Звягинцев возвращение рецензии

>Публикации

Возвращение. Попытка анализа.

  • Главная страница
  • /

  • Публикации
  • /

  • Рецензии
  • /

  • Рецензии на фильм Возвращение
  • /

  • Возвращение. Попытка анализа.

20.12.2004

Название фильма многозначно и символично. Впрочем, сам фильм – символическое решение извечной проблемы Отец – Сын. Отец после долгого отсутствия возвращается к семье (спустя 12 лет). Нам не рассказывается предыстория этой семьи, не даются подробности отсутствия отца (мы не знаем даже имен Отца и Матери, что говорит об их архетипической природе), ситуация дана как факт. Это некая ситуация – символ – миф (и проблема, которую человечество пытается решить, наверное, с момента своего существования).

Первый пласт – поверхностный – бытовой: возвращение отца в семью. Возвращение – это некий круг: приход к тому, с чего все началось. Мы должны помнить, что все в итоге возвращается на круги своя. Но фильм начинается ретроспективно, и об этом мы узнаем только к концу просмотра – уже своей кольцевой композицией фильм еще раз повторяет название (сюжет кончается тем, что лодка тонет – и начинается показом затонувшей лодки). Но подобных кругов несколько (круг фотографий: фотография, найденная на чердаке в Библии и фотография, найденная в машине, круг вышек – с которых должен прыгнуть Иван). Но это не совсем круг, это спираль (так как есть развитие).

Фильм начинается с глубины. Мутная вода, тина, водоросли, покрытая илом затонувшая лодка. По Юнгу вода символизирует душу. В фильме очень много воды (водоемов, дождя). Иван не может прыгнуть вниз в воду. Он не хочет или не может, боится погрузиться в нее. Не случайно и то, на мой взгляд, что изначально целью путешествия были водопады. Водопады – это низвергающаяся вода. Юнг говорит по этому поводу: «Видимо, нужно вступить на ведущий всегда вниз путь вод чтобы поднять вверх клад, драгоценное наследие отцов». Герои на протяжении всего фильма не раз поднимаются и погружаются. Самые главные «возвышения» – Отец поднимается за сыном, когда Иван поднимается на маяк (перед этим сцена, когда Иван вытаскивает нож против Отца, но он не может поднять руку на него и предпочитает погибнуть сам). Теперь перед ним перспектива реального прыжка и реальной смерти, в этой точке – апогей его бунта против Отца. Падение с вышки Отца – одновременно его возвышение – своей смертью он спасает сына. Самое главное «погружение» – тонущая Лодка с телом Отца – символическое погружение на дно, но это и погружение в души своих сыновей и вознесение в них. Вознесение (больше здесь подходит слово «возвеличивание») насилием недолговременно и встречает постоянный отпор (то, как отец вел себя до кризисной ситуации), вознесение чистосердечной жертвой «ради» – реальное Вознесение и вечное Вознесение (чтобы спасти сына отец рисковал жизнью и погиб). И в душах своих детей отец стал Отцом.

В фольклоре водное пространство разделяет «этот» и «тот» миры. Лодка – средство переправы души из одного мира в другой (древнегреческие мифы, наверное, наиболее яркий и известный пример – Харон, управляющий лодкой с душами умерших, переплывающий Стикс). Далее в фильме показана вышка, с которой мальчишки прыгают в воду. Это испытание. Сама вышка и лестница – тоже символ, восходящий к лестнице Иакова (соединение земли и неба) – а лестница Иакова восходит к древу жизни на таинственном острове (остров появится чуть позднее). Древо жизни приводит нас к обряду Золотой ветви (Фрэзер) – суть этого обряда – смена и борьба поколений (молодое сменяет старое, старое борется), череда жизни и смерти, вечное возвращение!

Испытания составляют обряд инициации (посвящения). Обряд посвящения – один из институтов, свойственных родовому строю. Этим обрядом юноша вводится в родовое объединение, становится его полноправным членом, приобретает право вступать в брак. Обряд посвящения юношества (при наступлении половой зрелости) тесно связан с представлениями о смерти. Во время посвящения из посвящаемого вынималась душа и передавалась тотемному животному. Мальчик во время обряда умирал и затем вновь воскресал новым человеком. Для совершения обряда выстраивались специальные дома (шалаши), обряд всегда совершался в глубине леса в строгой тайне.

Обряд сопровождался телесными истязаниями и повреждениями (испытание голодом, жаждой, темнотой). Также важно было преодоление отвращения. Цель – довести до состояния «безумия» (одержимости – это состояние, когда по представлениям древних, в человека вселялся дух). Мальчик проходил более менее длительную и строгую школу: его обучали приемам охоты, сообщали тайны религиозного характера, исторические сведения, правила и требования быта. Обряд был страшен для детей и матерей, но был нужен на данном этапе развития общества – прошедший получал магическую власть над животными (надо помнить, что в то время главный способ добычи пищи и основной вид деятельности мужчин – охота). Посвящение – некая «организация» – «мужской союз», которому принадлежала политическая власть (посвящение – прием в союз). (В. Пропп)

На посвящение детей отводил всегда отец (брат) – мужчина и никогда женщина. Детей не всегда доводили до священного места – оставляли одних – они сами должны были найти избушку (в нашем случае – обратный путь домой).

Иван и Андрей – братья не только по крови, но и по посвящению (все члены союза, проходящие посвящение в одно время называют себя братьями, также формируются более дробные группы – по 2 человека, которые должны будут защищать друг друга в боях – в фильме братья заступаются друг за друга).

Иван («сказочное» имя, царевич или дурак, но все у него «не слава Богу») не может прыгнуть с вышки в воду (кстати, сам приход на вышку – нарушение запрета матери – можно вспомнить сказочные запреты и их последствия. Нарушение запрета означает то, что посвящение обязательно свершится и что время пришло). Не сумев прыгнуть, Иван подвергается мальчишками осмеянию и изгоняется из коллектива, наделяется нелестным званием «козла» и «труса». Это жесткие правила мужского коллектива. Пока что Иван прячется под крылом у матери (в филогенезе патриархат следует за матриархатом, в онтогенезе – то же самое – ребенок – до определенного возраста принадлежит матери, ломка устоявшихся отношений не проходит безболезненно – и мы видим, что Иван тянется к матери).

Ребенок не видит отца, который вечно на охоте, мать для него важнее (в нашем случае, у Андрея и Ивана отец просто отсутствует), пока не наступает время приобщиться мальчику к тому же самому – стать охотником и полноправным членом мужского коллектива, выйти из-под опеки женщины, отец начинает играть главенствующую роль («отцовство» становится важным с появлением частной собственности – когда нужно передать наследство и патриархат вытесняет матриархат). Иван как младший сын пока духовно ближе к матери – она его защищает, но не учит бороться – этому может научить только отец.

Андрей и Иван достигают возраста посвящения (к тому же у Ивана появляются первые «проблемы») – и появляется отец – тот человек, который преподаст им школу выживания (но как мы увидим позже, его миссия сводится не только к этому: отец – это и духовный наставник, он открывает детям красоту окружающего мира, природы).

Приезд отца ничем не мотивирован – он просто приехал. У мальчиков разные реакции на его появление – Андрей безоговорочно принимает его, Иван – сомневается (обида, ущемленное самолюбие, но при этом также жажда пустить отца в свою душу – для этого и отцу надо пройти ряд испытаний – чтобы вернуться не только номинально, но в сердце своего сына).

Иван бежит на чердак по лестнице (лестница Иакова), где среди хлама в сундуке лежит книга (Библия!), а в ней – фотография отца (эта «удаленность» также символизирует глубины души и памяти). Это «детская» Библия – с картинками, и фотография заложена на странице, изображающей, как Авраам привел своего единственного сына Исаака на заклание – Бог потребовал именно такой жертвы от Авраама в подтверждение его веры (это ветхозаветный жестокий Бог закона, требующий слепого подчинения). Т.о. в фильм (помимо фольклорных) вводятся библейские мотивы.

Перед братьями встают многочисленные вопросы (особенно интересуется Иван), на которые им никто не спешит ответить. Откуда отец вернулся? Где он был? Все об этом молчат. Это обет молчания, «неговорения» (такие обеты накладываются, когда человек возвращается из иного мира). Мальчики застают отца спящим – как будто он долго – долго не спал, словно у него была долгая дорога. Затем – семейный обед (сон и голод – признаки живого человека). Еда – приобщение к миру живых (по аналогии с приобщением к миру мертвых посредством еды – например, Персефона, откусившая кусочек яблока и навсегда оставшаяся у Аида), в данном случае еда еще и приобщение к своей семье – нечто объединяющее (общая трапеза).

Иван вспоминает, что отец летчик, но почему тогда он без формы? Андрей пытается ему как-то объяснить это. Здесь нам важна профессия – она связана с перелетом. В фольклоре птица переносила героя в иное царство, в иной мир (и обратно), далее птица претерпела ряд трансформаций, как летательное средство, самолет (вспомним ковер-самолет) не хуже птицы может справиться с этой задачей.

Отец суров и требует беспрекословного подчинения, свой авторитет он считает непререкаемым и незыблемым (Бог Авраама?). Он справедлив (но это справедливость око за око, зуб за зуб – подтверждением может служить сцена, где отец предлагает братьям избить парня, который отобрал у них деньги). Андрей как губка впитывает своего отца – ему не нужно искать дороги, это путь повторения и запоминания. Иван сопротивляется. Он не приемлет путь жестокости и насилия.

Без лишних объяснений отец забирает детей в поход. Начинается обряд инициации. Появляется дорога (путь), затем лес, а затем и озеро. Отец дает сыновьям разные задания (которые они должны выполнять беспрекословно) – таким образом он хочет научить их жизни, философии выживания и философии большинства (так как большинство – это сила, например, большинством голосов принимается то или иное решение). Андрей примыкает к сильнейшему. То есть, к отцу. Иван же своими протестами выбивается из этой философии – остается голодным, мокнет под дождем. Терпит за «отрыв» от коллектива (формируется личностное, индивидуальное сознание!). Иная философия просвечивает уже в том, что оба мальчика отказались бить парня, который отобрал у них кошелек с деньгами (Новый завет, а не око за око). Правда, Андрей менее уверен, чем Иван (если бы отец настоял, возможно, он бы применил силу «победителя»).

Сомнение Ивана: «Мы не нужны отцу!» – это надрывный крик всего человечества, ставящего в упрек Богу то, что он покинул своих сыновей (позволяет войны, несправедливость и т.д.) Иван учит отца жалости, состраданию и жертвенности! (отец чувствует себя виноватым за то, что оставил мокнуть Ивана под дождем, именно слова Ивана (о 12 годах) возвращают отца – и они продолжают путешествие, и, наконец, он жертвует своей жизнью, чтобы спасти Ивана). Бог – отец умирает, чтобы жил Бог – сын (как Ветхий завет уступает место Новому завету).

В процессе инициации мальчики становятся мужчинами (выталкивают машину, ставят палатку, живут в лесу, учатся управлять лодкой и т.д.).

На протяжении всего фильма важен символ рыбы. Рыба – символ древних христиан. Мальчики постоянно рыбачат. Особо подчеркивается любовь к рыболовству у Ивана. Часто показана сама рыба. Возникают библейские ассоциации со Спасителем, который ходит по воде и вылавливает погибшие души. Вот, что говорит по этому поводу Юнг: «Человечество искало и ждало, и была рыба — Levatus de profundo — из источника, ставшего символом исцеления».

Отец тоже предстает ловцом рыбы, но говорит, что больше не ест рыбу, так как наелся однажды. И опять же ничего не поясняет. Ивана живо интересует этот вопрос. Где отец мог наесться столько рыбы? Андрей предполагает: «Может, на Севере». Опять же из фольклора мы знаем, что дверь в жилище смерти – с Севера. Перед критической сценой мальчики находят огромный корабль и вылавливают «огромную» рыбу.

Так куда же повел отец своих сыновей и откуда пришел он сам? Длинная дорога, лес, «море» (водоем), безлюдность – мальчики на пороге царства смерти (на пороге перерождения), а их отец – одновременно и проводник и стражник на границе этого царства с царством живых.

Иван всячески пытается противостоять отцу (он позволяет себе украсть его нож), но ему важна духовная связь с ним (тот же самый нож – символ мужества, мужского начала, отца, нож как наследство, передаваемое из поколения в поколение). Андрею же достаются отцовские часы. Часы – это механистическое начало (символизирует то, что Андрей механистически приемлет своего отца, ему не свойственны духовные сомнения и поиски, после смерти отца он будет дословно повторять его слова, интонации, манеру поведения). Но Андрей подчинится тому, кто будет сильнее его, Иван – нет.

Неподчинением мальчики выводят отца из себя – он хватает топор и заносит его над Андреем, как Авраам над Исааком (еще одно кольцо, точнее виток спирали) – отец поднимает нож на сына (Иван, кстати, предупреждает Андрея – «откуда я знаю, кто он, может, бандит и зарежет нас»). Но сам Иван говорит позже: «еще раз тронет – убью» – и он действительно вынимает нож против отца – зеркальная картина – вот чего добился отец жестокостью и насилием – ответного насилия (по крайней мере, возможности ответного насилия). Иван кричит отцу: «Я мог бы любить тебя, но ты хуже всех. Ты – никто!» – в душе Иван хочет любить отца, но тот требует растоптать собственную Личность в угоду ему. Самое страшное для любого отца – не остаться в своих сыновьях, не вернуться в них. Быть для них никем.

И дальше Иван поднимается на свою Голгофу (на маяк), доведен до умопомешательства – как и требует обряд посвящения – это кульминация, лучший момент для уяснения каких-либо истин, всходит на свой крест (то же древо жизни – у которого происходит борьба нового и старого, где происходит вечное возвращение). Но здесь и переосмысление христианской истории: отец жертвует собой ради сына, а не сын всходит на крест во имя отца. (Здесь важен еще один образ – символ: на пути на маяк Иван видит мертвую птицу с распростертыми крыльями – это значит, она упала, умерла во время полета: значит кто-то не вернется с острова, кто-то останется). Таким образом отец возвращается но туда, откуда пришел. И одновременно – в своих сыновьях. Его «отпустили» – чтобы он узнал своих сыновей и научился у них, и чтобы они узнали его и научились у него.

То, что он так усердно копал в разрушенном домике, и то, что находилось в двух сундуках – была его душа, а его дети шли за ним и тоже искали его душу в своей (Иван с Андреем идут копать червей – и след в след повторяют путь отца). Душа отца не была спокойна – ему надо было спасти свою душу, обрести ее вновь, чтобы отдать своим сыновьям. И когда вода поглощает его тело – мальчики кричат: «Папа!» Они признали в нем отца, он вернулся в них.

Обратный путь мальчики должны проделать самостоятельно – уже перерожденные, как настоящие мужчины, они должны принимать самостоятельные решения и действовать (они должны проявлять силу воли и духа, выносливость, смекалку). Андрей мгновенно взрослеет. Он готов замещать отца. По старшинству на его плечи ложится ответственность за семью и младшего брата.

Иван же растерян. Он в большей степени, чем Андрей ощущает вину за гибель отца. Он спрашивает «А как?» (это получилось), «Что делать?», «мы заблудились» – Андрей готов ответить на эти вопросы в бытовом плане, но не в духовном, поэтому эти вопросы Иван в большей степени задает себе самому. Трагедия глубже проникает в Ивана – он бежит за отцом по воде (крещение, омовение в Иордане). «Туда» братья плыли на лодке, их лица были беззаботны, обратно же – они серьезны, погружены в себя. Их лодка наскакивает на камень, мотор глохнет – они вышли из того мира, за ними захлопнулась дверь. Они выросли.

Началось их возвращение домой.

Анна Красавина
«Другое кино»
drugoe-kino.ru

Содержаниями коллективного бессознательного являются так называемые архетипы. Говоря о содержаниях коллективного бессознательного, мы имеем дело с древнейшими, лучше сказать, изначальными типами, т.е. испокон веку наличными всеобщими образами. Архетип представляет то бессознательное содержание, которое изменяется, становясь осознанным и воспринятым; оно претерпевает изменения под влиянием того индивидуального сознания, на поверхности которого оно возникает. (Юнг »Об архетипах коллективного бессознательного»).
Путь души, ищущей потерянного отца, — подобно Софии, ищущей Бюфос , — ведет к водам, к этому темному зеркалу, лежащему в основании души. Вода — это не прием метафорической речи, но жизненный символ пребывающей во тьме души. (Юнг. Там же).
Юнг »Об архетипах коллективного бессознательного».
Фрэзер »Золотая ветвь».
В.Пропп »Исторические корни волшебной сказки».
Там же.
Обращение к бессознательному является для нас жизненно важным вопросом. Речь идет о духовном бытии или небытии. Люди, сталкивающиеся в сновидениях с подобным опытом, знают, что сокровище покоится в глубинах вод, и стремятся поднять его. Но при этом они никогда не должны забывать, кем они являются, не должны ни при каких обстоятельствах расставаться с сознанием, тем самым они сохраняют точку опоры на земле; они уподобляются — говоря языком притчи — рыбакам, вылавливающим с помощью крючка и сети все то, что плавает в воде. (Юнг »Об архетипах коллективного бессознательного»).
Не каждый ловец рыбы является рыбаком. Часто эта фигура предстает на инстинктивном уровне, и тогда ловец оказывается выдрой, как нам это известно, например, по сказкам о выдрах Оскара А.Х. Шмитца. (Юнг »Об архетипах коллективного бессознательного»).

Возвращение (фильм, 2003, Россия)

Другие фильмы с таким же или схожим названием: см. Возвращение (фильм).

Возвращение

Жанр

драма

Режиссёр

Андрей Звягинцев

Продюсер

Дмитрий Лесневский

Автор
сценария

Владимир Моисеенко
Александр Новотоцкий-Власов

В главных
ролях

Владимир Гарин
Иван Добронравов
Константин Лавроненко

Оператор

Михаил Кричман

Композитор

Андрей Дергачёв

Кинокомпания

РЕН ТВ

Длительность

105 мин

Бюджет

400 тыс.

Сборы

4,4 млн

Страна

Россия

Язык

русский

Год

IMDb

ID 0376968

Официальный сайт

«Возвраще́ние» — художественный кинофильм, первая режиссёрская работа Андрея Звягинцева. Главные роли исполнили Константин Лавроненко, Иван Добронравов и Владимир Гарин (погибший за два месяца до премьеры картины). Удостоен главного приза Венецианского кинофестиваля «Золотой лев», а также национальных наград «Ника» и «Золотой орёл» как лучший фильм года.

Сюжет

Фильм начинается кадрами затонувшей лодки.

Воскресенье. Компания мальчишек прыгает с вышки в воду. Среди них двое братьев — Андрей и Иван. Все, кроме Ивана, прыгают. Он, не решаясь ни уйти, ни прыгнуть, остаётся сидеть на вышке. За ним приходит его мать; взволнованная, она уговаривает его уйти.

Понедельник. Иван приходит играть в футбол с ребятами, но те оскорбляют его за то, что он не решился прыгнуть. Из-за этого между братьями завязывается драка, после которой Иван гонится за Андреем до самого дома. Там они жалуются друг на друга матери, но она говорит, чтобы они не кричали, так как спит их отец. Братья удивлены. Они заходят посмотреть на спящего, после чего Иван находит на чердаке семейную фотографию, и они убеждаются, что это действительно их отец.

Семья садится за стол. Отец говорит сыновьям, что завтра берёт их с собой в поход. В ночь перед выездом братья рассуждают о том, откуда мог взяться их отец. В разговоре выясняется: да, действительно, мать всегда говорила им, что их отец — лётчик. Андрей предполагает, что он приехал к ним в отпуск. Иван задаёт матери вопрос, откуда взялся отец, но не получает ответа.

Вторник. Братья едут с отцом в машине. Отец хочет, чтобы Иван называл его папой. Приехав в город, они ищут, где можно поесть. Найдя кафе и обнаружив, что оно закрыто, отец посылает Андрея найти другое место. Не дождавшись Андрея, они с Иваном уезжают. Спустя три часа Андрей находится: как выясняется, он нашёл работающее кафе, но не сообщил об этом. Отец отчитывает Андрея, затем все располагаются за столом. Поначалу Иван отказывается есть, но отец его заставляет. После трапезы отец поручает Андрею рассчитаться, оставляя ему бумажник. Заплатив, мальчики выходят на улицу. На них нападают местные хулиганы и отнимают бумажник. Андрей просит отца разобраться с грабителями; тот не особо торопится, затем уезжает. Позже он привозит одного из хулиганов и отдаёт его на расправу сыновьям. Однако те не решаются бить обидчика. Отец спрашивает, зачем хулигану деньги, тот отвечает: «Жрать хотел», после чего отец даёт ему немного денег и отпускает, а сыновьям говорит, что у него появились срочные дела и ему нужно уезжать. И объясняет им, как добраться до дома. Обиженный решением отца, Иван иронически предполагает, что их следующей встреча произойдёт ещё лет через двенадцать, не ранее. Мальчики садятся на автобус, обсуждая наплевательское к ним отношение отца. Отец, передумав, стучит им в окно автобуса и велит вылезать: как выясняется, у него есть трое суток, чтобы добраться до некоего места, и он готов отправиться туда с ними. Компания делает остановку в лесу, где мальчики рыбачат. В разговоре с братом Иван выражает недоверие отцу, допуская возможность того, что он бандит. Сыновья в недоумении от полусумасшедших поступков отца, который порой сам себе не отдаёт отчёта своих поступков.

Среда. Иван удит рыбу в одиночестве. Андрей приходит к нему, чтобы сказать, что они едут дальше. В машине Иван продолжает сожалеть, что его оторвали от рыбалки. Раздражённый отец высаживает его из машины прямо на мосту и предлагает вернуться и продолжить рыбалку, а сам уезжает с Андреем. Иван долгое время стоит в одиночестве. Начинается дождь, Иван всё ещё один. Но вот слышны гудки машины: это отец с Андреем вернулись за ним. Иван с возмущением спрашивает отца, зачем он приехал. На лесной дороге машина вязнет в грязи, отец поручает сыновьям нарубить веток, чтобы по ним машина смогла выехать. Ребята начинают выполнять указание. Иван предлагает Андрею отказаться от дальнейшей поездки, но тот не соглашается. Отец недоволен качеством работы Андрея, тот огрызается и получает за это удар от отца. Через некоторое время машина благополучно выбирается на дорогу.

Четверг. Берег озера. Отец говорит, что им предстоит переправиться на остров. Они чинят лодку, лежащую на берегу, отец устанавливает на неё мотор, припасённый заранее, и они отплывают. Однако через какое-то время мотор глохнет, и отец велит мальчикам грести. Иван жалуется на усталость и предлагает грести отцу самому, но тот не обращает внимания на его нытьё. Они приплывают на остров и устраиваются на ночлег. Перед сном Иван грозится убить отца, если тот тронет его ещё раз.

Пятница. Утром Иван берёт из палатки отца нож, Андрей уговаривает Ивана его вернуть, но брат отказывается. Отец предлагает сыновьям осмотреть остров. На острове имеется маяк. Отец с Андреем забираются на него и оглядывают окрестности. Иван подниматься наверх отказывается. Начинается дождь, все возвращаются в лагерь. На острове имеется ещё деревянный дом, из-под которого отец выкапывает некий ящик и прячет его в лодке. Затем на этой же лодке братья собираются отправиться на рыбалку. Отец разрешает им, но велит вернуться через час. Те возвращаются с опозданием, отец отчитывает их, а затем начинает бить Андрея. Иван достаёт нож и грозит убить отца, но потом бросает этот нож, убегает и залезает на маяк. Отец с Андреем устремляются за ним. Иван закрывает люк, ведущий на верхнюю площадку маяка, и заявляет, что прыгнет оттуда, если кто-либо попытается его достать. Отец делает попытку залезть по внешней стене строения, но срывается, падает вниз и разбивается. Андрей убеждается, что отец мёртв, и мальчики оттаскивают тело к лодке.

Суббота. Мальчики затаскивают тело в лодку и плывут туда, где оставили машину. Приплыв, они начинают грузить вещи, как вдруг Андрей, оглянувшись, кричит: «Папа!». Оказывается, не привязанная ими лодка отошла от берега и тонет вместе с телом отца. Не имея возможности что-либо предпринять, мальчики садятся в машину и обнаруживают в ней фотографию, похожую на ту семейную фотографию с чердака, но отца на ней почему-то уже нет…

В финале фильма идёт ряд чёрно-белых фотографий, сделанных мальчиками в поездке.

В ролях

Актёр Роль
Константин Лавроненко отец
Иван Добронравов младший брат Иван
Владимир Гарин старший брат Андрей
Наталья Вдовина мать
Галина Попова бабушка

Создание

В начальном варианте сценария действие фильма являлось как бы воспоминаниями из далёкого прошлого — по сюжету, два брата, Арчил и Давид, будучи в возрасте около сорока лет, сидят на балконе дома в Нью-Йорке и вспоминают историю из своего детства.

По словам режиссёра, картину снимали на Ладожском озере, под Санкт-Петербургом. «Все территории, которые находятся между Ладожским озером и Финским заливом — это наши территории. За месяц облазили, объездили все берега, все худо-бедно любопытные, интересные места, отбирая точки для съёмок, — Зеленогорск, Выборг, Приозерск, Сосново».

В 2004 году издан фотоальбом фотографа Владимира Мишукова, который так и называется: «Возвращение / The Return».

Награды

Фильм получил множество наград по всему миру:

  • 2003 — пять призов Венецианского кинофестиваля: приз «Золотой лев», приз CinemAvvenire за лучший первый фильм, Приз Луиджи Ди Лаурентиса – Лев Будущего, премия SIGNIS Award, приз Sergio Trasatti Award (все — Андрей Звягинцев)
  • 2003 — Премия Европейской киноакадемии за европейское открытие года (Андрей Звягинцев)
  • 2003 — три приза кинофестиваля в Хихоне: специальный приз жюри (Андрей Звягинцев), лучший сценарий (Владимир Моисеенко, Александр Новотоцкий), лучший актёр (Владимир Гарин, Иван Добронравов, Константин Лавроненко)
  • 2003 — приз Kingfisher Award за лучший дебют на кинофестивале в Любляне (Андрей Звягинцев)
  • 2003 — участие в основном конкурсе кинофестиваля в Локарно
  • 2003 — три премии «Золотой овен»: лучший фильм, лучший дебют (Андрей Звягинцев), лучшая операторская работа (Михаил Кричман)
  • 2003 — приз ФИПРЕССИ на кинофестивале в Салониках (Андрей Звягинцев)
  • 2003 — три премии «Золотой орёл»: лучший игровой фильм (Дмитрий Лесневский, Андрей Звягинцев), лучшая операторская работа (Михаил Кричман), лучшая работа звукорежиссёра (Андрей Худяков).
  • 2004 — номинация на премию «Сезар» за лучший зарубежный фильм (Андрей Звягинцев)
  • 2004 — номинация на премию «Золотой глобус» за лучший фильм на иностранном языке
  • 2004 — приз за лучший фильм на фестивале современных фильмов в Мехико (Андрей Звягинцев)
  • 2004 — две премии «Ника»: лучший игровой фильм (Дмитрий Лесневский, Андрей Звягинцев) и лучшая операторская работа (Михаил Кричман)
  • 2004 — приз зрительских симпатий на кинофестивале в Тромсё (Андрей Звягинцев)
  • 2004 — приз ФИПРЕССИ на кинофестивале в Палм-Спрингс (Андрей Звягинцев)
  • 2005 — шведская премия «Золотой жук» за лучший зарубежный фильм (Андрей Звягинцев)
  • 2005 — номинация на датскую премию «Бодиль» за лучший неамериканский фильм (Андрей Звягинцев)

Премьера

29 августа 2003 года состоялся конкурсный показ ленты «Возвращение» на Венецианском кинофестивале. По окончании просмотра публика пятнадцать минут стоя аплодировала создателям фильма.

Премьера фильма в России состоялась 16 октября 2003 года. Мировая премьера — 31 октября 2003 года. Бюджет фильма — 400 000$. Мировые кассовые сборы фильма составили $ 4 429 093.

Рецензии

  • Дубинский А. Рецензия // Дневник кино (10 ноября 2003 г.). — 27.08.2008 г.
  • Дуленин О. В Венеции знают // «Знамя». — 2004. — № 6. — 27.08.2008 г.
  • Стишова Е. На глубине // «Искусство кино». — 2004. — № 1. — 27.08.2008 г.
  • Штефанова И. Успешного возвращения! // Рецензии РусКино. Ру. — 27.08.2008 г.
  • Кошк М., Деболд Э. Оживляя русскую душу // Журнал «Что такое просветление?» — № 38, октябрь—декабрь 2007.
  • Оксана Богачевская. Возвращение // Альманах «Folio verso»

Примечания

  1. ЕВГЕНИЙ КИСЕЛЕВ: О НОВОМ ГОДЕ БЕЗ ОЛИВЬЕ, «ЯДОВИТЫХ» ЗАКОНОПРОЕКТАХ И «ЧЕРНОМ ЗЕРКАЛЕ». Телекритика (7 февраля 2015). Архивировано 23 февраля 2015 года.
  2. Российский фильм «Возвращение» получил главный приз международного кинофестиваля в Венеции. Первый канал (6 сентября 2003). Дата обращения 20 ноября 2015.
  3. Валерий Кичин. Возвращение в Венецию. Российскому фильму публика аплодировала стоя. Российская газета (29 августа 2003). Дата обращения 20 ноября 2015.
  4. The Return (2004) (англ.). Box Office Mojo. Дата обращения 13 декабря 2017.

Ссылки

  • «Возвращение» на сайте «Энциклопедия отечественного кино»
  • «Возвращение» (англ.) на сайте Internet Movie Database
  • Возвращение (англ.) на сайте allmovie
  • «Возвращение» на Rotten Tomatoes

Тематические сайты

Фильмы Андрея Звягинцева

Полнометражные фильмы

  • Возвращение (2003)
  • Изгнание (2007)
  • Елена (2011)
  • Левиафан (2014)
  • Нелюбовь (2017)

Участие в киноальманахах

  • Чёрная комната (новеллы «Бусидо», «OBSCURE», «Выбор») (2000)
  • Нью-Йорк, я люблю тебя (новелла «Апокриф») (2008)
  • Эксперимент 5IVE (новелла «Тайна») (2011)

Премия «Золотой лев» Венецианского кинофестиваля

1949—1960

  • Манон (1949)
  • Правосудие свершилось (1950)
  • Расёмон (1951)
  • Запрещённые игры (1952)
  • Ромео и Джульетта (1954)
  • Слово (1955)
  • Непокорённый (1957)
  • Жизнь Мухомацу (1958)
  • Генерал делла Ровере / Большая война (1959)
  • Переход через Рейн (1960)

1961—1980

  • В прошлом году в Мариенбаде (1961)
  • Семейная хроника / Иваново детство (1962)
  • Руки над городом (1963)
  • Красная пустыня (1964)
  • Туманные звёзды Большой Медведицы (1965)
  • Битва за Алжир (1966)
  • Дневная красавица (1967)
  • Артисты под куполом цирка: беспомощны (1968)
  • Атлантик-Сити / Глория (1980)

1981—1990

  • Свинцовые времена (1981)
  • Положение вещей (1982)
  • Имя: Кармен (1983)
  • Год спокойного солнца (1984)
  • Без крыши, вне закона (1985)
  • Зелёный луч (1986)
  • До свидания, дети (1987)
  • Легенда о святом пропойце (1988)
  • Город скорби (1989)
  • Розенкранц и Гильденстерн мертвы (1990)

1991—2000

  • Урга — территория любви (1991)
  • Цю Цзюй обращается в суд (1992)
  • Короткие истории / Три цвета: Синий (1993)
  • Да здравствует любовь / Перед дождём (1994)
  • Велорикша (1995)
  • Майкл Коллинз (1996)
  • Фейерверк (1997)
  • Сицилийцы (1998)
  • Ни одним меньше (1999)
  • Круг (2000)

2001—2010

  • Свадьба в сезон дождей (2001)
  • Сёстры Магдалины (2002)
  • Возвращение (2003)
  • Вера Дрейк (2004)
  • Горбатая гора (2005)
  • Натюрморт (2006)
  • Вожделение (2007)
  • Рестлер (2008)
  • Ливан (2009)
  • Где-то (2010)

2011—2020

  • Фауст (2011)
  • Пьета (2012)
  • Священная римская кольцевая (2013)
  • Голубь сидел на ветке, размышляя о бытии (2014)
  • Издалека (2015)
  • Женщина, которая ушла (2016)
  • Форма воды (2017)
  • Рома (2018)
  • Джокер (2019)

1988—2000

  • Покаяние (1988)
  • Холодное лето пятьдесят третьего… (1989)
  • Ашик-Кериб (1990)
  • Астенический синдром (1991)
  • Небеса обетованные (1992)
  • Анкор, ещё анкор! (1993)
  • Макаров (1994)
  • Увлеченья (1995)
  • Особенности национальной охоты (1996)
  • Кавказский пленник (1997)
  • Вор (1998)
  • Про уродов и людей (1999)
  • Хрусталёв, машину! (2000)

2001 — н. в.

  • Дневник его жены (2001)
  • Телец (2002)
  • Кукушка (2003)
  • Возвращение (2004)
  • Свои (2005)
  • 9 рота (2006)
  • Остров (2007)
  • Монгол (2008)
  • Стиляги (2009)
  • Полторы комнаты, или Сентиментальное путешествие на родину (2010)
  • Край (2011)
  • Жила-была одна баба (2012)
  • Фауст (2013)
  • Географ глобус пропил (2014)
  • Трудно быть богом (2015)
  • Милый Ханс, дорогой Пётр (2016)
  • Рай (2017)
  • Аритмия (2018)
  • Война Анны (2019)

«Кукушка» (2003) · «Возвращение» (2004) · «72 метра» (2005) · «9 рота» (2006) · «Остров» (2007) · «12» (2008) · «Дикое поле» (2009) · «Стиляги» (2010) · «Как я провёл этим летом» (2011) · «Елена» (2012) · «Белый тигр» (2013) · «Легенда № 17» (2014) · «Солнечный удар» (2015) · «Про любовь» (2016) · «Рай» (2017) · «Салют-7» (2018)· «Война Анны» (2019)

Премии «Золотой овен» и «Белый слон» за лучший фильм

1990-е

  • «Страна глухих» (1998)
  • «Хрусталёв, машину!» (1999)

2000-е

  • «Лунный папа» (2000)
  • «Телец» (2001)
  • «Кукушка» (2002)
  • «Возвращение» (2003)
  • «Свои» (2004)
  • «Солнце» (2005)
  • «Свободное плавание» (2006)
  • «Груз 200» (2007)
  • «Дикое поле» (2008)
  • «Волчок» (2009)

2010-е

  • «Кочегар» (2010)
  • «Елена» (2011)
  • «Фауст» (2012)
  • «Географ глобус пропил» (2013)
  • «Левиафан» (2014)
  • «Милый Ханс, дорогой Пётр» (2015)
  • «Рай» (2016)

1992—2000

  • Урга — территория любви (1992)
  • Утомлённые солнцем (1994)
  • Мусульманин (1995)
  • Кавказский пленник (1996)
  • Вор (1997)
  • Сибирский цирюльник (1998)
  • Молох (1999)
  • Дневник его жены (2000)

2001—2010

  • Романовы. Венценосная семья (2001)
  • Дом дураков (2002)
  • Возвращение (2003)
  • Ночной Дозор (2004)
  • Итальянец (2005)
  • 9 рота (2006)
  • 12 (2007)
  • Русалка (2008)
  • Палата № 6 (2009)
  • Край (2010)

2011—2020

  • Утомлённые солнцем 2: Цитадель (2011)
  • Белый тигр (2012)
  • Сталинград (2013)
  • Левиафан (2014)
  • Солнечный удар (2015)
  • Рай (2016)
  • Нелюбовь (2017)
  • Собибор (2018)
  • Дылда (2019)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *