Орловский рысак

Калмыцкая

Калмыцкая — порода лошадей, живущих в степных районах к северу и северо-западу от Каспийского моря. Имеет крупную грубую горбоносую голову, сильно развитую нижнюю челюсть, короткую шею с кадыком.

Спина прямая, конечности крепкие, с развитыми мышцами. Масть обычно гнедая или бурая всех оттенков. Лошади очень крепки, легки и быстры и, подобно киргизским, способны бежать без отдыха и корма до 100 километров. Число их в XIX веке было не менее полумиллиона.

Родственна киргизской лошади. Происходит от монгольских лошадей, завезённых калмыками при их переселении из Центральной Азии в Прикаспийские степи в начале XVII века.

Отличается выносливостью и крепостью, имеет относительно большой рост, поэтому использовалась для кавалерии. В начале 19-го века для улучшения характеристик породы в селе Элиста была открыта заводская конюшня.

Однако уже к 1930-м годам характеристики коней породы сильно варьировались (рост в холке от 140 до 160 см) из-за скрещивания с другими породами, а редкие типичные представители имели разные отклонения от эталона. Сейчас ведутся работы по восстановлению породы.

Русский тяжеловоз — все о породе и много фоток

Рост лошади — 150-153 см.

Масть — рыжая в основной массе, редко вороная и рыже-чалая, белые отметины на ногах и морде обязательны.

Экстерьер — самый невысокий тяжеловоз из отечественных. Длинная морда, достаточно сухая, шея очень широкая, мощная, плечи спрямленные, мышечный корпус размещается на невысоких ногах, ноги толстые, крепкие, устойчивые, копыто широкое, оброслость гривы, челки, хвоста и щеток выраженная.

Внешне лошади породы Русский тяжеловоз прославились средней размером и при этом легкой головой с широким лбом, которая восседает на короткой мускулистой шее, густой шикарной шевелюрой в гриве и хвосте, а также длинными щетками на конечностях.

Телосложение лошади характерное для тяжеловозов, длинная сильная спина, сухая конституция, короткие сильные конечности, ровная поясница и достаточно широкая холка.

  1. Уральский тип лошади, который разнится удлиненными конечностями, покрытыми объемной шевелюрой.
  2. Массивный тип лошадей, которые большие по габаритам по сравнению с другими тяжеловозами.
  3. Новоалексеевский тип лошади, схожий визуально с массивным типом, но немного меньший по параметрам.

Визитная карточка коня данной породы — непоколебима выносливость, спокойный добрый нрав, покорность хозяину.

История породы

Примерно одно столетие тому русский народ начал активно вести селекцию породы Русский тяжеловоз. Первыми предками лошадей признаны древние ардены, которые проживали в Бельгийских горах.

На то время эти животные выглядели не однотипно, к тому же в экстерьере были зафиксированы многие недочеты. При этом ардены быстро преодолевали расстояния, а их облик преображала сухая конституция телосложения.

Люди быстро нашли общий язык с этими лошадьми, так как они кушали любой корм с особым аппетитом и прекрасно себя чувствовали в любых условиях содержания.

Все владельцы и работники конных заводов всячески пытались распространить эту породу лошадей.

А чтобы устранить недостатки арденов, их регулярно скрещивали с разными славными скакунами, в частности, с брабансонами.

Такие работы не прошли даром, спустя годы ардены стали гораздо внушительнее выглядеть и демонстрировать лучшие качества.

В частности, восхищение зрителей удостоился самец по кличке Каравай, бурый кон данной породы. Ему даже вручили золотую медаль, как самому ценному выпускнику Хреновского конного завода.

В самой же Бельгии породу подавила другая более мощная лошадь — бельгийская рабочая порода. И русские люди приложили максимум усилий, чтобы сохранить представителей породы арденов. Коннозаводства поставили цель вывести невысокую рабочую лошадь, которая сможет трудиться на благо отечества, при этом быть неприхотливой и выносливой.

Племенными производителями в селекции и выведении новой породы стали многие лошади, в частности кони по кличке Караул, Ларчик, Рубикон и Поденщик.

История и развитие

В середине XIX века в нашу страну были завезены европейские тяжеловозы-ардены. Несмотря на не слишком изящный внешний вид и скромный экстерьер они стали невероятно популярны. В начале XX века производством некрупных тяжеловозов занималось уже большинство конезаводов и хозяйств. При этом арденов смешивали с разными породами: брабансонскими, першеронскими, даже с орловским рысаком.

Все это привело к тому, что качество породы было существенно улучшено, она приобрела уже четкие очертания и стала завоевывать места на выставках не только в пределах страны, но и за границей. Смена государственного строя негативно сказалась на разведении лошадей в принципе, однако, через несколько лет конезаводы начали восстанавливаться. В середине XX века была официально зарегистрирована порода русский тяжеловоз, работа над которой продолжается до сих пор.

Нарымская

Нарымская лошадь впервые была описана Петром Великосельцевым как тип сибирской породы в 1845 году. Лошадей нарымской породы разводили главным образом в бывшем Нарымском округе Томской области.

Нарымская лошадь сходна по экстерьеру и конституции с приобской породой и образующая с ней общий массив лошадей, распространенных в долине среднего и нижнего течения реки Оби.

Несколько крупнее приобской, имеет тот же выраженный упряжной тип, крепкую или грубую конституцию, преимущественно саврасую масть. Отличается выносливостью, приспособленностью к местным условиям. В целом, это некрупная, костистая лошадь упряжных форм.

По данным профессора А. А. Жилинского, в зимний период с грузом 3-3,5 центнера проходят 900 км за 30 дней или 25-40 км и сутки.

Русский тяжеловоз сегодня

На текущее время практически все конезаводы переживают сложные времена, многие из них просто становятся банкротами и вынуждены распродавать лошадей за бесценок. Вообще тяжеловозы неприхотливые животные, продающиеся за среднюю стоимость, которая многим людям будет вполне по карману. За счет этого при Советском Союзе разведение такого бизнеса подкреплялось государственной поддержкой. К сожалению, нынешние частники могут рассчитывать только на самообеспечение.

Из-за нехватки средств на поддержание фермерства многие коннозаводства теряют уровень технической базы, сокращая поголовье до минимума. Нехватка корма сказывает на размерах, молодняк растет с меньшим ростом и слабыми характеристиками. На сегодня статистика демонстрирует сокращение поголовья русских тяжеловозов в 3,5 раза. И только при помощи энтузиастов кое-как поддерживается племенная работа по сохранность породы.

Краткая история селекции

В 40-х годах XIX века из Бельгии в Россию стали завозить некрупных тяжелоупряжных лошадей – арденов. Они быстро получили распространение, хотя и имели ряд экстерьерных недостатков. В 1904 году уже более 300 российских хозяйств и конных заводов занимались разведением арденов, но в разнообразных помесях – с першеронами, брабансонами. Орловский рысак также поучаствовал в улучшении качеств русских арденов.

В результате многолинейного скрещивания порода приобрела собственные черты и заслужила признание на международных выставках. Революция 1917 года на несколько лет прервала племенную работу. Возобновилась она уже в новых условиях и завершилась только в 50-х годах XX века регистрацией породы, которую назвали русский тяжеловоз. Сегодня основная работа с ней ведётся ВНИИ коневодства.

Общее описание коней

Если посмотреть на Орловского рысака, можно заметить, что у животного большая голова с выразительными большими глазами. Шея естественно изогнутая и длинная, а грудь широкая и глубокая. Тело имеет хорошо выпуклые ребра, длинную спину, оно мускулистое на всем протяжении. Ноги сильные, с четко выраженными сухожилиями и выдающимися суставами.

Рысаки обладают довольно большими копытами и невероятной выносливостью. 

В целом, эта порода впечатляет своей быстротой и ловкостью. Такое строение тела позволяет ему быть мощным, легким и элегантным одновременно.

Существует 3 типа экстерьера орловских лошадей: сухой (легкий), промежуточный (“средний”), массивный (напоминает тяжеловоза). Из  8 основных линий породы орловцев, линия  Пиона признается ведущей как по количеству коней производителей, так и по экстерьерному и резвостному качеству будущего потомства.

В наше время орловские кони могут использоваться для конкура либо выездки. Но основное предназначение остается, конечно же, за постоянным участием в рысистых бегах.

Лошади тяжеловозных пород

Лошади тяжеловозы заметно отличаются от более распространенных вьючных и верховых лошадей. Тяжеловозные лошади имеют весьма внушительные размеры, превышающие лошадей других пород. У них массивное, мускулистое тело, рост некоторых достигает 2-х метров, а вес 1 тонну. Они не такие резвые и быстрые, но зато обладают огромной силой и выносливостью, к тому же, эти гиганты обычно имеют спокойный добродушный характер.

Движения лошадей тяжеловозов неторопливые и уверенные, обычно это спокойный или ускоренный шаг, или легкая трусца. Однако они могут двигаться и достаточно быстро своеобразным мягким аллюром. У большинства тяжеловозов есть особенность при беге чередовать шаг с галопа на рысь, при чем практически незаметно для наездника, так что тряска в седле почти не ощущается. Однако быстро скакать тяжеловозы могут не долго, не более 1,5 км. и для разгона им требуется значительное расстояние, метров 150-200. Веса запряженной коляски эти лошади практически не чувствуют.

Однако это не умаляет достоинств этого уникального вида лошадей, у них совершенно другие способности. Лошадь тяжеловоз обладает огромным тяговым усилием и необычной выносливостью. При работе на пахоте с плугом, эти лошади работают практически весь световой день. Запряженные в воз весом в несколько тонн, пара таких лошадей может двигаться сутками. Главное для них это хороший корм и возможность своевременно отдохнуть.

Селекционеры и коннозаводчики давно ценят коней тяжеловозов за богатырскую мощь и крепкую стать, которую он передает потомству, поэтому многие жеребцы элитных пород тяжеловозов используют для выведения новых и улучшения существующих пород.

Интересные факты

  1. Русский тяжеловоз признан самым крупным тяжело-упряжным конем среди прочих своих собратьев.
  2. Самые ценные представители породы Русский тяжеловоз находятся в заводе Куединском в Пермской области, Вологодском заводе, а также на заводе Мстиславском, что в Белоруссии.
  3. Несмотря на то, что лошадь именуется русской, выведением ее занимались коневоды на территории Украины в том числе.
  4. Сегодня существуют два типа выведения русского тяжеловоза — уральский и украинский тип, от каждого идут дополнительные линии.
  5. Русский тяжеловоз активно принимает участие в улучшении других пород лошадей.

Достижения

Лошадь породы советский тяжеловоз способна в одиночку сдвинуть с места состав, вес которого составляет 15 т. Силовые конкурсные испытания для коней тягловых пород стали проводить с 1950-х гг. К соревнованиям допускаются животные, достигшие возраста 4 лет.

Испытания включают в себя несколько этапов. Конь должен пройти рысью 2 км с грузом, вес которого составляет 1,5 т. Затем он должен преодолеть это расстояние шагом, неся на себе груз 4,5 т. Итоговое испытание — протащить груз весом 9 т на максимальное расстояние.

Среди рекордсменов таких состязаний часто оказываются тяжеловозы этого вида. В 1957 г. жеребцу по кличке Форс удалось переместить груз массой 23 т на 35 м. В 1968 г. призером стала кобыла Русалка, также принадлежащая к этой породе. Она тащила груз весом 9 т более 2 км.

Орловская порода лошадей

Орловская порода лошадей зародилась в третьей четверти XVIII века, когда Россия испытывала очень нуждалась в быстрых, сильных и красивых лошадях, которые нужны были и царскому двору, и кавалерии. Лошади из Западной Европы тяжело привыкали к климату России и были слишком массивны, поэтому необходимо было выводить свою рысистую породу.

В 1775 году главнокомандующий русским флотом, граф Алексей Григорьевич Орлов, вернувшись с русско-турецкой войны 1774 года, по распоряжению императрицы начинает работу по созданию новой породы лошадей. Он хотел, чтобы лошадь сочетала в себе грацию, красоту и сухость арабских скакунов с массивностью, мощью и рысистыми качествами представителей упряжных пород Западной Европы (датской, голландской, норфолькской, мекленбургской).

Орлову были выделены из дворцовых конных заводов 12 трофейных жеребцов и 9 кобыл из Аравии и Турции, помимо этого граф приобретал лошадей на свои средства, порой за очень большие деньги. Например, за арабского жеребца Сметанку заплатил 60 тысяч рублей серебром (в то время как годовые расходы коневодства России в 1774 году укладывались в 25 тысяч рублей). Племенная работа была начата в Подмосковье, но потом перенесена в Хреновской конный завод Орлова в Воронежской губернии.

От Сметанки и датской кобылы получен жеребец Полкан I, которого Орлов скрещивал его с лошадьми разных пород. От Полкана I и кобылы голландской породы (современные фризы) в 1784 году родился жеребец Барс I, который и стал прародителем орловской породы. В дальнейшем путём скрещивания Барса с верховыми и упряжными кобылами европейских пород получено потомство с различной генетической основой. В России в племенной работе используются мужские линии жеребцов: Барчука, Ловчего, Отбоя, Пилота, Пролива и Успеха. Особо известно в породе потомство серого жеребца Пиона (Кипр, Ковбой, Иппик, его сын Колорит) из линии Отбоя.

Большое внимание граф Орлов уделял испытаниям рысаков на коротких дистанциях, в которых участвовал и сам. Современники утверждали, что Барс I «бежал необыкновенно красивым, нарядным ходом»

Современный орловский рысак – красиво сложенная, гармоничная, нарядная, довольно крупная лошадь, средние промеры: высота в холке 162 см, длина туловища 164 см, обхват груди – 188 см, пясти – 20,6 см. Для экстерьера орловской рысистой лошади характерна красивая сухая голова с небольшими ушами; длинная, высоко поставленная лебединая шея; широкая грудь; высокая холка; несколько спущенный круп; сухие сильные ноги; грива и хвост пышные. Наиболее распространена серая масть, но встречается ещё вороная и гнедая, значительно реже – рыжая.

По характеру орловцы – добронравные лошади с живым энергичным темпераментом. К достоинствам орловской лошади следует отнести высокую плодовитость и способность привыкать к различным климатическим условиям. У орловцев гордая осанка, грациозные высокие движения, с сильным сгибанием передних ног, при этом задние ноги далеко переступают следы передних.

На протяжении многих лет орловского рысака использовали для хозяйственных нужд, для извоза, для улучшения рабочих лошадей. Особенно часто скрещивали орловских жеребцов с кобылами тяжеловозных пород, это практикуется и в наши дни для получения универсальной лошади с высокой работоспособностью.

Помимо хозяйственного использования орловцы участвовали и в конноспортивных состязаниях, на скачках они побеждали до конца XIX века, показывая высокую резвость на рыси. Лучшее время на дистанции 1600 м, показанное на Раменском ипподроме в 1991 году рыжим жеребцом Ковбоем (Пермский завод), составляет 1 мин 57,2. На длинных дистанциях (3200 м и более) орловцы также показывают неплохие результаты.

В наши дни орловского рысака всё чаще используют в упряжных видах конного спорта (драйвинга, соревнований русских троек), конного туризма и проката, в то же время участие в скачках происходит всё реже, хотя на международных аукционах лошадей орловцы пользуются неизменным спросом.

На данный момент в конных заводах России к сожалению осталось порядка 700 чистопородных орловских кобыл и около пятидесяти жеребцов, в то время как в начале XX века в распоряжении коневодов страны было 20 тысяч маток. С ипподромных дорожек орловского и русского рысака вытесняет американская стандартбредная лошадь по той причине, что она генетически более резвая.

Орловская рысистая порода по-прежнему играет важную роль в племенном коневодстве таких стран, как, Казахстан, Киргизия, Украина; на Западе эти лошади тоже популярны. Ведущими хозяйствами России, занимающимися разведением орловцев, являются заводы: Хреновской и Чесменский (Воронежская область), Московский, Пермский и Новотомниковский (Тамбовская область).

История породы

Примерно одно столетие тому русский народ начал активно вести селекцию породы Русский тяжеловоз. Первыми предками лошадей признаны древние ардены, которые проживали в Бельгийских горах. На то время эти животные выглядели не однотипно, к тому же в экстерьере были зафиксированы многие недочеты. При этом ардены быстро преодолевали расстояния, а их облик преображала сухая конституция телосложения. Люди быстро нашли общий язык с этими лошадьми, так как они кушали любой корм с особым аппетитом и прекрасно себя чувствовали в любых условиях содержания.

Россияне оценили по достоинству таких неприхотливых лошадей, на момент 1904 года около 376 ферм занялись разведением арденов. Самые масштабные коннозаводства — Хреновский и Деркульский заводы. Все владельцы и работники конных заводов всячески пытались распространить эту породу лошадей. А чтобы устранить недостатки арденов, их регулярно скрещивали с разными славными скакунами, в частности, с брабансонами.

Такие работы не прошли даром, спустя годы ардены стали гораздо внушительнее выглядеть и демонстрировать лучшие качества. Проходящая в Париже мировая выставка в 1900 году не прошла бесследно для этих лошадей, арденов выделили, как достойных рабочих самобытных лошадей. В частности, восхищение зрителей удостоился самец по кличке Каравай, бурый кон данной породы. Ему даже вручили золотую медаль, как самому ценному выпускнику Хреновского конного завода.

В самой же Бельгии породу подавила другая более мощная лошадь — бельгийская рабочая порода. И русские люди приложили максимум усилий, чтобы сохранить представителей породы арденов. Коннозаводства поставили цель вывести невысокую рабочую лошадь, которая сможет трудиться на благо отечества, при этом быть неприхотливой и выносливой.

Племенными производителями в селекции и выведении новой породы стали многие лошади, в частности кони по кличке Караул, Ларчик, Рубикон и Поденщик.

Выведенное поголовье новых лошадей значительно отличалось от ранее привычных русскому народу арденов. По наступлению 1952 года Министерство сельского хозяйства Советского союза выдало установление, где говорилось о том ,что породу стоит обозначить наименованием — Русский тяжеловоз .

Русский тяжеловоз

Русский тяжеловоз относится к породе тяжелоупряжных лошадей. Чаще всего применяются для перевоза большого груза. И хоть и не является самой крупной лошадью в мире, но обладает достаточной силой и выдержкой. Отличается замечательной работоспособностью и долголетием, а также довольно высокой плодовитостью. В отличие от многих лошадей, абсолютно не требовательны к условиям жизни, Русские тяжеловозы отлично подстраиваются под условия русского климата.

Происхождение

Родиной Русского тяжеловозного коня является Урал и работы по выводу породы были довольно непростыми. Во время селекционных работ использовались — Бельгийские тяжеловозы и русские упряжные породы. Также неоднократно приливались крови Орловских рысаков, Першеронов, Брабансонов и даже Арабских чистокровных скакунов. Основной целью было вывести скакуна с силой на достаточном уровне, неприхотливого и обладающего резвостью, чтобы он мог свободно шагать и бегать рысью.

Внешний вид

Высота в холке составляет от 146 до 150 см. Корпус лошади весьма удлинен, однако, ноги слегка коротковаты, зато отличаются крепостью. Голова довольно небольших размеров, но широкая, а шея отличается мускулистостью. Окрас шерсти такого скакуна в основном рыжий или рыже — чалый. Иногда, очень редко, встречается вороная и гнедая масть.

Характер

Лошадки породы Русский тяжеловоз отличаются абсолютно спокойным характером и добродушностью. Они умны и уравновешены. Благодаря этому легко идут на контакт с людьми и отлично служат им.

Использование

Орловская рысистая, несмотря на название, универсальная порода. Она используется

и конном спорте под седлом (конкур, выездка). Основное ее применение — в запряжке (парная, тройка, четверка). Сегодня орловцы популярны не только в рысистых забегах, но и драйвинге.

Извозчики царской России любили орловских рысаков за способность резво бежать длинные дистанции ровным темпом. У лошадей отмечается размашистая и правильная рысь, при которой экипаж практически не трясет даже на неровных дорогах.

В советское время покладистые и уравновешенные орловцы использовались в конной милиции.

В отечественном коневодстве орловская лошадь используется в селекции упряжных пород, улучшении сельскохозяйственных и некоторых верховых пород.

Российские породы

Традиционно породы, разводимые в России, подразделялись по совершенству породы, её культурности. По назначению лошади классифицировались на верховых, упряжных и тяжеловозов. Разделение по селекции выделяет три больших группы.

  • Аборигенные. Этот вид, сформировавшийся стихийно в регионах, наиболее приспособлен к местным условиям. Такие кони не пугаются горных троп, умеют ходить по глубокому снегу, не боятся мороза. К ним можно отнести якутских лошадок, лошадь печорскую, кузнецкую, вятскую, сибирскую. Горные лошади Кавказа, степные и пустынные Средней Азии… Все они дали материал для выведения пород с отличными рабочими качествами.
  • Переходные. Эти виды отличаются своей многофункциональностью, они вобрали в себя выносливость аборигенных пород и стать привезённых верховых коней.
  • Заводские. Племя, выведенное человеком при помощи тщательного отбора качеств, длительной селекции. Русские породы, разводимые на конезаводах, – донская, орловский рысак, русская верховая, русский рысак, будёновская, русский тяжеловоз.

Такое разделение часто является условным, так как некоторые местные породы выводились с не меньшей тщательностью и в течение веков. К ним можно отнести аборигенных ахалтекинских скакунов, башкирскую лошадь, рослого кавказского карабаира, тянь-шаньского марвари. Какие породы лошадей традиционно разводят в России?

Вопреки спорным мнениям о личности командарма С. М. Будённого, командира легендарной Первой Конной Армии, он являлся одним из основоположников возрождения русской лошади после гражданской войны, которая практически уничтожила племенное коневодство. Его «Книга о лошади» является настоящей энциклопедией. В ней наиболее полно отражены вся история русского коневодства, классификация лошадей, есть интересные селекционные выводы и рекомендации.

С течением времени, в связи с развитием автомобиля, значение коня как транспортного средства значительно утратилось. В настоящее время свою значимость сохранили верховые лошади. Современный мир ещё выше поднял значение чистокровных пород лошадей. Теперь это красивый зрелищный спорт — бега и скачки, выездка. Возрождение разведения скаковых лошадей в нашей стране находится ещё на начальном уровне. Но традиции русского коневодства сохранены, и это внушает оптимизм.

С появлением автомобилей спрос на лошадей снизился

Характерные черты

Русские ардены отличаются рядом положительных характерных черт темперамента. Они спокойны, не злобны, не агрессивны, покладисты, уравновешены. К людям относятся с добротой, верные и преданные по натуре. Кроме того, они отлично ходят в упряжке, могут много и качественно трудиться, не боятся тяжелой работы. С точки зрения рабочей породы, русский тяжеловоз идеален. К этому можно смело добавить присущую их предкам способность быстро приспосабливаться и нормально переносить не слишком мягкий климат, новых хозяев, перемену мест.

Несмотря на вышесказанное, лошадь нельзя назвать флегматичной, она довольно резва, активна, энергична, любознательна. Практически единственная из всех тяжеловесных пород может пуститься галопом. Иногда может быть упрямой, но в целом это незаменимый помощник и друг. Русские тяжеловозы давно обошли своих предков по всем характеристикам, считаются самой габаритной разновидностью тяжеловесных лошадей. Их достоинства признаны на международных выставках.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector