Как правильно пахать плугом на мотоблоке?

Подготовка мотоблока

Мотоблок требует подготовки к работе: установки грунтовых зацепов, навешивания и регулировки плуга.

Установка грунтовых зацепов

Грунтовые зацепы — это колеса диаметром не менее 50 см и шириной от 18 см. Сделаны они из металла. Сначала нужно приготовить их вместе с дополнительными осями. Мотоблок устанавливают на ровное место. Отворачиваются резиновые колеса и на их место ставятся грунтовые зацепы.

Навешивание и регулировка плуга

Плуг прикрепляется к агрегату с помощью сцепок различной конструкции. Сначала сцепка с помощью шкворня крепится к мотоблоку. Крепление должно быть не прочное, с люфтом по горизонтали в 5-6˚. Если выполнить соединение прочно, при вспашке земли мотоблок будет отклоняться в разные стороны по причине неравномерного воздействия почвы на плуг. Это усложняет управление агрегатом.

Следующее действие — крепление плуга к сцепке. Лучше это делать с помощником. Гайки не рекомендуется закручивать полностью, чтобы регулировка плуга для мотоблока прошла правильно. Это важная операция. При неправильных действиях пахота мотоблоком будет некачественной. Для правильной регулировки распашника агрегат устанавливают на подставки высотой 20-25 см. Их можно сделать из кирпичей или обрезков досок.

Грунтовые зацепы устанавливаются на подставки и фиксируются. Мотоблок при этом не должен перевешивать. Устанавливают станину плуга в положение, в котором пятка располагается параллельно земле. Настроить это можно регулировочными болтами. Теперь подставки можно убрать и установить рукоятки управления на уровне пояса оператора.

На последнем этапе регулируется угол между поверхностью земли и концом плуга. Регулировочный винт выкручивают до тех пор, пока лезвие плуга не ляжет на землю. Затем его заднюю часть нужно поднять на 2,5 см над уровнем земли. Если этого не сделать, пахать мотоблоком будет невозможно. Глубина вспашки бывает равна высоте подставок при регулировке.

Запуск мотоблока

Эксплуатация дизельных и бензиновых двигателей начинается с запуска. Многие хозяева только что приобретенного мотоблока не имеют никакого понятия об этом процессе. Они не читают инструкцию к покупке, хотя она прикладывается к каждому изделию. Сначала нужно проверить уровень масла и топлива. Это делают перед каждым запуском мотора.

Двухтактные моторы заправляются бензином с разбавленным маслом. Пропорции масла и бензина, техника их смешивания описана в инструкции. В топливный бак бензинового двигателя заливается бензин марки А-92 или А-95. Дизельный двигатель работает на солярке, которая бывает летней и зимней. Инструкция дает сведения о температуре, при которой следует применять зимнюю или летнюю солярку.

Непосредственно перед запуском проверяются системы управления сцеплением, реверсом, газом, рулем. Все соединения в этих системах должны двигаться с небольшим усилием. Чтобы запустить бензиновый двигатель, оборудованный ручным стартером, нужно открыть кран на бензобаке. Рычаг подсоса выставляется в положение «Запуск». При выключенном зажигании выполняются 3-5 движений стартером. Затем включается зажигание, и запускается мотор. Рычаг подсоса устанавливается в положение «Работа».

Если двигатель оборудован электрическим стартером, запуск производится проще. Включается зажигание, и заводится мотор. Бензин поступает в карбюратор под действием электронасоса.

Сложнее заводится дизельный двигатель. В его системе питания находится воздух, который необходимо выгнать электрическим стартером. Когда воздух выйдет из трубок и его место займет солярка, тогда произойдет запуск мотора. При запуске ручным стартером нужно открыть краны подачи топлива, установить газ и нажать на декомпрессор. После нескольких качков стартером декомпрессор возвращается в первоначальное положение, и двигатель заводится. Работать при нагрузке можно только после прогрева дизеля.

Как настроить?

Установка колес

Перед началом дачного сезона понадобится настройка мотоблока для пахоты. Прежде чем заниматься плугом, резиновые колеса надоо заменить на металлические грунтозацепные. Это необходимо сделать, чтобы агрегат не буксовал во время земельных работ. К выбору колес следует отнестись серьезно, иначе вспахать уплотненную после зимы землю не получится.

Читать также: Причины неисправности бензопилы штиль 180

Во-первых, их диаметр должен быть не менее 55 см, во-вторых, ширина колеса подбирается в пределах 20 см, в противном случае при слишком узких колесах мотоблок потеряет устойчивость, и его будет качать в разные стороны. Если диаметр слишком мал, редуктор зацепит грунт и может прийти в негодность, а он, как известно, является «сердцем» мотоблока.

Для колес подойдет монолитный обод, чтобы земля не забивалась в грунтозацепах. Работу с колесами производят, поставив мотоблок на специальные подставки. Высота возвышенности напрямую зависит от глубины будущего вспахивания: для работы с обычным грунтом – 20 см, с мерзлым – 25 см.

Установка плуга

Благодаря сцепкам (креплениям) плуг монтируется к мотоблоку. Эту работу лучше производить с помощником, так как она потребует некоторых усилий и навыков. Сначала сцепку монтируют на мотоблок, затем соединяют с креплением плуга стальными штырями. Соединение не должно быть установлено наглухо, необходимо легкое движение по горизонтали, иначе при обработке грунта, мотоблок будет «заносить» в стороны из-за неровности почвы.

После основного монтажа, плуг необходимо отрегулировать. С регулировкой придется повозиться – от нее зависит качество вспахивания. С помощью креплений плуг наклоняют так, чтобы его «пятка» была направлена горизонтально земле. Отрегулированный мотоблок ставят на поверхность земли и проверяют руль управления – он должен находиться в районе пояса пахаря.

Осталось проверить, готов ли агрегат к земельным работам. Необходимо сделать несколько пробных борозд с замером глубины, проверить качество отвала почвы

Обращают внимание на полосу между бороздами – она не должна быть слишком широкой (не более 10 см) или пересеченной плугом

Вспашка земли относится к важнейшимсельхозработам. Подготавливая участок к посадкам весной или после сбора урожая, землю необходимо перекопать либо вспахать. Этот процесс помогает наполнить почву кислородом, удалить сорняки, благодаря ему снег на пашне лежит дольше. Можно воспользоваться лопатой, чтобы вскопать огород. Но это довольно трудоемкая работа, особенно если предстоит обрабатывать большие площади земли. В настоящее время, благодаря развитию технологий, эту задачу можно облегчить, воспользовавшись мотоблоком.

Мотоблок – это универсальное устройство. С его помощью выполняют основныесельхозработы: пашут землю, сажают корнеплоды, пропалывают всходы, окучивают картофель, убирают урожай, косят траву.

Как установить и пахать навесным плугом

Основными рабочими органами инструмента служат металлический лемех и отвал. Лемех осуществляет вспахивание, он подрезает верхние пласты грунта и направляет их на отвал. А отвал оборачивает поднятую лемехом землю, крошит её и сбрасывает в борозду. Благодаря такому процессу происходит глубокое рыхление почвы, при котором она насыщается кислородом и избавляется от сорной растительности.

На рисунке (схема) показано как выглядит лемешный плуг, предназначенный для того, чтобы пахать культиватором, мотоблоком в огороде. Разные модели приспособлений для вспашки могут иметь кое-какие отличия между собой, но преимущественно все они устроены именно так.

Перед тем, как начать пахать землю культиватором, мотоблоком, осуществляют сборку съёмного плуга. Для этого берут два болта и с их помощью присоединяют сцепку к стойке навесного орудия. Собранный узел нужно присоединить на кронштейн культиватора, слегка фиксируют и затем производят настройку по параметрам:

  • глубина вспашки;
  • угла наклона отвала;
  • угла наклона пятки (полевой доски).

Для подгонки под нужную глубину пахоты мотокультиватор выкатывают на подставки высотою 12-20 см и ставят максимально ровно, да так, чтобы полевая доска полностью соприкасалась с поверхностью земли, а стойка была перпендикулярна ей. Навесной плуг регулируют до необходимого положения, при котором он будет пахать, а затем закрепляют винтом-регулятором и контргайкой.

Для регулировки угла наклона отвала культиватор накреняют в сторону. Для этого из-под правого колеса (или грунтозацепа) убирают подставку, оставляя только под левым. Гайки крепления навески к сцепке слегка ослабляют, плуг медленно поворачивают, придавая ему оптимальное положение для вспашки.

Изменение угла наклона пятки (полевой доски) осуществляют вращением регулировочного винта сцепки культиватора. Если требуется увеличить высоту подъёма пятки относительно лемеха, винт прокручивают по часовой стрелке и наоборот. При регулировке обязательно следят за тем, чтобы расстояние не превышало 3 см, иначе нос плуга при вспашке в огороде начнёт зарываться вглубь земли и ухудшать тяговое усилие культиватора, впрочем, как и мотоблока или мототрактора. По окончанию выполнения регулировки все гайки хорошо затягивают гаечным ключом. Более подробно рассмотреть процесс настройки плуга для пахоты мотокультиваторами Салют, Нева и прочими можно на видео.

После проведения указанных выше настроек плуг полностью готов к эксплуатации, вы смогли его выставить, и можно пробовать пахать в огороде. Перед тем, как начать им основательно пахать, особенно, целину, выполняют контрольную вспашку и оценивают, правильно ли отрегулирован плуг, каковы заглубления борозды и качество отвала почвы. Как правильно пахать культиватором, хорошо показано на видео на примере мотоблока Нева

Так же можно посмотреть видео о том, как себя ведёт тяжёлый мотоблок Зирка при вспашке целины, обратите внимание как заглубляется плуг

При правильной регулировке плуга мотоагрегат во время вспашки движется равномерно, без рывков, не зарываясь «носом» лемеха вглубь. Борозды из-под отвала получаются ровными и не идут «внахлёст» друг с другом при пахоте. Если на участке твёрдая почва, то вспахивание проводят в два захода. При первой вспашке устанавливают заданную меньшую глубину, при второй – большую. Таким же способом нужно пахать и целину. Для обработки маленьких территорий используют в основном культиватор и фреза для пахоты. Средние по площади наделы так же культивируют культиватором, но с применением лущильника или лёгкого плуга, а тяжёлые и целину – при помощи мощного мотокультиватора (например, Нева) и навесного плуга. Вы можете разработать собственную методику настройки плуга, которая подходит для вашего мотоблока. Прицепить плуг на мотоблок не составит труда.

Подготовка мотоблока и регулировка плуга перед вспашкой

Непосредственно перед тем, как вспахать землю мотоблоком, потребуется правильно подготовить технику. Для этого нужно перевезти мотоблок на ровный участок, подготовить сменные оси и грунтозацепы для агрегата, после чего снять штатные колеса мотоблока, а вместо них установить подготовленные оси с грунтозацепами.

Сразу же после этого следует приступить непосредственно к установке имеющегося плуга. С этой целью используемое навесное оборудование нужно соединить с имеющимся в конструкции мотоблока предусмотренным сцепным устройством. Гайки фиксации, при этом, полностью затягивать не нужно, чтобы иметь возможность настроить оптимальное положение плуга. После этого посредством двух штырей необходимо скрепить сцепной механизм, плуг и серьгу крепления мотоблока. Далее можно начать регулировку плуга.

Порядок действий при этой должен выглядеть следующим образом:

  1. В первую очередь под используемый мотоблок необходимо подложить специальные подставки – если их нет, то можно положить под установленные на агрегат грунтозацепы толстые доски или кирпичи. Высота используемых подставок напрямую зависит от сезона, во время которого планируется вспашка земли мотоблоком. Если работы осуществляется весной, то толщина досок или кирпичей должна составлять не более 20 см, если грунт обрабатывается зимой, то высота используемых подставок не должна быть меньше 25 см;
  2. Еще одну подставку следует поместить под опорный элемент мотоблока – это крайне необходимо для того, чтобы мотоблок во время регулировки навески не наклонялся в сторону регулируемого плуга;
  3. Как только сельскохозяйственная машина будет сбалансирована, потребуется выставить наклон корпуса плуга, используя для этого регулировочные болты мотоблока. В результате пятка корпуса плуга должна располагаться параллельно поверхности земли;
  4. После этого потребуется снять агрегат с подставок и выставить водило. В итоге ручки последнего должны быть расположены на уровне пояса оператора – таким образом, при работе его руки не будут уставать от работы с мотоблоком. После настройки положения установленного плуга следует приступать непосредственно к вспашке почвы.

Не следует игнорировать необходимость регулировки положения плуга, ведь от этого напрямую зависит качество вспашки и, как следствие, возможность вырастить богатый урожай.

1 Подготовка к работе

Перед началом работ мотоблок требуется подготовить. Для этого к нему подсоединяют навесные оборудования, устанавливают грунтозацепные колеса, проверяют все узлы.

1.1 Грунтозацепы

Вспахать огород возможно только применив грунтозацепы. Потому как нагрузка на мотоблок при вспашке земли вырастает в несколько раз. Воспользовавшись грунтозацепами, эту задачу можно облегчить. Для этого необходимо:

Устройство грунтозацепов

снять ступицы и транспортные колеса на мотоблоке;
установить на ось привода ступицы, предназначенные для грунтозацепов.  Такие ступицы длиннее, поэтому ширина колеи увеличится и мотоблок при вспашке станет более устойчивым. Ступицы соединить с валом шпильками и зафиксировать шплинтами;
установить грунтозацепы на ступицы

Следует обратить внимание, что протектор должен сужаться вперед.

Важен размер грунтозацепных колес, потому как при маленьком диаметре не будет нужного просвета между редуктором и землей, а с узкими колесами мотоблок будет «водить» по борозде. Оптимальный размер грунтозацепных колес: диаметр —  50-60 см, ширина обода – до 20 см. вес мотоблока с колесами желателен более 70 кг. При меньшем весе мотоблок будет буксовать.

1.2 Плуг

Основные составляющие для вспашки земли – это плуг и сцепка. Их следует собрать в один механизм. После этого установить на мотоблок. Существуют сцепки различных модификаций, однако воспользоваться лучше универсальной, это обеспечит надежную фиксацию плуга к фаркопу мотоблока и позволит выполнить точную регулировку плуга. При соединении плуга со сцепным устройством крепежные гайки не следует сразу затягивать, чтобы можно было отрегулировать плуг. Сцепку с плугом и крепежную серьгу мотоблока соединяют двумя штырями.

Далее следует  более трудоемкий этап – регулировка плуга.

  1. Мотоблок первым делом следует установить на подставки, высота которых зависит от желаемой глубины вспашки. Подставки высотой 15 см нужны для глубины пахоты в 15-18 см, а для 20-23 см – высота подставки должна быть 20 см. На ровную поверхность укладываем подставки, на них – мотоблок. При этом плуг устанавливают так, чтобы он касался земли полевой доской по всей длине. Проследить, чтобы стойка плуга расположилась перпендикулярно земле и параллельно внутреннему торцу грунтозацепа.
  2. Далее необходимо отрегулировать угол наклона пятки плуга, или полевой доски. Расстояние между лемехом (нос плуга) и пяткой плуга не должно быть более 3 см (размер спичечного коробка). При неотрегулированной полевой доске пахота ухудшится, плуг будет сильно зарываться в почву, что приведет к перегреву и остановке двигателя.
  3. Для того, чтобы настроить оборудование по ширине колеи, следует заметить, как расположен нос(лемех) плуга. Правая кромка лемеха и внутренний край правого колеса должны находиться на одной линии.  Земля при этом будет подрезаться ровно и работать будет легче.

Устройство плуга для мотоблока

После сборки и регулировки следует проверить  правильность проделанной работы, сделав контрольную вспашку. Между гребнями предыдущей и следующей борозды расстояние должно быть не более 10 см.  Также не должно быть навала почвы с одной борозды на другую. Для этого правое колесо мотоблока должно двигаться посередине отвала предыдущей борозды. Правильно отрегулированный мотоблок  работает без рывков, плуг не зарывается глубоко в землю лемехом.

1.3 Подготовительные мероприятия

Для опытных пахарей подготовительные мероприятия можно пропустить. Но для тех, кто пашет впервые, вдоль начального ряда участка следует протянуть ориентировочный шнур. При вспашке плуг обычно уводит вправо, и сделать ряд ровным сложно. В этом случае для ориентира поможет натянутый шнур. Второй и следующие ряды можно пахать без дополнительных приспособлений, так как колесо мотоблока будет двигаться по борозде.

Правила пахотных работ

Для того чтобы земля была плодородной, а урожай хорошим, следует придерживаться некоторых рекомендаций, которые существуют и для целины, и для земель, уже проходивших ранее обработку. Одним из ключевых моментов является настройка оборудования. Перед тем как начинать пахоту почвы, необходимо максимально тщательно отрегулировать ширину и глубину вскапывания. Далее следует убедиться, что мотоблок готов к работе, то есть он полностью заправлен горюче-смазочными материалами.

Что касается того, как пахать землю с помощью мотоблока, то для разных типов грунта имеются свои рекомендации. Но все же чаще всего специалисты советуют делать борозду около 50 см при глубине не более 15 см. Если же почва очень грубая, можно углубиться до 25 см.

Участок, который планируется обрабатывать при помощи мотоблока либо мотокультиватора, должен быть полностью очищен от крупных камней и мусора. Желательно сразу убрать все доступные сорняки. Далее по участку прокладывается ориентировочный шнур. Это позволяет создать максимально ровный пахотный ряд.

Вспашка целины несколько отличается от обычной работы такого типа. Тут можно двигаться по кругу либо по зигзагу. Все зависит от личных предпочтений фермера. При этом обязательно учитывается форма обрабатываемого участка. Специалисты рекомендуют проводить круговую вспашку на прямоугольных полях, а зигзагообразную на квадратных.

Работа на целине нередко сопряжена с многочисленными сложностями. Поэтому для таких случаев рекомендуется выбирать мощную технику. Иногда земля оказывается настолько твердой, что не удается нормально вспахать целину мотоблоком, причем даже самым мощным. Для таких случаев рекомендуется поэтапная вспашка, то есть работу придется выполнять 2 или 3 раза. При этом рекомендуется выбирать время после обильных дождей, так как влажный грунт лучше поддается обработке.

После окончания вспашки необходимо тщательно очистить оборудование от земли. В этом случае техника прослужит долго без необходимости в ремонте.

В современном мире для вспашки земли приусадебных участков все чаще применяют аграрную технику. Это стало возможным благодаря ее разнообразию и доступной цене некоторых видов. Одним из самых распространенных видов техники является мотоблок.

Использование мотоблока при вспашке земли имеет ряд преимуществ по сравнению с ручной обработкой:

  • В несколько раз увеличивается производительность труда за счет сокращения времени и сил на обработку;
  • Возможность проводить другие работы: взрыхление почвы, внесение удобрений и другие;
  • При вспахивании мотоблоком глубина борозды получается больше, при этом состояние и качество грунта также улучшается;
  • Благодаря использованию мотокультиватора земля обогащается кислородом и лучше увлажняется;
  • Уменьшается количество сорняков, урожайность на таких участках повышается в два раза.

Однако в любом деле есть две стороны, поэтому механическая вспашка земли имеет и свои недостатки. Так, она не используется на участках с сорняками с глубокими корнями, т.к. это приведет к их еще большему размножению. Кроме того, если обрабатывать почву таким образом постоянно, ее плодородный слой постепенно теряет свое качество, поэтому требуется дополнительное ее обогащение удобрениями.

Плуг к мотоблоку своими руками

Тому, кто умеет обращаться с инструментом и обучен работать со сварочным аппаратом, не составит большого труда изготовить механизм для вспашки огорода мотоблоком самостоятельно. Достаточно подготовить материал: металлические листы, болты, уголок. Причем изделия могут быть не новыми, а уже бывшими в употреблении, но в хорошем состоянии.

Лемех выполняют из листа трехмиллиметровой стали. Остальные элементы выполняются из полосы и уголка. Части плуга соединяются между собой сваркой и затем стыки зачищаются болгаркой. Некоторые монтируют двухрядными, чтобы избежать второго прохода в начале полосы при движении параллельными рядами.

Самостоятельное изготовление чертежа и конструктивных элементов требует особого внимания. Точность изготовления деталей исключит возможность проявления нарушений в работе целого организма.

Современные конструкции плугов насчитывают большое количество разновидностей: одно- и двухкорпусные, отвальные и безотвальные, поворотные и роторные.

Преимущества самодельного оборудования:

  • возможность проведения точных замеров и расчетов на месте;
  • стоимость готовой конструкции будет дешевле аналогичной заводской;
  • выбор качественного материала;
  • сборка конструкции осуществляется под постоянным наблюдением.

Своевременность и качество вспашки земли трактором

Вовремя проведенное вспахивание поможет сохранить влагу в грунте. При работе земля не должна намазываться на плуг и отпадать крупными кусками, что возможно при высокой влажности. Или распыляться, и ломаться при низкой влажности. При обработке широкими пластами рыхление бывает неполным, когда плуг берет пласт, превышающий его нормальную работу. В свою очередь, если опоздать, и дать почве пересохнуть — это сильно повлияет на будущую урожайность. Именно поэтому выбор оптимального времени для пахоты — одна из важнейших задач землевладельца.

Наша компания имеет огромный опыт в проведении полевых работ (мы обработали свыше 10000 гектар земли), и с радостью подскажем вам необходимое время не только для вспашки, но и для любого другого вида обработки земли.

2 Вспашка участка мотоблоком

Существует два способа вспашки огорода.

  1. Пахота всвал. Работать начинают с центра участка. На противоположной стороне мотоблок разворачивают, правое колесо ставят в борозду и идут назад. При этом получается большой гребень. Так продвигаются, вспахивая весь огород. Плюсы этого способа в том, что если на огороде есть еще немного снега, он попадает в борозды и дольше не тает, наполняя землю влагой.
  2. Вспашка вразвал.Двигаться начинают с правого края участка. В конце ряда перегоняют аппарат на другой край и снова пропахивают. И так продолжают всю вспашку, ряд за рядом. При таком методе плуг переворачивает почву и засыпает ею удобрения.

Весной рекомендуется прокультивировать огород фрезами, измельчая большие куски земли и навоза, что в свою очередь повысит урожайность.

Мотоблок Крот очень популярен среди дачников и огородников, потому как значительно облегчает труд. Устройство его несложное, а качество обработки земли при его использовании вырастает в разы

Однако для такого результата важно научиться правильно использовать технику на своем участке

2.1 Запуск мотоблока

Перед началом работы включают сцепление, выбрав «нейтраль» на коробке передач, запускают двигатель, который должен прогреться. Оптимальной скоростью для обработки почвы среднего качества считается вторая.

Вспашка земли мотоблоком

В процессе вспашки  число оборотов может меняться. Его корректируют, когда изменяется  глубина вспашки или при переходе на другой тип почвы.

2.2 Вспашка участка

Как правильно пахать? Для выполнения основной работы технику установить на края поля. Руль расположить параллельно земле.

Мотоблок заглубить немного в грунт, нажатием вниз. Двигаться прямо, придерживая за ручки.  Давить сильно на руль  не следует, так же, как и толкать работающий мотоблок. Главная задача в том, чтобы удерживать руль правильно, чтобы аппарат не погрузился глубоко в почву или наоборот не поднялся вверх. Сделав первую борозду, проверяют ее глубину от дна до гребня, которая должна варьироваться от 15 до 18 см.

Если аппарат прекратил двигаться, а фрезы зарываются в землю, то его следует, взяв за рукоятки, вывести на ровное положение. Могут возникнуть отклонения в стороны, особенно на прокультивированных бороздах. На рыхлой, обработанной земле следят, чтобы фрезы не погружались глубоко, а на твердой почве делают несколько подходов, сделав первую обработку на малых оборотах.

2.4 Рекомендации

Мотоблок следует подбирать в зависимости от размера участка. Делятся они на три типа:

  1. Мотокультиватор или легкий мотоблок. Весит до 50 кг. Мощность – 3-5 лошадиных сил. Предназначен для обработки земли до 6 соток с помощью фрезы или культиватора.
  2. Средний мотоблок. Вес – до 100 кг. Мощность – до 12 лошадиных сил. Вспахивает участок до 120 соток при помощи легкого плуга.
  3. Тяжелый мотоблок. Мощность – до 30 лошадиных сил. С его помощью можно обработать площадь до 2 гектар. Работает с навесным плугом.

Важнейшая работа огородника весной или осенью – вспашка приусадебного участка. У многих в хозяйстве уже имеется собственный мотоблок для этих целей, что значительно облегчает труд. У новичков могут возникнуть трудности при  работе с этой техникой. Как пахать мотоблоком, как отрегулировать плуг, чтобы аккуратно и правильно вспахать огород. Ответы на эти вопросы  позволят качественно провести требуемые работы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector