялся их смысл. Такое искажение истины настолько опасно, что может привести к гибели виновных в этом людей.

Поскольку мы являемся последователями Христа, будучи в мире, но не от мира, то всегда найдутся люди, которые будут злословить нас. Будем же осторожны, чтобы самим не стать клеветниками, ибо Писание ясно повелевает: «Никого не злословить, быть не сварливыми, но тихими, и оказывать всякую кротость ко всем человекам» (Тит. 3:2).

Характерные особенности клеветы

Клеветники стремятся выставить себя в лучшем свете, унижая других людей. И это весьма серьезный грех. Все мы по своей природе являемся грешниками. Став же верующими людьми, спасенными по благодати Божьей, мы должны стремиться вызволять людей из рабства греха, чтобы они познали истину и спаслись. Если же вместо этого мы злословим их, то, таким образом, противодействуем труду Божьему.

Люди, которые клевещут на других, пытаясь выставить себя с лучшей стороны, ведут себя, как непослушные дети. Будем же помнить следующее изречение: «Если ты погасишь свечу другого человека, то твоя ярче гореть не будет».

Клевета свидетельствует об острой духовной нужде. Клеветник не может радоваться в Господе. Еще раз вспомните, что клевета часто основывается на лжи. Если это так, тогда она исходит от отца лжи, восставшего против Бога. Разве мы хотим прислушиваться к голосу лукавого?

Также подумайте о том, что если человек лжет, ему часто приходится изворачиваться, чтобы прикрыть первую ложь. Когда человек постоянно лжет, чтобы поддерживать свой имидж, то со временем она (ложь) становится похожей на снежный ком. Не так нам следует назидать друг друга на святейшей вере (см. Иуд. 1:20)!

Клевета не приличествует детям Божьим. Иногда кажется, что, в отличие от верующих, неверующие люди понимают это лучше. Когда верующий на кого-то клевещет (сознательно или несознательно), мирские люди часто думают: «Его разговор не приличествует христианину». Но для некоторых неверующих людей нет ничего приятнее, как побудить членов церкви злословить друг друга. Беседуя с одним братом, они стараются склонить его сказать что-то против другого брата. А потом у того другого стараются выудить что-нибудь против первого брата. Мы не должны способствовать тому, чтобы подобное происходило в нашей среде.

В Пс. 49:20 говорится: «Сидишь и говоришь на брата твоего, на сына матери твоей клевещешь». Насколько бы было лучше поступить наоборот, начав не с подобной вереницы осуждений, а со слов одобрения наших братьев!

Клевета зачастую основывается на ложных предположениях. Показательны в этом отношении обвинения некоторых иудеев против апостола Павла, когда он был в Иерусалиме. Они «…возмутили весь народ и наложили на него руки, крича: мужи Израильские, помогите! этот человек всех повсюду учит против народа и закона и места сего; притом и Еллинов ввел в храм и осквернил святое место сие. Ибо перед тем они видели с ним в городе Трофима Ефесянина и думали, что Павел его ввел в храм» (Деян. 21:27-29). Из-за этой клеветы в городе вскоре начались волнения.

Эти люди предположили то, чего вообще не происходило. Мы также можем попасть в такую же ловушку, если будем слушать сплетни о каком-то человеке. Зачастую мы их внимательно выслушиваем, а потом пересказываем кому-то еще, не удостоверившись: правда ли это? В результате мы можем стать причастными к клевете, порожденной ложными и недобрыми предположениями.

Зачастую причина клеветы – непрощение. Когда мне было лет двадцать, я как-то работал на крыше амбара с другими мужчинами. Один из них начал рассказывать об истории более чем двадцатилетней давности, т.е. случившейся до моего рождения. Он довольно эмоционально описывал, как его обидел другой человек. Наконец, немного расслабившись, он сказал: «Ну, на самом деле, я его уже давно простил».

Но если ты его уже давно простил, почему до сих пор клевещешь на него? Он продолжал питать свою плоть тем, что, по его словам, уже давно простил. Разве нельзя простить и забыть в подобном случае? Плоти это тяжело сделать, но мы должны прощать других, чтобы и Бог простил нас. Клевета и непрощение – грех, а у Бога нет никаких исключений из правил, если мы будем так поступать.

Клевета – погибель для народа Божьего. В Гал. 5:15 говорится: «Если же друг друга угрызаете и съедаете, берегитесь, чтобы вы не были истреблены друг другом», т.е. понятно, что может произойти с клеветниками. Печально, если какая-та церковь подвергается вражеским нападкам, но намного хуже, если ее губят внутренние распри!

В моей юности всегда были весьма знающие люди, критически анализирующие ошибки церкви в последние сто лет. Однако они никак не помогли мне и вряд ли помогли другим. Мы должны быть готовы к тому, что нам придется столкнуться с некоторыми трудными обстоятельствами в жизни церкви, и в частности – из-за ошибок и согрешений других людей. Но нужно научиться правильно относиться к таким случаям, прощая ошибки, совершенные в прошлом. Иногда нам приходится сослаться на ошибку, совершенную в прошлом, чтобы разобраться в данной ситуации, но это необходимо делать осторожно. В любом случае ничем нельзя оправдать непрощение, обиду или клевету, направленные против оступившегося человека.

Грех клеветы не столь очевиден, как воровство, убийство или многие другие грехи. Его порождает греховный дух, который мы должны искоренить из своих сердец. Если среди нас есть клеветник, то «…вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным» (Гал. 6:1). Мы не будем давать пищу для клеветы, если будем постоянно благодарить Господа за Его прощение и радоваться Его миру в нашей душе.

Эден Мартин

< Предыдущая

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *