Значение слова спасибо в православии

Волшебное слово. Протоиерей Евгений Попиченко

Хвалим Тя, благословим Тя,
благодарим Тя великия ради славы Твоея

Сегодня будем говорить о волшебном слове, а точнее – о том чувстве, которое выражается этим словом. В детстве нас учили быть хорошими мальчиками и девочками и говорить волшебное слово «спасибо». Теперь мы выросли, и нужно учиться жить по-христиански, исполняя всю свою жизнь благодарностью. Как перейти от волшебных слов к духовному делу? Об этом мы беседуем с протоиереем Евгением Попиченко.

– Благодарности учат с детства, ее ожидают, ее иногда даже требуют. Так что же такое благодарность?

– Есть два слова, которые звучат почти одинаково – «благодарность» и «благодатность». Благодать – это дар, который дается человеку. А благодарность – это ответ на дар. Господь подарил человеку весь мир – собственно говоря, мир и был создан для радостной и благодатной жизни человека в теснейшем общении с Творцом. Обладая всем миром и возможностью единения с Богом, человек в ответ может только благодарить, выражая тем самым свою любовь к Богу, свое внимание к Нему и радость от того, что Господь есть.

Как отношения с окружающими людьми начинаются только тогда, когда человек замечает кого-то помимо себя, замечает идущую извне заботу и выражает это в благодарности, так начинаются и отношения с Богом. Не случайно английский писатель Гилберт Честертон заметил как-то, что религиозное воспитание малыша начинается не тогда, когда отец начинает рассказывать о Боге, а когда мать учит говорить «спасибо» за вкусно испеченный пирог.

Бога может обрести только благодарная душа. Святитель Иоанн Златоуст подчеркивает: «Вера – удел душ благодарных». Господь на протяжении всей истории учил человека благодарности.

– Благодарность по отношению к людям понятна: мы говорим им: «Спасибо! Спаси Бог!», то есть, желаем спасения души в ответ на какое-то добро с их стороны. А чем можно ответить Богу, как Ему выразить свою благодарность?

– Первые люди, Адам и Ева, после грехопадения выражали свою благодарность Богу просто и понятно – в жертвоприношениях и славословиях. Причем, и жертвы, и прославляющие молитвы Самому Богу не были нужны. Скорее, они нужны были человеку. Но и эти действия не вполне выражают благодарность Богу. Есть нечто более важное – всей своей жизнью благодарить: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф. 5, 16).

Благодарность – выражение любви. А как мы можем выразить свою любовь к Богу – или, по крайней мере, стремление к такой любви? Выражением ее будет жизнь по заповедям. Ведь Христос говорит: «Кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое» (Ин. 14, 23). Поэтому в первую очередь благодарность – это не слова, а дела!

Апостол Павел пишет: «Вразумляйте бесчинных, утешайте малодушных, поддерживайте слабых, будьте долготерпеливы ко всем… всегда ищите добра и друг другу, и всем. Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе» (1 Фес. 5, 14-19). А святой Амвросий Оптинский добавляет, что начинать нужно с последнего, то есть с благодарности, только тогда можно исполнить написанное выше.

«СПАСИБО»

Происхождение этого слова в разных странах различно. Этимология русского «спасибо» – устоявшееся сокращение от фразы «Спаси Бог», которой на Руси выражали благодарность. Именно поэтому в первые годы советской власти велась борьба с употреблением такой формы благодарности; полагалось говорить: «Благодарю, товарищ!». Так что «спасибо» – слово, закаленное в борьбе. И, вместе с тем – доброе, «волшебное» слово, которое стоит говорить как можно чаще, с полным сознанием его глубокого значения. Всемирный день «СПАСИБО» празднуется 11 января.

– Как и когда учиться благодарности?

– И вере, и благодарности нужно учить и учиться с детства. Человек, который не научился благодарить, никогда не поймет, что в его жизни есть Тот, Которому он обязан самой жизнью, счастьем, любовью, тем, что у него есть семья, друзья, возможность дышать и ходить, видеть солнышко и чувствовать дождь на лице. Он будет воспринимать все эти дары как некую естественную данность: «В моей жизни все это есть, потому что я хороший человек, меня все уважают, я заслужил счастье» и так далее. Мало того, он будет потреблять все эти блага, да еще и претензии высказывать: «Солнце слишком жаркое, дождь слишком мокрый, друзья какие-то занудные…». Он не поймет, что недостоин ни одного своего друга. Ведь это Господь коснулся сердец людей, которые нас почему-то начинают любить и терпеть и служить нам. Зная наше реальное лицо, видя язвы нашей души и не имея к нам любви, они бежали бы от нас, как ошпаренные.

Все это остается для описываемого нами человека скрытым. Несчастья же он воспринимает как нечто незаслуженное и, как следствие, страдает и сетует на всех и вся. И в первую очередь на Бога: «За что мне все это?!».

Есть удивительный акафист «Слава Богу за все», написанный в 20-е годы XX века митрополитом Трифоном (Туркестановым). Владыка Трифон пережил революции и войны, умер в 1934 году, когда гонения были в самом разгаре. Но, когда читаешь строки этого акафиста, возникает ощущение очень радостного, мирного устроения души его автора. Понимаешь, насколько человек, который это творил, был чист, целомудрен, свят. Становится ясным и то, что внешние тяжелые условия жизни – не помеха, а необходимость для формирования этих качеств:

«Не страшны бури житейские тому, у кого
в сердце сияет светильник Твоего огня.
Кругом непогода и тьма,
ужас и завывание ветра,
А в душе у него тишина и свет:
там Христос!
И сердце поет: Аллилуия!»

Когда человек доверяет Богу, когда их отношения, действительно, очень близкие, то он, несмотря на внешние скорби, наполнившие его жизнь, может искренно воскликнуть вместе с Иовом: «Господь дал, Господь и взял; да будет имя Господне благословенно!» (Иов 1, 21).

– В каком же состоянии должна находиться душа человека, если она благословляет Бога за все? И как созреть до такого состояния?

– Нужно обдумать слова апостола Павла, которые предшествуют словам о благодарности. Там сказано: «…непрестанно молитесь». Если человек действительно хочет восстановить живую и непрестанную связь с Богом, то он учится молиться, учится годами и десятилетиями. Человек при этом постоянно помнит, что Господь как любящий Отец никогда не сделает ему того, что повредит его душе. В таком случае человеку легко доверять Богу и принимать от Него все. Это состояние праведности, святости, но ведь к этому мы все призваны. Это не просто отвлеченный идеал, ведь мы именно такими и задуманы Богом. Возможность «всегда благодарить» возникает из непрестанной памяти о Боге и общения с Ним. Надо учиться и учиться.

– Допустим, я решила учиться за все благодарить. Легче всего благодарить за какие-то благодеяния: тут нужно просто вспоминать о Том, Кто ниспослал тебе такие милости и дары, а также вспоминать, что ты этих милостей вообще не достойна. Вспомнила – от всей души поблагодарила.

Но научиться благодарить от всей души за скорби гораздо труднее. Можно вспомнить о том, что по своей жизни я еще и не таких скорбей достойна, и поблагодарить. Но сердце этой благодарности сопротивляется. То есть, умом я понимаю ситуацию и благодарю, а сердце откликается протестом. Не будет ли лицемерием с моей стороны, если я буду говорить: «Слава Тебе, Боже!» – а всей душой протестовать против этого?

– Скорее, это не лицемерие, а необходимая терапия для нашей души, которая очерствела из-за совершенных ею грехов. Допустим, человек повредил ногу. Сначала вставать на больную ногу будет очень больно. Но если человек не будет пытаться ходить и ногу разрабатывать, то он способность двигаться, в конце концов, потеряет. Поэтому он и сам ходит, и терпит боль, когда больную ногу массирует специалист, а потом его же и благодарит за процедуру. Так и здесь: Господь посылает нам скорби, чтобы нас вылечить, от нас требуется терпеть и благодарить. Сначала благодарить только умом, а потом и сердце начнет откликаться. А может, даже и появится радость о посылаемых скорбях.

Невозможно формально радоваться. Радость – это плод Святого Духа, некий результат жизни. Так и благодарность есть результат жизни и осмысления ее. В Евангелии есть замечательная притча, которую мы читаем на каждом благодарственном молебне: «И когда входил Он в одно селение, встретили Его десять человек прокаженных, которые остановились вдали и громким голосом говорили: Иисус Наставник! помилуй нас. Увидев их, Он сказал им: пойдите, покажитесь священникам.

И когда они шли, очистились. Один же из них, видя, что исцелен, возвратился, громким голосом прославляя Бога, и пал ниц к ногам Его, благодаря Его; и это был самарянин. Тогда Иисус сказал: не десять ли очистились? Где же девять? Как они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника? И сказал ему: встань, иди; вера твоя спасла тебя» (Лк. 17, 12-19).

Посмотрите, как интересно: самарянин был в одной компании с иудеями, по болезни иудеи не обращали на это внимания, хотя по иудейским представлениям общаться с самарянами, прикасаться к ним было нельзя. Видимо, болезнь смирила людей, стерла все границы.

Удивительно и то, что они доверились Христу и, еще не получив исцеления, отправились по Его слову к священнику, и только в дороге очистились от проказы. Но лишь самарянину Господь говорит: «Вера твоя спасла тебя», – потому что вера и смирение породили в этом человеке благодарность. И это очередной пример таинственной связи истинной веры и благодарности, приводящих ко спасению!

Преподобный Амвросий Оптинский:

«Мы унылы и забывчивы, а от уныния и забвения часто перестаем быть благодарными к Богу. Благодарность в христианине – такая вещь великая, что вместе с любовью проследует за ним и в жизнь будущую, где он будет праздновать Пасху вечную».

– Отец Евгений, часто у святых можно прочитать, что богослужение – лучший учебник веры. Само слово «благодарность» постоянно звучит в молитвах и богослужениях. Может ли богослужение научить благодарности?

– Давайте начнем с самого примитивного богослужения… возжжение свечи, купленной в церковной лавке. Для многих людей это целое событие, к которому они готовятся, а потом гордятся им, рассказывая друзьям о том, как они «зашли в храм и поставили свечку». Кажется, что это центральное место в их отношениях с Богом. Так для чего выполняется это малое священнодействие? Какой смысл может быть в этом шнурочке с парафином? Свеча – символ материальной жертвы, «правнучка» жертвоприношений первых людей.

Помните, как Каин и Авель приносили жертвы? Если возжигание свечи не сопровождается молитвой к Богу (пусть краткой, но искренней), если после этого, выйдя из храма, человек начинает осуждать «церковников» за «цены на свечи» – это жертва Каинова, она формальна, в ней нет любви, нет благодарности. Так поступал и Каин, жертву которого отверг Господь. Тогда как Авель приносил самое лучшее – от избытка сердца, из любви, с благодарностью. Каинова жертва еще более парализует душу, Авелева приближает ее к Богу.

Можно сделать лирическое отступление и привести следующий аналогичный пример. Молодой человек дарит девушке букет цветов, выражая тем самым любовь к ней и просто радость от того, что она существует. Девушка же не корова, чтобы радоваться пучку травы, но она радуется, так как за букетом видит любовь. Но букет может быть подарен без любви, «по поводу», то есть формально, он и не принесет ни дарящему, ни получающему никакой радости, а может даже охладить отношения.

И даже вершина богослужебной жизни называется словом «благодарение» – по-гречески «евхаристия». Центр Божественной Литургии – евхаристический, то есть благодарственный канон. Священник возглашает: «Благодарим Господа!» – и в тайной молитве благодарит Господа за то, что Он сотворил небо и землю, что послал Сына Своего Единородного для спасения людей. И люди, ради которых был создан мир и ради которых страдал Христос, в благодарность стремятся участвовать в евхаристии: только соединяясь с Богом, принимая Его, как самого дорогого гостя в сердце своем, человек может выразить действенную и самую настоящую любовь по отношению к Нему.

– Получается, что благодарность основывается на радости о том, что Бог есть, и на любви как стремлении к Тому, Который есть. Это свойственно для любых межличностных отношений: будь то отношения с Богом или отношения между людьми. Любой христианин стремится к Богу, готовится покаянием к Причастию. А если я не испытываю радости от того, что я живу и имею возможность причащаться? Какая тут радость, если я побеждаюсь страстями, помыслами, если рассеянно молюсь…

– Тут нужно уточнить понятие радости, а то может возникнуть ощущение, что радость – это некое сильное чувство, похожее на бурное ликование. Помните, как переживает явление Господа пророк Илия? «И вот, Господь пройдет, и большой и сильный ветер, раздирающий горы и сокрушающий скалы пред Господом, но не в ветре Господь; после ветра землетрясение, но не в землетрясении Господь;

после землетрясения огонь, но не в огне Господь; после огня веяние тихого ветра, и там Господь» (3 Цар. 19, 11-12). Илия «встретил» Бога не в сильном ветре, разрушающем горы и сокрушающем скалы, не в землетрясении, не в огне, но в тихом дуновении ветра.

Апостол Павел, рассказывая о Царствии Божием, говорит, что оно не есть «пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе» (Рим. 14, 17). Как описать Царство Небесное? Как выразить радость в Духе Святом? Человеческими категориями это очень трудно сделать, поэтому для нас, обыкновенных людей, чувство присутствия Бога или чувство истинной радости остаются как бы прикровенными. Зато мы хорошо понимаем мирскую радость: для одного она выражается в смехе и улыбках, для другого в звучании гармошки, для третьего радость становится синонимом удовлетворенности. Но это не имеет отношения к истинной радости. А потому не нужно стремиться испытывать радость в мирском понимании, когда ты пытаешься жить духовной жизнью. Ты не должен прыгать от восторга, когда идешь к Святой Чаше. Напротив, подобные чувства могут быть симптомами серьезных ошибок, совершаемых в духовной жизни. Стремясь к неуемной радости и прочим бурным чувствам, ты, скорее всего, их достигнешь, но это будет ложным, прелестным состоянием.

С другой стороны, если человек не испытывает радости от Причастия, то это означает, что его душа до сих пор отягчена какими-то грехами, не освободилась от страстей. Ведь для здоровой души естественно стремиться к Богу и радоваться, когда удается соединиться с Ним. Если не радуешься – значит, ты еще серьезно духовно болен (впрочем, как и большинство из нас). В таком случае ты должен идти к Причастию по послушанию. Ведь ребенка тоже приучают говорить «спасибо», когда он получает какое-то благо. Он еще не готов благодарить осознанно, самостоятельно, радостно, но его учат – и, в конце концов, он произносит «спасибо» от всего сердца.

Так и Причастие нам рекомендовано для выздоровления души, в воспитательных целях. Но ведь это не простая рекомендация: Господь на каждой Литургии предлагает Свое Тело и Честную Кровь верующим. Вот за это мы и должны Его в первую очередь благодарить, причащаясь. Именно причащаясь, а не просто рассуждая по дороге домой из храма: «Ах, как же хорошо, что у нас, православных это есть», – и не причащаясь.

– Благодарность – это заповедь?

– Конечно, заповедь. Ведь благодарность – это норма жизни. Это заповедь и по отношению к Богу, и по отношению к людям. Благодарность нормализует нашу жизнь. Апостол Павел писал: «Ибо все для вас, дабы обилие благодати тем большую во многих произвело благодарность во славу Божию. Посему мы не унываем; но если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется» (2 Кор. 4, 15-16). То есть, нам Господь устраивает такую жизнь, которая для нас спасительна, Он же помогает идти по этой жизни, неся свой крест. Пусть этот крест тяжел настолько, что чисто внешне мы устаем. Но это спасает нашу душу, обновляет и возрождает ее.

Беседовала Ксения Кабанова

ВМЕСТО ЭПИЛОГА

Святитель Феофан Затворник:

«Нельзя не заметить, что многие часто остаются пред Богом неблагодарными. Сие происходит обыкновенно от забвения благодеяний Божиих, от ложного мнения о собственных достоинствах, от неблагоразумного сравнивания своего состояния с счастливейшим состоянием других и от опрометчивости – почитать виновником счастия или себя самих, или тех, кои были только орудиями благости Божией.

Истинная благодарность требует от нас:

1) чтобы мы старались раскрывать и усовершать дарованные Богом силы и способности, дабы действовать ими во славу Божию;

2) чтобы мы старались об исправлении и улучшении своей жизни;

3) чтобы помогали, чем можем, нуждающимся и бедствующим братиям нашим, ибо в лице их Сам Господь благоволит принимать дары наши, как бы мы благодетельствовали Ему Самому: понеже сотвористе единому братии Моих меньших, Мне сотвористе (ср.: Мф. 25, 40)».

Из сочинения «Краткое учение о Богопочитании»

•Фоторепортаж•

Православный ликбез: «Спаси, Господи!» — о традициях общения.

Любой разговор обычно начинается с приветствия — это общепринятое требование вежливости в обществе. Люди, встречаясь, желают друг другу добра и благополучия, успехов в труде, доброго утра, дня или вечера. Встречаясь с людьми, можно приветствовать их любыми словами, главное – чтобы приветствие было сердечным и искренним. Даже в обычном приветствии «Здравствуйте!» или «Добрый день!» содержится вполне православное отношение к человеку. Однако есть приветствия, которые приняты только в православной среде.
Зачастую православные используют форму благодарения «Спаси, Господи!» при общении практически во всех случаях: и при встрече, и при расставании, и даже при положительном упоминании о третьем лице («Спаси же его, Господи!») Хотя традиция духовного общения гораздо богаче и разнообразнее. В Центральной Украине, к примеру, до сих пор в храмах приветствуют друг друга радостным: «Слава Богу!» — «Навіки Богу слава!» За две тысячи лет христиане всего мира выработали особые формы приветствия. В древности приветствовали друг друга возгласом: «Христос посреди нас!», слыша в ответ: «И есть, и будет». Сейчас так приветствуют друг друга священники, но и мирянам следует помнить об этой древней традиции.
В первый день Пасхи, а также в течение Светлой седмицы и до самого отдания Пасхи звучит торжественное приветствие: «Христос воскресе!» — «Воистину воскресе!» Это приветствие многократно повторяется за Пасхальным богослужением, а сама традиция восходит своими корнями еще к апостольским временам. Приветствие словами «Христос воскрес!» выражает радость, аналогичную радости апостолов, узнавших о воскресении Христа. Преподобный Серафим Саровский именно словами: «Христос воскресе!» приветствовал приходящих к нему круглый год. В воскресные и праздничные дни у православных принято приветствовать друг друга взаимным поздравлением: «С праздником!», накануне праздника — «Со святым вечером». А в праздник Рождества Христова православные приветствуют друг друга словами: «Христос родился!»; «Славим Его!» — звучит в ответ.
Из монастырей пришла в быт традиция просить разрешения войти в комнату следующими словами: «Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас». При этом находящийся в комнате, если позволяет войти, должен ответить: «Аминь». Конечно, такая традиция возможна только среди православных монашествующих, едва ли она применима к мирским людям.
Уходящих из дома на учебу детей можно напутствовать словами «Ангела хранителя!», перекрестив их. Можно пожелать также Ангела хранителя отправляющемуся в дорогу или сказать: «Храни тебя Господь!», или «Бог в помощь!» Такие же слова православные говорят друг другу, прощаясь, или же: «С Богом!», «Помощи Божией», «Прошу твоих святых молитв» и тому подобное.
В древнерусском своде «Домострой» дается правило, как приветствовать, придя в гости: сначала поклониться иконам, потом хозяевам со словами «Мир этому дому». Застав ближних за трапезой, принято пожелать им: «Ангела за трапезой!» За все принято тепло и искренне благодарить ближних: «Спаси, Господи!», «Спаси, Христос!», или «Спаси тебя, Бог!», на что положено ответить: «Во славу Божию». Но если вы считаете, что люди вас не поймут, таким образом благодарить необязательно. Лучше сказать: «Благодарю вас!», или «Я от всей души вам благодарен».
По традиции при встрече двух людей первым приветствие должен говорить младший (по возрасту или в церковной иерархии), а отвечать ему старший. Например, обычно при встрече мирянина со священником первый говорит: «Христос воскресе! (Благослови(те), батюшка/честный отче)», а второй отвечает: «Воистину воскресе! (Бог благословит)». Напомним, что в Православии не принято обращаться к священнику со словами: «святой отец», говорят: «честный отче» (например: «Помолитесь за меня, честный отче»).
К священнику не принято обращаться по имени-отчеству, его называют полным именем с прибавлением слова «отец»: «отец Алексий», либо — «батюшка». К диакону можно также обратиться по имени, которому должно предшествовать слово «отец». У диакона благословение брать не положено.
Встретив священника в облачении (в рясе с крестом или в богослужебном облачении с епитрахилью и в поручах), попросите его о благословении, это и будет вашим приветствием. Приблизитесь к священнику, немного склонитесь, сложите правую руку на левую ладонями вверх и скажите: «Батюшка, благословите».
Батюшка, осеняя вас крестным знамением, произносит: «Бог благословит», либо «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа» — и кладет свою правую, благословляющую руку на ваши ладони. В этот момент мирянин, получающий благословение, целует руку священника. Бывает, целование руки приводит в смущение некоторых новоначальных. Смущаться не следует — мы не священнику целуем руку, а самому Христу, который в этот момент невидимо предстоит и благословляет нас. Не следует лишь осенять себя крестным знамением перед тем, как взять благословение у священника. Если священник положил руку вам на голову, то целовать ее не нужно.
Если присутствует несколько священников во главе с архиереем, за благословлением подходите только к нему. Если вы взяли благословение у одного священника, а рядом стоят еще несколько, обратитесь к ним со словами: «Благословите, честные отцы», и поклонитесь. Если вы находитесь в группе верующих, за благословением сначала подходят мужчины по старшинству (служители церкви в первую очередь, как бы подавая пример), затем идут женщины, последними подходят дети. Это правило относится и к семье: сначала подходит муж, жена, затем дети. При прощании повторно попросите у священника благословения словами «Простите меня, батюшка, и благословите».
В Православной Церкви в официальных случаях принято к священнику обращаться «Ваше Преподобие», а к настоятелю, наместнику монастыря, если он игумен или архимандрит, обращаются — «Ваше Высокопреподобие», а если наместник иеромонах — «Ваше Преподобие». К епископу обращаются — «Ваше Преосвященство», к архиепископам и митрополитам — «Ваше Высокопреосвященство». В разговоре к епископу, архиепископу и митрополиту можно обратиться и менее официально — «владыко», а к наместнику монастыря — «отец наместник» или «отец игумен». К Блаженнейшему Митрополиту Владимиру, Предстоятелю Украинской Православной Церкви принято обращаться «Ваше Блаженство», а к Святейшему Патриарху — «Ваше Святейшество». Все эти обращения, естественно, не означают святости того или иного конкретного человека — священника или Патриарха, они выражают уважение к священному сану духовников и святителей.

СПАСИБО И БЛАГОДАРЮ – В ЧЕМ РАЗНИЦА

Мы мало обращаем внимания на слова, к которым привыкаем в обиходных выражениях, и одни из этих слов — спасибо и благодарю, так в чем же разница? В русском языке все слова имеют свой глубинный и сакральный смысл, на который мы редко обращаем внимание и многие слова и выражения переходят у нас в привычку, которая потом незаметно работает против нас. Это в большей мере касается особенно самых распространенных слов, одно из которых — это СПАСИБО.

Разбираем по частям и что получается? Спасибо означает — Спаси Бог!

Резонно у людей возникал вопрос — от чего спасать, да и с какой стати. Поэтому на спасибо раньше отвечали — «не за что», то есть — я ничего плохого не сделал тебе, чтоб меня спасать или, пожалуйста, положи мне лучше сто рублей. То есть «спасибо» равносильно ситуации — к примеру, вы в магазине взяли товар, а в место оплаты говорите — Бог заплатит за меня.

Говорили и говорят, воспитанные люди — «БЛАГОДАРЮ». То есть, вы делитесь частью своего блага. Вы, лично, а не кто-то за Вас отвечаете добром на добро. Именно поэтому на Руси, при встрече говорили – «Здравствуй», и это исходило, лично от Вас, лично ваше пожелание. А западное — «доброе утро», простая констатация состояния погоды, а не пожелание здравия во всем другому.

Вдумайтесь в само значение этого слова (спасибо — спаси Бог) и его применение. Если уж речь зашла о Боге, так по всем канонам ни какой смертный не имеет права указывать Ему, кого спасать. А может среди вас есть такие, которые готовы работать лишь за то, чтоб в конце месяца, шеф вместо зарплаты, похлопал вас по плечу и сказал: «Бог — подаст (расплатится)». Вам это подходит?

Почитайте хоть что ни будь из русской литературы. Вплоть до ХХ века, практически ни у кого не найдете искусственно навязанного, холодного «спасибо». Только — Благодарю! Действительно — этичное, красивое слово — Благодарю, теперь не всегда услышим в ответ на доброе. И детей не всегда учим правилам хорошего поведения.

Это слово, как и многие слова с первой частью благо (благодать, благоденствие, благодетель, благодушие и др.), пришло из старославянского языка, в котором были части «благо, хорошо» и «давать, преподносить».

— Благодарствую, сударь, подкреплюсь маленечко за ваше здоровье.
(Н. Гоголь. Шинель).

У М. Лермонтова и других русских писателей встречаем параллельную форму множественного числа благодарствуйте.

— Максим Максимыч, не хотите ли чаю? — закричал я ему в окно.
— Благодарствуйте; что-то не хочется.
(М. Лермонтов. Максим Максимыч).

— О, благодарю вас, господа! О, как вы возродили, как вы воскресили меня в одно мгновенье.
(Ф. Достоевский. Братья Карамазовы).

Спасибо, возникло в результате сращения сочетания спаси богъ; в нем исчез редуцированный ъ и конечное г: спаси богъ > спасибогъ > спасибо. В украинском языке спасибi.

Вы когда-нибудь обращали внимание на то, как часто люди друг друга благодарят и за что? Замечено, что они склонны говорить больше спасибо, чем произносить простое позитивное благодарение. Печально, но факт!

Издержки нашей суетной жизни, наполненной до краев тем, что несется с экранов телевизоров и других источников информации.

Сказать » благодарю » – означает выразить одобрение человеку. Значит, сделать добро. Одобрение – это мощный стимул к росту. Благодарить — подарить благо!

Благодарность привлекает внимание людей. Вас будут долго и тепло вспоминать. Не позвольте, чтобы «благодарю» затерялось в суете делового дня. Найдите время в любой ситуации, остановитесь и вспомните, кому Вы еще не сказали «благодарю».

«Спасибо» – это неприятная мелочь. Это как маленький гвоздь в винтиках взаимоотношений. От этого гвоздя, механизм человеческих отношений может стать непрочным и расшатанным. А если все «прикрутить» словами благодарений? Представьте, как это будет здорово!

Людей удивляет, когда им дарят благодарность. Они ловят себя на мысли, что им приятно, им здорово, им радостно!

Вы достойны благодарения, Вы достойны, чтобы Вам говорили «благодарю». Будьте всегда благодарны! Будьте благодарны за то, что у Вас есть, и Вы получите больше. Говорите «благодарю» за все в Вашей жизни. Выражайте свою благодарность вокруг себя, подавая заразительный пример остальным.

«Благодарю» – само это слово для нас дар, подарок. Когда нам нечего дарить, у нас всегда есть «Благодарю», и это само по себе подымает в глазах других дарителя. А в будущем побуждает к еще большей щедрости. Поделитесь радостью с другими, подарите им Вашу любовь, мир и… «Благодарю».

Слово «спасибо» начали внедрять в руский язык с XVII века, однако такая «благодарность» долго не приживалась на руской земле. В литературе вплоть до ХХ века, искусственно навязанное «спасибо» практически не встречается, только — Благодарю.

Спасибо – слово паразит, слово с двойным смыслом.

Первый смысл – тот, к которому нас приучили. Слово «спасибо» выражает благодарность, пожелание чтобы человека охранял Бог. Если бы это было так, тогда могли появиться и другие слова «хранибо» или «дарибо», но их нет. В наш язык внедрено именно слово спасибо. Второй смысл заключается в корневой основе и действует на уровне подсознания. Есть такое понятие — психолингвистическое программирование — слова воздействуют не столько на сознательном, сколько на подсознательном уровне, определяя поведение и судьбу. К таким словам относится и слово спасибо.

Корнем спасибо, является слово ПАСИ, которое имеет вполне определенный смысл, связанный с овцами и пастухом. Кто-то может сказать, что корнем является СПАС, но здесь не все так однозначно, надо представлять, откуда взялось слово и кто его начал первым применять. Каждое слово содержит вполне определенный образ и применялось в определенной группе людей, как отражение профессиональной деятельности соХР А (О)Нить (сХОРонить) – данное слово профессиональный термин, применяемый купечеством. ХРОНЯ – деревянная бочка, в которой хранили и перевозили товар.

сБЕРечь – избавить от влияния БЕРА. БЕРом называли стихийный Дух, который проявлялся в разбуженном медведе (медвель-шатун). БЕРЛОГА – БЕРаЛОГово. Профессиональный термин Волхвов и Жрецов.

заЩИТить – спрятать кого-либо ЗА ЩИТ, профессиональный термин воинов.

сПАСти – профессиональный термин пастухов. Означает закончить пасти на открытом пространстве, загнать стадо в хлев (спасти от хищников).

Зная значения слов, воображение рисует визуальный образ, отражающий их истинный смысл. Например, христианский призыв «Спаси и сохрани». Ходят свободные люди, живут по Совести и вдруг кто-то шарахает их по голове идеологией (иуделогией) и они начинают призывать неизвестно кого – «Спаси и сохрани». Появляется кнут, который загоняет людей в некое помещение (СПАСАЕТ). После этого появляется лопата, которая выкапывает яму, сталкивает туда людей и забрасывает сверху землей (СХОРАНИВАЕТ) до лучших времен.

Другая ситуация — вы оказываете кому-то услугу, а вместо слов благодарности вам заявляют – Вы баран (овца) и над Вами должен быть хороший пастух, который загонит Вас в хлев, ограничив вашу свободу. Или по другому – Вы раб и вам желают иметь заботливого хозяина. Конечно, в рабовладельческом обществе, в среде рабов, такое пожелание было бы встречено пониманием. Даже в обществе, в котором государственной религией является христианство, основанное на утверждении, что человек – раб Божий, такое пожелание лишь утвердит существующий порядок вещей. Собственно представители христианства и ввели в обиход слово «спасибо». Но в обществе свободных людей и осознанных личностей, готовых взять ответственность за СВОЮ судьбу в СВОИ руки, такое пожелание выглядит не только неуместным, но и психологически вредным. Пожелание, чтобы тебя кто-то ПАС (спасал), воздействуя на подсознание человека, лишает его воли и приучает к мысли, что не он хозяин своей судьбы, а некий «пастух», стоящий над ним. Учитывая как часто мы произносим слово СПАСИБО, поражает масштаб психолингвистического программирования населения на безропотное подчинение тому, кто стоит рангом выше. И учитывая масштаб, нет надежды на быстрое искоренение этого паразитизма из нашей жизни.

Но все не так уж безнадежно. Оказывается, руские люди давно нашли противоядие от этого пожелания. Чувствуя в такой «благодарности» угрозу, люди стали отвечать — «не за что», тем самым, разрушая образ, который вложен в «спасибо». Но элемент вампиризма при этом сохраняется.

БЛАГОДАРЮ и БЛАГОДАРСТВУЙТЕ

Люди, объединенные общими интересами, могут договориться между собой о том, чтобы употреблять вместо слова спасибо другие слова признательности, тем более, что такие слова в русском языке есть. Например, благодарю и благодарствую. Только надо знать в каком случае, какое слово употребляется.

Когда один человек передает что-либо другому, он должен подтвердить, что на вещи, которая передается, нет ни сглаза, ни наговора, т.е. вещь дается на благо человека. Именно в этом случае необходимо говорить благодарю (благо дарю), подтверждая отсутствие наговоров и сглазов на подарке. Когда вещь принимается, необходимо говорить благодарствую (благой дар возвращаю). Окончание «ствую» похоже на окончание «приветствую» — «тебе направляю».

В руском языке эти два слова, как ПАРОЛЬ – ОТВЕТ, по которому можно узнать своего. Один БЛАГОДАРИТ, а другой в ответ БЛАГОДАРСТВУЕТ (восполняет энергию дарителя). Если вещь дарит чужой, который не знает «пароля» и у человека нет уверенности, что на вещи нет ни сглаза, ни наговора, тогда он должен говорить БЛАГОДАРСТВУЙТЕ (с благом дар передайте). Тем самым, если на предмете и есть наговор, то он разрушается.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *